Использование арт-методов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет специалисту глубже понять внутреннее состояние ребенка, помочь отреагировать негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение.
Мир детских эмоций и чувств очень хрупок, а социальная ситуация развития на современном этапе не всегда способствует сохранению их психического благополучия, поэтому при психологическом сопровождении в рамках дошкольного учреждения необходимо использовать здоровьезберегающие технологии и инновационные элементы.
Применение арт-техналогий психологами образования в коррекционно-развивающей работе с детьми, таких как: рисунок, игры с песком, сочинение сказок, использование пластических материалов (глина, пластилин, тесто), конструирование, телесно-ориентированные техники и др. в последнее время получило большое распространение. По мнению А.И.Копытина кандидата медицинских наук, председателя РОО “Арт-терапевтическая ассоциация”, инновационные подходы в образовании могут и должны опираться на проявление творческого потенциала детей. Но во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагогов не должны содержать термин “терапия”. Это связано с тем, что применение методов арт-терапии имеет, прежде всего, лечебно-коррекционную направленность и требует достаточных знаний и практики в клинической психологии или специального арт-терапевтического образования. Использование терминов “арт-методы” или “методы творческого самовыражения” наиболее приемлемы для психологов образовательных учреждений[1].
Одним из таких методов творческого самовыражения детей дошкольников являются игры в песочнице. Песок несет в себе возможность трансформаций – он очень чуток к движениям рук. Малейшее прикосновение к песчинкам – и вот уже просто волнистые линии превратились в порывы морского ветра, а потом и в бурное море на котором руки сами рисуют кораблик и солнышко. Начинают приходить образы, которые сильно эмоционально заряжены, они значимы для ребенка, это его история. Невербальная экспрессия, выраженная в продуктах творческой деятельности детей с различными эмоционально-личностными нарушениями, как правило, несет на себе отпечаток тех травмирующих моментов, которые становятся причиной поведенческих, психологических, соматических проблем.
В кабинете психолога дошкольного учреждения вполне могут уместиться небольшие песочницы-короба (Приложение 1), как вариант на дне можно установить зеркало и, тогда ребенок, сметая песок, может видеть свое отражение с выражением определенных эмоций. Также можно изготовит песочный экран с подсветкой, и тогда нарисованные на световом экране картины видны отчетливее. В течение нескольких сеансов психологическая проблема ребенка определяется и отыгрывается в свободном и защищенном пространстве. Важный элемент работы с травмирующим образом – это, создание в конце занятия положительного образа или придание прежнему пугающему образу смешного или нелепого вида, выход к позитивному жизнеутверждающему началу.
В ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста игры в песочнице можно рассматривать как одно из естественных способов творческого выражения личности ребенка. Возникающие в играх на песке образы и символы глубоко диагностичны и позволяют специалисту выстраивать индивидуальную программу коррекции. Причем, занятия в песочнице могут быть как основным, так и вспомогательным инструментом профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми.
Как отмечают в своей книге “Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии” А.И Копытин и Е.Е.Свистовская, “когда песочница является одним из инструментов работы с детьми, она может использоваться либо свободно, либо в соответствии с общим тематическим планом занятия”.
Структура занятий с использованием игр в песочнице как основного инструмента коррекционно-развивающей работы с детьми, включает в себя:
- Вводную часть , где используется различные манипуляции с песком, позволяющие почувствовать ребенку структуру материала, настроиться на игровую ситуацию.
- Основную часть, которая может сочетать спонтанную изобразительную деятельность на песке с сочинением сказок и историй, с включением персонажей и игрушечных героев, что традиционно используется в юнгианской песочной терапии. Специалист может предлагать ребенку тематическую или сюжетную основу, сюжетно-ролевую игру.
- В заключительной части занятия очень важно вербализация чувственного опыта ребенка, рефлексия и подведение итогов.
Одна из особенностей работы с детьми состоит в том, что рефлексивный анализ арт-деятельности затруднен их возрастными особенностями, а также особенностями, обусловленными проблемой: слабой дифференциацией эмоций и чувств, ограниченным словарным запасом, социальными страхами, механизмами психологической защиты. Поэтому так важен для специалиста на занятиях с ребенком недерективный подход, мягкое направление и наблюдение за творческой деятельностью ребенка. То есть “для того чтобы изменения произошли, от ребенка требуется только одно – быть активным в меру его возможностей. Сами условия, задания помогут определить направление творческой деятельности, выбрать материалы, запустить механизм самоисцеления” отмечает в своей книге “Цветной мир” Л. Мардер.
Использование данной арт-техналогии психологами в дошкольных учреждениях может нести как профилактическую, так и коррекционно-развивающую направленность, но не в контексте медицинской и психотерапевтической работы. Важен комплексный подход к проблеме ребенка, включая семью.
Показания для применения арт-методов в образовании:
- трудности в развитии коммуникативных навыках и эмпатии у детей;
- психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности, низкой самооценки;
- эмоциональные трудности;
- оптимизация психического развития в детском возрасте.
Дети редко осознают свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Арт-методы, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, игру в песочнице, так хорошо подходят для работы с детьми.
Литература:
1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. - СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
3. Мардер Л. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –Изд. Генезис, 2007. – 147 с.