Внеклассное мероприятие по географии "Политическая карта мира"

Разделы: Внеклассная работа


Цель урока: формировать у учащихся умение работать в группах.

Задачи урока:

  • развивать у учащихся познавательный интерес к изучению предмета;
  • обобщить и закрепить знания учащихся по политической карте мира;
  • воспитывать у учащихся коммуникативные качества;
  • развивать у учащихся логическое мышление.

Оборудование: политическая карта мира, карточки-задания.

Форма работы учащихся: групповая.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения: познавательная игра-соревнование.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя. Предварительно учитель разбивает класс на команды по 5-6 человек. Учащиеся выбирают командира команды.

II. Проведение игры.

Конкурс 1 (разминка)

За верный ответ этого конкурса команда получает 1 балл, за ошибку – минус 0,5 балла. При ответе на задания пользоваться атласом нельзя.

Команде 1 предлагается назвать страны Восточной Европы, не имеющие выхода к морю.

Ответ: Чехия, Словакия, Венгрия.

Команде 2 - назвать страны Латинской Америки, не имеющие выхода к морю.

Ответ: Боливия, Парагвай.

Команде 3 – назвать страны Центральной Африки, не имеющие выхода к морю.

Ответ: Центральноафриканская Республика, Уганда, Руанда, Бурунди.

Команде 4 – назвать страны Южной Азии, не имеющие выхода к морю.

Ответ: Бутан, Непал.

Конкурс 2 – “Знатоки политической карты”

Каждая команда выдвигает по одному представителю. Этому знатоку предстоит испытание – показать на карте 6 стран по выбору команд-соперников (т.е. каждая команда предлагает показать по 2 страны). За одно верно показанное государство добавляется по 1 баллу.

Конкурс 3 – “Знаете ли вы города мира?”

Учащимся команд предлагается с 5 попыток отгадать название города. Если город назван правильно с первой попытки – команда получает 5 баллов, со второй – 4, с третьей – 3, с четвертой – 2, с пятой – 1. Если команда не может отгадать город, право предоставляется другим командам, но уже без подсказок.

Город № 1

  1. Этот город располагается более, чем на 100 островах, по берегам 65 рек и каналов, соединенных 365 мостами.
  2. По финской легенде, этот город не мог быть построен на топкой и зыбкой болотистой почве. Поэтому он был вначале построен на небе и лишь потом осторожно опущен на землю.
  3. Об этом городе французский маркиз де Кюстин в XIX в. писал, что в нем “Европа показывает себя Азии, а Азия – Европе”.
  4. Широко известно высказывание Д. Дидро по поводу географического положения этого города: “Чрезвычайно нецелесообразно помещать сердце на кончике пальца”.
  5. Карамзин называл его “городом, выросшим из блестящей ошибки Петра I”, а живший в нем герой одного из романов Достоевского боялся: “А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым?” (“Подросток”).

Ответ: Санкт-Петербург.

Город № 2

  1. Этот город являлся столицей огромной империи, созданной не столько путем завоеваний, сколько удачными династическими браками.
  2. В начале XX в. чехов в этом городе жило так много, что его называли вторым (после Праги) по величине чешским городом мира.
  3. На берегах великой реки, на которой расположен этот столичный город, находятся столицы еще трех европейских государств.
  4. В водопровод этого города подается лучшая вода в Европе, а визитными карточками национальной кухни страны, где расположен этот город, являются бисквитно-шоколадный торт, яблочный штрудель в горячем ванильном соусе и крендель (прецль).
  5. Название этого города неразрывно связано с такими понятиями, как вальс, лес стул, шницель.

Ответ: Вена.

Город № 3

  1. В 1626 г. на острове Манхаттан голландцы основали колонию, получившую название Новый Амстердам.
  2. В 1664 г. город был переименован и назван в честь брата английского короля Карла II.
  3. Расположен на острове у пролива Лонг-Айленд в дельте реки Гудзон.
  4. Ведущий финансово-промышленный центр.
  5. В этом городе имеется длинная улица (Бродвей), на которой расположено 40 театров.

Ответ: Нью-Йорк.

Город № 4

  1. Захватившие Киев, Аскольд и Дир не посмели близко подойти к этому городу, так как “град” велик и мног людьми” (Устюжский летописный свод).
  2. В Средние века этот русский город получил самоуправление по Магдебургскому праву.
  3. Три полка, составленные из жителей этого города, участвовали в битве с рыцарями Тевтонского ордена при Грюнвальде, и, как пишет польский хронист Длугош, эти полки были единственными, которые сражались, не отступив Нина шаг.
  4. Стены этого города строил известный архитектор Федор Конь, который ранее работал над сооружением Белого города в Москве.
  5. В Успенском соборе этого города хранится икона, перед которой получили благословение русские войска накануне Бородинской битвы.

Ответ: Смоленск.

Конкурс 4

Каждой команде предлагается ответить на 1 вопрос. На обсуждение данного вопроса отводится 5 минут.

Вопрос команде 1.

2003 год был объявлен ООН годом чистой питьевой воды. Почему проблеме обеспечения населения чистой водой уделяется столь пристальное внимание?

Ответ: Потому что: 1) питьевой воды не хватает даже в развитых странах, поскольку воды суши уже сильно загрязнены; 2) от качества воды зависит состояние здоровья человека.

Вопрос команде 2.

Одним из способов решения многих глобальных проблем мира могла бы стать удачно проведенная в некоторых странах и регионах демографическая политика. Почему так не происходит?

Ответ: Демографическая политика проводится не во всех странах мира, поэтому ее результаты не оказывают существенного влияния на ход решения глобальных проблем человечества, а в некоторых странах не удалось преодолеть религиозные убеждения.

Вопрос команде 3.

Федеративное устройство имеют 24 страны мира. В одних странах оно связано с национально-этническим принципом, в других – с историко-географическими особенностями. С чем может быть связан переход страны от унитарного к федеративному административно-территориальному устройству?

Ответ: Во-первых, с увеличением территории за счет присоединения новых административно- территориальных единиц; во-вторых, с обострением национальных противоречий между разными народами.

Вопрос команде 4.

Южно-Африканская Республика – единственная экономически развитая страна Африки. С чем связан высокий уровень развития этой страны?

Ответ: ЮАР – бывшая переселенческая колония (доминион) Великобритании, которая отличается своеобразием политического и экономического развития. Таким образом, ЮАР стала высокоразвитой страной благодаря англичанам. В этой стране ведется добыча золота, алмазов, что приводит к росту доходов.

Конкурс 5 – “Домашнее задание”

Каждая команда – участница должна придумать по 6 вопросов (заранее). Вопросы задает команда 1 – команде 2, команда 2 – команде 3, команда 3 – команде 4, команда 4 – команде 1. Причем вопрос должен быть задан каждому участнику команды. За верный ответ команда получает 1 балл.

III этап. Подведение итогов игры.

Выставление оценок. Те учащиеся, которые активно работали на уроке, называли правильные ответы, получают оценку “5”, кто ошибся 1-2 раза – получают оценку “4”, кто мало работал на уроке – оценку “3”. Неудовлетворительных оценок быть не должно, так как в этом случае исчезает положительная мотивация.