Задачи:
1. Познакомить учащихся со свойствами Н2SO4 общими с другими кислотами, окислительными свойствами концентрированной Н2SO4, продолжить формирование практических навыков работы с реактивами, формирование словесного и наглядного мышления.
2. Продолжить формирование познавательного интереса, навыков учебного труда, развития речи.
3. Продолжение формирования материалистических идей (познаваемость мира; общее - частное) связь между строением и свойствами.
Методы: словесные, наглядно-иллюстрированные, практические.
Формы: групповая, фронтальная.
Оборудование: Н2SO4 концентрированная, лучинка, сахароза, Си, спиртовка. (Д/Э)
На столы учащихся: BaCl2; ZnSO4
I - группа: раствор Н2SO4, лакмус, метилоранж, Си, Zn
II - группа: раствор Н2SO4, СиО, спиртовка
III - группа: раствор Н2SO4, NaOH, фенолфталеин
Ход урока
I. Организационный момент.
Цели:
Психологический настрой учащихся на активную работу на уроке, организация внимания (1 мин.).
II. Проверка домашнего задания, подготовка к восприятию нового материала (7 мин.).
Цель: проверить степень усвоенного материала, ликвидация пробелов, подготовка к восприятию нового.
Тестовый опрос:
1. Какая формула отражает строение атома серы?
а) )))6
б) ))))6
в) )))4
2. Окислительные свойства S проявляются при взаимодействии с ...:
а) О2
б) F2
в) металлами
3. С каким веществом SO2 не будет взаимодействовать:
а) Са(ОН)2
б) ВаО
в) СО2
4. Какие предприятия являются источником поступления SO2 в атмосферу:
а) алюминиевый завод
б) завод по производству Zn
в) завод по производству NH3
5. Почему за последнее десятилетие, разрушение старинных зданий и скульптур происходит быстрее, чем за предыдущее время?
Учащиеся осуществляют взаимопроверку, потом сверяют правильность ответов с ответами на кодопленке.
Вопрос классу: Какие оксиды может образовывать сера? Какие кислоты им соответствуют?
III. Новый материал.
Цели: Познакомить со свойствами Н2SO4, сходными с другими кислотами, с особыми свойствами Н2SO4:
Продолжить формирование навыков экспериментальной работы; умение наблюдать, делать выводы, четко излагая свои мысли.
Сегодня мы познакомимся с серной кислотой, проведем исследовательскую работу по изучению ее свойств, будем учиться объяснять наблюдаемые явления, делать выводы, развивать умения, необходимые в жизни каждому из нас.
План урока (записан на доске).
1. Формула.
2. Физические свойства и ТБ.
3. Свойства Н2SO4, сходные с другими кислотами.
4. Особые свойства.
5. Соли Н2SO4.
6. Распознавание Н2SO4 и ее солей.
7. Применение Н2SO4, и солей.
+ +6 -2
1. Н2SO4
2. Тяжелая маслянистая жидкость, р = 1,84 г/см3, нелетучая, гигроскопическая, хорошо растворима в воде.
Правила растворения Н2SO4 и работы с ней (вспоминаем 8 класс).
3. Н2SO4 - общие с другими кислотами.
Экспериментальная работа по группам:
1 группа - в 2 пробирки налейте 2 мл раствора серной кислоты, добавьте в одну лакмус, в другую- метилоранж . Поместите в одну пробирку медь, в другую - цинк.
2 группа - в пробирку поместите оксид меди, добавите серной кислоты, закрепите пробирку в держателе и аккуратно прогрейте.
3 группа - в пробирку налейте гидроксид натрия, добавьте фенолфталеин и по каплям добавьте серную кислоту. Учащиеся проводят опыт, демонстрируют остальным группам, делают вывод о свойстве Н2SO4, пишут уравнения реакций в таблицу.
На доске:
Н2SO4
Свойства, общие с другими кислотами
Особые свойства
- диссоциация
- взаимодействие с активными металлами
- взаимодействие с основными оксидами
- взаимодействие с основаниями
Свойства концентрированной серной кислоты объясняет учитель, проводит демонстрационный эксперимент: обугливание лучинки, обугливание сахара, взаимодействие с металлами (кроме Al, Fe, Ni, Cr).
соль + вода + H2S
Ме + Н2SO4 соль + вода + S
соль + вода + SO2
Учитель записывает свойства концентрированной серной кислоты и уравнения реакций в таблицу.
2-
соли: сульфаты (SO4)
-
гидросульфаты (НSO4)
2-
Для распознавания иона SO4 используется
соль? (Находим по таблице растворимости)
учащиеся проводят эксперимент: к раствору серной кислоты и сульфата добавляют хлорид бария, делают вывод о правильности своих предположений, пишут уравнения реакций.
Некоторые соли серной кислоты:
CuSO4 *5H2O
FeSO4*7H2O
K Al(SO4)2
CaSO4*2H2O
Дома напишите название этих солей, где они применяются, а также о применении Н2SO4.
IV. Закрепление.
Цель: Проверить степень усвоения материала, ликвидация пробелов.
Самостоятельная тестовая работа
1. Н2SO4 хорошо поглощает влагу. Это свойство называется:
а) нелетучесть
б) гигроскопичность
в) электропроводность
2. При разбавлении Н2SO4...
а) кислоту добавляют к Н2О
б) воду к кислоте
в) не имеет значения
3. Раствор Н2SO4 будет реагировать с:
I. а) Мg б) Си в) Ag
II. а) СО2 б) СиО в) HCl
4. Н2SO4 от Na2SO4 можно отличить с помощью:
а) BaCl2
б) лакмуса
в) AgNO3
5. Н2SO4 можно отличить от HCl с помощью:
а) BaCl2
б) лакмуса
в) метилоранжа
Проверка (один учащийся читает свои ответы, остальные проверяют).
а а б б а
Допишите уравнения реакции:
Ag + Н2SO4 = Zn + Н2SO4=
концентр.
концентр.
Подведение итогов.
Цель: оценить работу класса и отдельных учащихся на уроке.
Домашнее задание: параграф 31, задание в тетради.