Цель: ознакомление детей с искусством бального танца “вальс”
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей с происхождением бального танца “вальс”;
- развивать умение детей различать разновидности танца “вальс”;
- разучить основные элементы танца “вальс”;
развивающие:
- развивать умение эмоционально выражать характер музыки;
- поощрять детскую импровизацию и творческую инициативу в движениях и пластике;
воспитательные:
Материалы: мультимедиа; записи музыкальных произведений: П.И. Чайковский “Вальс цветов”, вальс из кинофильма “Мой ласковый и нежный зверь” Е. Дога; слайды: фото различных вальсов, бального зала, вида старинного замка, Золушка; видеоматериал (“Медленный вальс”, “Танго”, “Венский вальс”); волшебная палочка; атрибуты: цветы.
Ход занятия
Организационный момент: Дети входят в зал. Их встречает Фея танцев.
Фея: Ребята, какие вы сегодня красивые! Скажите, вы меня узнали?
- Я Фея танцев!
Фея: Ребята, когда вы приходите в детский сад, вы первым делом что говорите воспитателю?
Мы сегодня с вами поприветствуем друг друга и гостей по-особенному. Мы сделаем поклон. (Педагог объясняет, как делать поклон девочкам и мальчикам).
Фея: Ребята, посмотрите, что мы видим вдалеке? (Слайд 1. Презентация)
Видны стены и высокие башни старинного замка. Сегодня в этом замке большой праздник.
Фея: Посмотрите, кто же спешит в этот замок? (Слайд 2)
Дети: Золушка.
Фея: Как вы думаете, на какой праздник спешит Золушка?
Ребята, вы хотите попасть на бал? Но для этого мы должны выяснить, чем занимаются люди на балу? (Встречаются, танцуют, общаются)
Фея: Какие танцы танцуют на балах? (Танго, фокстрот, полька)
Фея: Самый главный танец, который танцуют на балу, - это вальс
Ребята, что вы знаете про вальс?
Фея: Вальс переводится с французского языка как “кружиться в танце”
Исследователи относят рождения вальс к концу 18 века, то есть он появился очень, очень давно. Он стремительно ворвался в бальные залы. Вальс получил полное признание и достиг популярности. И если посчитать, то вальс танцуют уже более двухсот лет.
Фея: Это парный танец, где присутствуют плавные, грациозные, медленные, изящные движения. Раньше, когда страной правили короли и королевы, балы проходили очень часто. И вышел такой указ, чтобы все мужчины и женщины, их еще звали дамы и кавалеры, которые приезжали на бал, обязательно должны уметь танцевать вальс и другие танцы. Иначе их не уважали в обществе и не приглашали на бал.
Для бала отводилось специальное место в замке - огромный зал, в котором обязательно делали паркетный пол, чтобы лучше было скользить. (Слайд 3, 4)
Давайте мы посмотрим, как люди танцевали вальс раньше и как его танцуют сейчас. (Слайд 5, 6, 7, 8, 9)
Со временем вальс постоянно менялся. Раньше его танцевали быстро, а теперь более медленно.
Существует очень много разновидностей вальса (Слайды)
- Венский вальс
- Фигурный вальс
- Вальс-миньон
- Вальс-мазурка
- Вальс-гавот
- Медленный вальс
- Застенчивый вальс
- Свадебный вальс
- Школьный вальс
(К фото различных вальсов подбираем название самых знаменитых вальсов)
Фея: Ребята, мы же хотим попасть с вами на бал?
Что нам для этого нужно сделать? (красиво одеться, надеть маски, научиться танцевать)
Фея: Правильно, нужно научиться танцевать вальс.
Но для начала мы с вами посмотрим, как танцуют вальс настоящие профессионалы.
Видео DVD-диск ХI Открытый Чемпионат России, европейская программа. Серия Russian Open Championships 2005
1. “Медленный вальс”.
2. “Танго” (Сравнение движений танго с вальсом).
3. “Венский вальс”.
Фея: Ребята, вам нравится, как танцуют вальс? Обратите внимание на движения, какие они? (Ответы детей)
Фея: Посмотрите на их лица, что вы видите? (Ответы детей) Давайте сравним эти два вальса. В чем сходство? В чем их различие?
Послушайте, как свои впечатления об этом танце выразила поэт Людмила Линдронт:
Не узнать сегодня ни подруг, ни друга,
Если не успеешь заглянуть в глаза.
Это не метели кружатся по кругу,
Это вихрем вальса бал ворвался в зал.
Фея: Почему сегодня не узнать друг друга?
Какие слова нам подсказывают, что это танец “вальс”?
С чем сравнивает поэт вальс?
Фея: Как вы думаете, без чего мы не сможем станцевать вальс? (Без музыки)
Фея: Сейчас мы послушаем музыкальное произведения П.И.Чайковского (слушание музыки).
Фея: Что вам представляется под эту музыку?
Фея: Кто бы мог танцевать под эту музыку?
Фея: Вам знакомо это произведение? Какие движения хочется делать под эту музыку? (Ответы детей)
Фея: Это ребята произведение П.И.Чайковского “Вальс цветов”.
Вот как красиво, используя нежные интонации, которые исполняют арфа, скрипки, виолончели, композитор Чайковский изобразил целый луг танцующих цветов.
Я предлагаю вам взять цветы и изобразить движениями вальс цветов. (Импровизация танца)
Фея: Как вы думаете, у вас получился настоящий вальс?
Фея: У вас получился сказочный вальс.
Настоящему вальсу, как и другим танцам, нужно учиться. Существуют специальные школы, которые так и называются “Школы бального танца”.
Фея: Мы с вами тоже научимся танцевать и разучим свой маленький вальс
Для начала мальчики приглашают девочек на вальс. (Приглашение на вальс; разучивание движений танца)
1. Основной ход вальса под счет 1 2 3.
2. Кружение “Лодочкой”.
3. Кружени под рукой партнера.
4. “Зеркало”.
Фея: Ребята, теперь мы точно можем отправиться на бал. Закройте все глаза, я взмахну своей волшебной палочкой, и мы окажемся на балу. Раз, два, три.
(Звучит мелодия из кинофильма “Мой ласковый и нежный зверь” Е. Дога; на мультимедиа идет показ видеозаписи вальса, где пара начинает кружение.)
Ребята, вы слышите, звучит ласковая мелодия скрипок, и вот уже первая пара кружится в медленном вальсе. Давайте, мы тоже станцуем свой маленький вальс.
Кавалеры, приглашайте дам на вальс
(Звучит музыка, и дети начинают танцевать вальс.)
Молодцы, ребята. У вас получился замечательный вальс. Мы могли бы еще танцевать, но нам пора возвращаться в детский сад.
Закройте все глаза, я взмахну волшебной палочкой, и мы окажемся в детском саду. Раз, два, три.
Итог занятия.
Фея:
- Ребята, вам понравилось танцевать вальс?
- Что вы чувствовали, когда танцевали вальс?
- Что вы можете рассказать о вальсе другим людям?
Давайте мы друг другу сделаем поклон. (Дети выполняют поклон)