Цели:
Оборудование:
для учителя: тема урока, веер проблем, таблицы-проекты, законы дружбы, мяч, синонимы из словаря, ключевые слова, магнитофон, аудиокассета, портреты друзей.
для учащихся: конверт с отдельными словами, пословицы, тесты, листочки.
Форма проведения: урок-проект.
Ход урока
1. Организационный момент. Диалог между учениками.
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно.
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
У каждой группы на столе конверт с пословицей из отдельных слов. Надо собрать пословицу и прикрепить её к доске.
Пословицы: “Друг за друга стой, и выиграешь бой”, “Без друга на душе вьюга”, “С хорошим другом веселее при удаче, легче в беде”.
- Что интересного заметили? (Все пословицы о дружбе)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на нашем занятии?
Открывается тема урока. "Что такое настоящая дружба?"
3. Работа над темой.
- Сегодня мы будем проектировать наши знания и умения по теме занятия.
- Что такое проект? (План, предположение)
- А с чего начинается работа над любым понятием? (С выяснения лексического значения слова)
Проект № 1
Что такое дружба?
а) Прослушайте, пожалуйста, рассказ В.Сухомлинского “Наш папа выздоровел” и свяжите его с темой нашего занятия.
Инсценировка
У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, лежал в больнице, перенёс три операции. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснётся Катя ночью и слышит: мама плачет.
А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.
Встретила девочка во дворе своих одноклассников: Петю и Гришу и поделилась радостью:
- Наш папа выздоровел!
Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.
Катя пошла к девочкам, игравшим в классики.
- Наш папа выздоровел! – сказала она.
Одна девочка с удивлением спросила:
- Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатился комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.
Учитель: Почему заплакала Катя? (Дети продолжают инсценировку)
- Почему ты плачешь, Катя? - услышала она тихий, ласковый голос Кости, молчаливого мальчика, сидевшего за самой последней партой.
Катя подняла голову и, всхлипывая, ответила:
- Наш папа выздоровел…
- Как это хорошо! – обрадовался Костя. Возле нашего дома в бору уже зацвели подснежники. Зайдём после уроков к нам, нарвём подснежников и понесём вашему папе.
Радость сияла в Катиных глазах.
Учитель: Отчего засияла радость в глазах Кати?
- Как вы относитесь к поступку Кости?
- Можно ли Костю назвать другом?
Даже если он раньше не был другом, то сегодня он им точно стал.
- Сможет ли Катя доверить в дальнейшем Косте свою тайну?
б) На доске написано предложение: “Друг – это тот, кто…”.
Ребята по цепочке говорят о том, кто называется другом, а учитель во время выступления учеников составляет на доске перечень ключевых слов.
взаимная помощь
эмоциональная близость
понимание
верность
поддержка
умение хранить тайны
Вывод: Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит её с вами. Друг поймёт ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.
в) Друг – это всегда серьёзно. Какой человек может обладать всеми этими качествами? (Добрый). Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому. И начинать надо с самого себя. Предложенный ранее тест поможет вам определить, добрый ли у вас характер?
Тест “Добрый ли у вас характер?”
- Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?
- Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?
- Верите ли вы, что друзья преданы вам?
- Приятно ли вам, когда незнакомый сверстник говорит вам: “Эй, ты, поди сюда”?
- Способны ли вы ударить кошку или собаку?
- Часто ли вы болеете?
- Часто ли вам хочется поменять парту, за которой вы сидите?
- Продолжаете ли вы отстаивать свою точку зрения, понимая, однако, что это ошибка?
- Тяготят ли вас общественные обязанности?
- Способны ли вы более пяти минут ждать опаздывающего товарища, не проявляя при этом нетерпения?
- Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезучести?
- Сохранили ли вы свои детские игрушки?
- Можете ли вы с улыбкой воспринимать подшучивания друзей?
- Нравится ли вам бывать в кругу вашей семьи?
- Злопамятны ли вы?
- Находите ли вы, что все время стоит погода, нетипичная для данного сезона?
- Случается ли вам быть с утра в плохом настроении?
- Раздражает ли вас классическая музыка?
- Раздражает ли вас присутствие в вашем доме чужих людей, находящихся у вас более часа?
Подсчитайте очки.
Свыше 15 очков – у вас покладистый характер и вы преисполнены доброжелательного отношения к людям.
От 8 до 15 очков – вы не лишены недостатков, но с вами ещё можно ладить.
Ниже 8 очков - вашим друзьям можно посочувствовать.
Сейчас пошлите добро своему другу жестом, мимикой.
г) Послушайте стихотворение А.Барто (читает ученик).
Все живут – не тужат,
А со мной не дружат.
Бант у Кати расписной,
Красные колготки.
И характер кроткий.
Я шепчу:
- Дружи со мной…
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: Но ты учти -
Ты во всём должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной, -
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита!
Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: - А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим.
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы.
Говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг!
- Какие черты характера ярко видны у этой девочки? (Завистливая, льстивая, неискренняя, равнодушная, эгоистичная, наглая, нечестная и т.д.)
- Хотели бы вы стать её другом?
Каким должен быть настоящий друг? (Верным, вежливым, добрым, мудрым, культурным, скромным и т.д.)
- А какой литературный герой призывал жить в дружбе? О каком положительном качестве пел в своей песне Кот Леопольд?
д) Физминутка под песню “Если добрый ты”.
- Бывает, встречается вам человек общительный, внимательный, доброжелательный. Он и советы даёт, и развеселит, и уговорит… А вот другом его назвать – язык не поворачивается. И это только потому, что общаясь с вами, он в действительности занят одним собой. Он, как героиня стихотворения, думает только о себе. Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, умения поставить себя на место друга. Но бывает так, что за дружбу выдают привычку вместе ходить в кино, встречаться, чтобы послушать музыку, готовить вместе уроки. И хотя подобные отношения приятны, и важны, но их скорее можно назвать товарищескими.
Попробуем провести уточнение понятий: друг, товарищ, приятель, ровесник, и занесём их в наш словарь.
- Как можно назвать друга? Какими словами?
Проект № 2
Друг? Товарищ? Приятель? Одноклассник? Ровесник?
Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всём положиться.
Товарищ - человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям жизни (школьный товарищ, боевой товарищ, товарищ по работе).
Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.
Ровесник – человек одного с вами возраста, т.е. сверстник, одногодок, однолеток.
- Как же отличить дружеские отношения от истинной дружбы? Это сложно, но задуматься над этим вопросом стоит, и научиться этому сложному искусству надо.
Проект № 3
“Слово друг у всех на устах, но истинная дружба редка”
а) Учащиеся каждой группы получают по 3 звезды, на лучах которых пишут самые главные на их взгляд качества, без которых дружба состояться не может (бескорыстие, ответственность, уважительность, верность, терпимость, великодушие, чуткость, предупредительность, честность, трудолюбие, упорство, любознательность…).
б) Как связаны между собой дружба и критика?
“Только в одном случае нам
нечего бояться оскорбить друга –
это когда дело идёт о том, чтобы высказать ему
правду
и таким образом, доказать ему свою верность”
(Гораций)
- Надо ли примеряться с недостатками других людей? Древние арабы говорили, что, если будешь искать друзей без недостатков, то и вовсе без друзей останешься…
Иногда можно простить друг другу слабости.
в) Но ведь и ваши друзья, наверное, хотят видеть в вас такие же черты характера. Подчеркните в своих листочках те записанные вами черты характера друга, которые и вам присущи.
г) Рассказ учащихся о своих друзьях (портрет друга по заранее нарисованному рисунку).
д) Игра-проблема “Да – нет – может быть” (от каждой группы двое играющих).
Учитель предлагает веер проблем для оценочной реакции играющих. Играющие откликаются, направляясь в ту сторону, где написано нужное слово:
Мизансцена
- Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадку, чтобы его списать. Согласишься?
- Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Ты станешь делать как он?
- Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить. Ты послушаешь запрет?
- Твой друг сделал что-то плохое, а получаешь ты. Ты сохранишь это втайне?
- Чтобы иметь друзей, надо уметь их завоёвывать. Ты согласен с этим?
- Чтобы иметь друзей, надо уметь быть другом. Это так?
Вы только что искали правильный для себя ответ, разрешая противоречие. Таким образом, каждый решивший проблему, становится строителем своей судьбы. А человек, помогший другу, ещё раз доказывает, что дружба у них истинная, настоящая.
Проект № 4
“Хочешь иметь друзей, будь другом сам”
- Почему распадается дружба?
Дружба испытывается не столько бедами, сколько мелочами. Почему – то именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломаются отношения: несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность – сколько за ними высказанных и невысказанных обид и огорчений. Из-за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими отношения. Берегите друзей. Выбирайте их не спеша, но ещё меньше торопитесь расстаться с ними.
Ученик читает стихотворение Н.Доризо.
Другу ты отдать сумей,
Всё тепло души своей.
Всё отдал - богаче стал,
Что сберёг, то потерял.
Лишь тот не на год –
Навсегда богат.
Кто дружбу сохранит, как бесценный вклад.
Лишь тот не на год, - счастлив навсегда,
Кто дружбу пронесёт честно
Сквозь года.
б) Прослушайте песню В.Высоцкого и ответьте на вопрос:
- Как предлагает автор испытать друга?
Прослушивание песни “Если друг оказался вдруг…”.
в) Работа в группах. Составление законов дружбы (под лёгкую музыку). Обобщение.
Законы дружбы
- Не обзывай и не унижай своего друга.
- Помогай другу в беде.
- Умей с другом разделить радость.
- Не смейся над недостатками друга.
- Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
- Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен.
- Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
- Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.
- Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
- Не предавай своего друга.
г) Работа над пословицами, составленными в начале урока.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какие “открытия” сделали на занятии?
- Что захотелось изменить в своей жизни?
Ученик читает стихотворение А.Островского.
Как хорошо, что дружба есть на свете,
Она, как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она.
Всюду, всюду с нами дружба!
Наша песня, наше знамя – дружба!
Как пароль запомнить всем нам нужно -
Дружба,
дружба,
дружба!