Урок химии по теме "Серная кислота"

Разделы: Химия


Задачи:

1. Познакомить учащихся со свойствами Н2SO4 общими с другими кислотами, окислительными свойствами концентрированной Н2SO4, продолжить формирование практических навыков работы с реактивами, формирование словесного и наглядного мышления.

2. Продолжить формирование познавательного интереса, навыков учебного труда, развития речи.

3. Продолжение формирования материалистических идей (познаваемость мира; общее - частное) связь между строением и свойствами.

Методы: словесные, наглядно-иллюстрированные, практические.

Формы: групповая, фронтальная.

Оборудование: Н2SO4 концентрированная, лучинка, сахароза, Си, спиртовка. (Д/Э)

На столы учащихся: BaCl2; ZnSO4

I - группа: раствор Н2SO4, лакмус, метилоранж, Си, Zn

II - группа: раствор Н2SO4, СиО, спиртовка

III - группа: раствор Н2SO4, NaOH, фенолфталеин

Ход урока

I. Организационный момент.

Цели:

Психологический настрой учащихся на активную работу на уроке, организация внимания (1 мин.).

II. Проверка домашнего задания, подготовка к восприятию нового материала (7 мин.).

Цель: проверить степень усвоенного материала, ликвидация пробелов, подготовка к восприятию нового.

Тестовый опрос:

1. Какая формула отражает строение атома серы?

а) )))6

б) ))))6

в) )))4

2. Окислительные свойства S проявляются при взаимодействии с ...:

а) О2

б) F2

в) металлами

3. С каким веществом SO2 не будет взаимодействовать:

а) Са(ОН)2

б) ВаО

в) СО2

4. Какие предприятия являются источником поступления SO2 в атмосферу:

а) алюминиевый завод

б) завод по производству Zn

в) завод по производству NH3

5. Почему за последнее десятилетие, разрушение старинных зданий и скульптур происходит быстрее, чем за предыдущее время?

Учащиеся осуществляют взаимопроверку, потом сверяют правильность ответов с ответами на кодопленке.

Вопрос классу: Какие оксиды может образовывать сера? Какие кислоты им соответствуют?

III. Новый материал.

Цели: Познакомить со свойствами Н2SO4, сходными с другими кислотами, с особыми свойствами Н2SO4:

Продолжить формирование навыков экспериментальной работы; умение наблюдать, делать выводы, четко излагая свои мысли.

Сегодня мы познакомимся с серной кислотой, проведем исследовательскую работу по изучению ее свойств, будем учиться объяснять наблюдаемые явления, делать выводы, развивать умения, необходимые в жизни каждому из нас.

План урока (записан на доске).

1. Формула.

2. Физические свойства и ТБ.

3. Свойства Н2SO4, сходные с другими кислотами.

4. Особые свойства.

5. Соли Н2SO4.

6. Распознавание Н2SO4 и ее солей.

7. Применение Н2SO4, и солей.

      + +6 -2
1. Н2SO4

2. Тяжелая маслянистая жидкость, р = 1,84 г/см3, нелетучая, гигроскопическая, хорошо растворима в воде.

Правила растворения Н2SO4 и работы с ней (вспоминаем 8 класс).

3. Н2SO4 - общие с другими кислотами.

Экспериментальная работа по группам:

1 группа - в 2 пробирки налейте 2 мл раствора серной кислоты, добавьте в одну лакмус, в другую- метилоранж . Поместите в одну пробирку медь, в другую - цинк.

2 группа - в пробирку поместите оксид меди, добавите серной кислоты, закрепите пробирку в держателе и аккуратно прогрейте.

3 группа - в пробирку налейте гидроксид натрия, добавьте фенолфталеин и по каплям добавьте серную кислоту. Учащиеся проводят опыт, демонстрируют остальным группам, делают вывод о свойстве Н2SO4, пишут уравнения реакций в таблицу. 

На доске:

Н2SO4

Свойства, общие с другими кислотами

Особые свойства

  • диссоциация
  • взаимодействие с активными металлами
  • взаимодействие с основными оксидами
  • взаимодействие с основаниями

Свойства концентрированной серной кислоты объясняет учитель, проводит демонстрационный эксперимент: обугливание лучинки, обугливание сахара, взаимодействие с металлами (кроме Al, Fe, Ni, Cr).

соль + вода + H2S

Ме + Н2SO4 соль + вода + S

соль + вода + SO2

Учитель записывает свойства концентрированной серной кислоты и уравнения реакций в таблицу.

                                       2-
соли: сульфаты (SO4)

                               -
гидросульфаты (НSO4)

                                                          2-
Для распознавания иона SO4 используется соль? (Находим по таблице растворимости)

учащиеся проводят эксперимент: к раствору серной кислоты и сульфата добавляют хлорид бария, делают вывод о правильности своих предположений, пишут уравнения реакций.

Некоторые соли серной кислоты:

CuSO4 *5H2O

FeSO4*7H2O

K Al(SO4)2

CaSO4*2H2O

Дома напишите название этих солей, где они применяются, а также о применении Н2SO4.

IV. Закрепление.

Цель: Проверить степень усвоения материала, ликвидация пробелов.

Самостоятельная тестовая работа

1. Н2SO4 хорошо поглощает влагу. Это свойство называется:

а) нелетучесть

б) гигроскопичность

в) электропроводность

2. При разбавлении Н2SO4...

а) кислоту добавляют к Н2О

б) воду к кислоте

в) не имеет значения

3. Раствор Н2SO4 будет реагировать с:

I. а) Мg б) Си в) Ag

II. а) СО2 б) СиО в) HCl

4. Н2SO4 от Na2SO4 можно отличить с помощью:

а) BaCl2

б) лакмуса

в) AgNO3

5. Н2SO4 можно отличить от HCl с помощью:

а) BaCl2

б) лакмуса

в) метилоранжа

 Проверка (один учащийся читает свои ответы, остальные проверяют).

а а б б а

Допишите уравнения реакции:

Ag + Н2SO4 = Zn + Н2SO4=
        концентр.          концентр.

Подведение итогов.

Цель: оценить работу класса и отдельных учащихся на уроке.

Домашнее задание: параграф 31, задание в тетради.