Урок географии по теме "Внутренние воды Северной Америки"

Разделы: География


Цели урока:

  1. Продолжить формировать представления и знания о природе материка Северная Америка; вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия. Сформировать представление о внутренних водах, их распределении по материку, свойствах, источниках и режиме питания, характере течения, использование. Познакомиться с крупнейшими реками и озерами, водопадами.
  2. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между климатом, рельефом, внутренними водами используя различные карты атласа. Работать с номенклатурой. Работая в паре развивать умение сотрудничать, развивать речь.
  3. Экологическое воспитание на примере загрязнения вод материка.

Основные этапы урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы.

3. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

4. Сообщение цели и задач урока и мотивация деятельности.

5. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

7. Подведение итогов урока.

Оборудование: Физическая карта Северной Америки, атласы на столе у каждого ученика, список номенклатуры по изучаемому материку, слайдовая презентация  (приложение 1).

Ход урока

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Эпиграф: “Никто не должен считать себя нулем” (слайд 1).

Как вы думаете, что они обозначают?

  • Все должны работать на уроке.
  • Каждый имеет возможность проявить себя на уроке. И др.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение материка Северная Америка. А для того, чтобы определить о чем пойдет речь на уроке, вам предлагается объединить следующие понятия (слайд 2).

  • В Северной Америке есть рекламный проспект “Лошадь, которая не устает”.
  • Многие американские писатели воспевают это “Отец вод”
  • Когда – то лоцман Самоэль Клеменс говорил про нее “Первая в мире обманщица”.

Учащиеся говорят, что речь пойдет о реках и озерах, другими словами о ВНУТРЕННИХ ВОДАХ МАТЕРИКА (слайд 3).

Ребята, а что о внутренних водах материка мы должны знать? (Учащиеся говорят)

- Какие реки и озера есть на материке?

  • Где они берут начало?
  • Куда несут свою воду?
  • Какие по характеру течения?
  • Какое имеют питание?
  • Как человек использует воду рек.

Алгоритм работы на уроке (слайд 4).

  • Распределим реки по бассейнам.
  • “Река – продукт климата”
  • Зависимость рек от рельефа.
  • Использование вод человеком.
  • Озера на материке.
  • “Купаться запрещено! Опасно”

Обратимся к карте и посмотрим, как распределены реки по бассейнам на материке Северная Америка (слайд 5).

Для характеристике рек и озер, каждому из вас предлагается стать представителями различных туристических фирм, которые рекламируют замечательные объекты природы - реки и озера Северной Америки Миссисипи, Маккензи, Колорадо, Миссури, Колумбия, Ниагара, Великие озера, Виннипег и др. Для этого, используя текст учебника стр.214-215 и физическую карту атласа рассказать о реках и озерах (слайды 6-20).

Сообщение ученика об экологических проблемах.

Закрепление.

А теперь приготовимся работать по карте (по имеющемуся списку номенклатуры учащиеся работают в парах, а затем по цепочке на настенной карт).

Цифровой диктант провожу в два варианта следующим образом.

На слайде 21 изученные реки и озера под номерами справа и слева. Номер справа для второго варианта, номер слева для первого варианта.

1. Миссури 10.

2. Гурон 9.

3. Большое Медвежье 8.

4. Колумбия 7.

5. Верхнее 6.

6. Большое Соленое 5.

7. Ниагара 4.

8. Миссисипи 3.

9. Маккензи 2.

10. Колорадо 1

Последовательность диктовки.

1. Крупнейшая река впадающая в Мексиканский залив.

2. Самая большая река бассейна Северного Ледовитого океана.

3. Крупное бессточное озеро в районе Большого Бассейна.

4. Крупная река бассейна Тихого океана, впадающая в Калифорнийский залив.

5. Озеро, пересекаемое параллелью 47° с.ш. и меридианом 90° з.д.

6. Река падающая с уступа и образующая крупный водопад.

7. Озеро пересекаемое Северным полярным кругом.

8. Крупнейший приток Миссисипи.

9. Озеро, пересекаемое параллелью 45°с.ш. и меридианом 88° з.д.

10. Река бассейна Тихого океана, устье которой расположено на параллели 46° с.ш.

Взаимопроверка.

Ключ для проверки (слайд 22).

1 вариант –1-8, 2-9, 3-6, 4-10, 5 5, 6-6, 7-3, 8-10, 9-2, 10-4.

2 вариант –1-3, 2-2, 3-5, 4-1, 5-6, 6-4, 7-8, 8-10, 9-9, 10-7.

После взаимоконтроля учащимся предлагается поднять руку у кого оценка “5”; “4”: “3”: “2”

Домашнее задание с инструктажем о выполнении.

Параграф 54, читать, составить кроссворд о реках и озерах Северной Америки. Ключевое слово “Северная Америка”.

Итог урока.

Обратимся к эпиграфу. “Никто не должен считать себя нулем” (слайд 23).

За что ты можешь себя похвалить?

Что приобрел на уроке? И др.

Список литературы

1. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.. География материков и океанов. Учебник для общеобразовательных учреждений.

2. Юрков П.М. Географические диктанты в 5-7 классе.

3. Кондратьев Б.А., Метревели П.М. Уроки географии.

4. Элькин Г.Н. Поурочное планирование 7 класс.

5. Ресурсы Интернета.