Цель урока: формировать у учащихся умение работать в группах.
Задачи урока:
- развивать у учащихся познавательный интерес к изучению предмета;
- обобщить и закрепить знания учащихся по политической карте мира;
- воспитывать у учащихся коммуникативные качества;
- развивать у учащихся логическое мышление.
Оборудование: политическая карта мира, карточки-задания.
Форма работы учащихся: групповая.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения: познавательная игра-соревнование.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учителя. Предварительно учитель разбивает класс на команды по 5-6 человек. Учащиеся выбирают командира команды.
II. Проведение игры.
Конкурс 1 (разминка)
За верный ответ этого конкурса команда получает 1 балл, за ошибку – минус 0,5 балла. При ответе на задания пользоваться атласом нельзя.
Команде 1 предлагается назвать страны Восточной Европы, не имеющие выхода к морю.
Ответ: Чехия, Словакия, Венгрия.
Команде 2 - назвать страны Латинской Америки, не имеющие выхода к морю.
Ответ: Боливия, Парагвай.
Команде 3 – назвать страны Центральной Африки, не имеющие выхода к морю.
Ответ: Центральноафриканская Республика, Уганда, Руанда, Бурунди.
Команде 4 – назвать страны Южной Азии, не имеющие выхода к морю.
Ответ: Бутан, Непал.
Конкурс 2 – “Знатоки политической карты”
Каждая команда выдвигает по одному представителю. Этому знатоку предстоит испытание – показать на карте 6 стран по выбору команд-соперников (т.е. каждая команда предлагает показать по 2 страны). За одно верно показанное государство добавляется по 1 баллу.
Конкурс 3 – “Знаете ли вы города мира?”
Учащимся команд предлагается с 5 попыток отгадать название города. Если город назван правильно с первой попытки – команда получает 5 баллов, со второй – 4, с третьей – 3, с четвертой – 2, с пятой – 1. Если команда не может отгадать город, право предоставляется другим командам, но уже без подсказок.
Город № 1
- Этот город располагается более, чем на 100 островах, по берегам 65 рек и каналов, соединенных 365 мостами.
- По финской легенде, этот город не мог быть построен на топкой и зыбкой болотистой почве. Поэтому он был вначале построен на небе и лишь потом осторожно опущен на землю.
- Об этом городе французский маркиз де Кюстин в XIX в. писал, что в нем “Европа показывает себя Азии, а Азия – Европе”.
- Широко известно высказывание Д. Дидро по поводу географического положения этого города: “Чрезвычайно нецелесообразно помещать сердце на кончике пальца”.
- Карамзин называл его “городом, выросшим из блестящей ошибки Петра I”, а живший в нем герой одного из романов Достоевского боялся: “А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым?” (“Подросток”).
Ответ: Санкт-Петербург.
Город № 2
- Этот город являлся столицей огромной империи, созданной не столько путем завоеваний, сколько удачными династическими браками.
- В начале XX в. чехов в этом городе жило так много, что его называли вторым (после Праги) по величине чешским городом мира.
- На берегах великой реки, на которой расположен этот столичный город, находятся столицы еще трех европейских государств.
- В водопровод этого города подается лучшая вода в Европе, а визитными карточками национальной кухни страны, где расположен этот город, являются бисквитно-шоколадный торт, яблочный штрудель в горячем ванильном соусе и крендель (прецль).
- Название этого города неразрывно связано с такими понятиями, как вальс, лес стул, шницель.
Ответ: Вена.
Город № 3
- В 1626 г. на острове Манхаттан голландцы основали колонию, получившую название Новый Амстердам.
- В 1664 г. город был переименован и назван в честь брата английского короля Карла II.
- Расположен на острове у пролива Лонг-Айленд в дельте реки Гудзон.
- Ведущий финансово-промышленный центр.
- В этом городе имеется длинная улица (Бродвей), на которой расположено 40 театров.
Ответ: Нью-Йорк.
Город № 4
- Захватившие Киев, Аскольд и Дир не посмели близко подойти к этому городу, так как “град” велик и мног людьми” (Устюжский летописный свод).
- В Средние века этот русский город получил самоуправление по Магдебургскому праву.
- Три полка, составленные из жителей этого города, участвовали в битве с рыцарями Тевтонского ордена при Грюнвальде, и, как пишет польский хронист Длугош, эти полки были единственными, которые сражались, не отступив Нина шаг.
- Стены этого города строил известный архитектор Федор Конь, который ранее работал над сооружением Белого города в Москве.
- В Успенском соборе этого города хранится икона, перед которой получили благословение русские войска накануне Бородинской битвы.
Ответ: Смоленск.
Конкурс 4
Каждой команде предлагается ответить на 1 вопрос. На обсуждение данного вопроса отводится 5 минут.
Вопрос команде 1.
2003 год был объявлен ООН годом чистой питьевой воды. Почему проблеме обеспечения населения чистой водой уделяется столь пристальное внимание?
Ответ: Потому что: 1) питьевой воды не хватает даже в развитых странах, поскольку воды суши уже сильно загрязнены; 2) от качества воды зависит состояние здоровья человека.
Вопрос команде 2.
Одним из способов решения многих глобальных проблем мира могла бы стать удачно проведенная в некоторых странах и регионах демографическая политика. Почему так не происходит?
Ответ: Демографическая политика проводится не во всех странах мира, поэтому ее результаты не оказывают существенного влияния на ход решения глобальных проблем человечества, а в некоторых странах не удалось преодолеть религиозные убеждения.
Вопрос команде 3.
Федеративное устройство имеют 24 страны мира. В одних странах оно связано с национально-этническим принципом, в других – с историко-географическими особенностями. С чем может быть связан переход страны от унитарного к федеративному административно-территориальному устройству?
Ответ: Во-первых, с увеличением территории за счет присоединения новых административно- территориальных единиц; во-вторых, с обострением национальных противоречий между разными народами.
Вопрос команде 4.
Южно-Африканская Республика – единственная экономически развитая страна Африки. С чем связан высокий уровень развития этой страны?
Ответ: ЮАР – бывшая переселенческая колония (доминион) Великобритании, которая отличается своеобразием политического и экономического развития. Таким образом, ЮАР стала высокоразвитой страной благодаря англичанам. В этой стране ведется добыча золота, алмазов, что приводит к росту доходов.
Конкурс 5 – “Домашнее задание”
Каждая команда – участница должна придумать по 6 вопросов (заранее). Вопросы задает команда 1 – команде 2, команда 2 – команде 3, команда 3 – команде 4, команда 4 – команде 1. Причем вопрос должен быть задан каждому участнику команды. За верный ответ команда получает 1 балл.
III этап. Подведение итогов игры.
Выставление оценок. Те учащиеся, которые активно работали на уроке, называли правильные ответы, получают оценку “5”, кто ошибся 1-2 раза – получают оценку “4”, кто мало работал на уроке – оценку “3”. Неудовлетворительных оценок быть не должно, так как в этом случае исчезает положительная мотивация.