Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания )
Тема урока: Составные уравнения.
Основные цели:
- Сформировать умение решать составные уравнения
- Отрабатывать навыки решения уравнений на нахождение компонентов арифметических действий
- Тренировать вычислительный навык, умение анализировать уравнения
- Составить алгоритм решения составных уравнений.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение.
Демонстрационный материал :презентация (Приложение1)
Раздаточный материал:
- Карточка для этапа 1 “ Моё настроение”
- Индивидуальные карточки с заданием для этапа 2
- Учебник математики “ Математика 3” Л.Г. Петерсон
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
- Включение уч-ся в учебную деятельность на личностно значимом уровне,
- Определение содержательных рамок урока,
- Актуализация требований к уч- ся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
1. Посмотрите на листочки, которые я вам раздала.
- Что вы видите на карточке? (2 круга и стрелочка, идущая от одного круга к другому )
- Нарисуйте в 1 круге то, что передаёт ваше настроение.
- Посмотрим, что у вас получилось. Какое настроение вы пытались передать своим рисунком?
А вот, что получилось у меня (Слайд 1). Догадались какое у меня настроение?
Вы правильно определили, что у меня отличное настроение. Я желаю вам, чтобы и вы сохранили своё настроение на протяжении всего урока. А если у кого-то настроение не очень хорошее, чтобы оно у вас поднялось.
2. Учитель открывает плакат: (Cлайд 2)
Он есть у слова и цветка,
Он есть у уравнений,
Заданий многих он итог,
И с эти мы не спорим.
Надеемся ,что каждый смог
Ответить : это ……(корень)
- Прочитайте загадку и скажите отгадку.
- Где мы встречаемся с корнем? (в уравнении)
- Что вы знаете об уравнении?
- Кто умеет находить корень уравнения?
- Что мы называем корнем уравнения?
- Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (решению уравнений)
Сегодня на уроке вы узнаете новое об уравнениях. Пожелайте друг другу удачи.
- С чего начнём свою работу? (с повторения знаний)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.
Цель:
- Актуализация изученных способов действий , достаточных для построения нового знания, их вербальная и знаковая фиксация и обобщение.
- Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию.
- Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока
- Организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения
Организация учебного процесса на этапе 2: (слайд 3)
1. У каждого уч-ся карточка:
a+b* с 60:р=4 (x-y) : 4 25 – y=18 k* 3 = 54+ 36 x + 8=8 (4*и – 16): 2 =10
На доске это же задание на карточках. Рассмотрите задание . На какие группы можно разбить эти записи? (уравнения и выражения)
- Возьмите карандаш и отметьте уравнения. 1 чел. Работает у доски, а остальные на листочках.
- Прочитайте выражения с опорой на последнее действие. (по цепочке с места )
- Докажите ,что остальные записи – уравнения. (это равенства, содержащие переменную)
- Что значит решить уравнение? (найти его корни)
- Чем мы пользуемся, когда решаем уравнения ? (алгоритмом)
- Давайте вспомним его. На доске карточки с записанным алгоритмом расположены в беспорядке.
-Что будете делать? (восстановим порядок)
4 ученика по очереди переставляют карточки.
Алгоритм решения уравнений. (слайд 4)
1. Выделяем неизвестный компонент.
2. Применяем правило нахождения неизвестного компонента.
3. Выполняем действие и получаем ответ.
4. Сделать проверку.
- Устно вычислить корни уравнений и записать на карточке ответ. Время 2 минуты.
Проверка. Давайте посмотрим ,что у вас получилось. (фиксация ответов на доске)
16 7 15 30 ?
(на листочках зелёной ручкой под правильным ответом ставят точку)
Я вижу, что у вас хорошо получилось.
- У кого возникло затруднение ? Где? (в последнем уравнении) Почему? (мы не решали уравнения такого вида)
- Подходит наш алгоритм? (нет)
3. Выявление места и причины затруднения (этап 3).
Цель: выявить место и причину затруднения.
- Какое задание мы выполняли? (решали уравнение)
- Как вы решали уравнение? (по алгоритму)
- В чём же затруднение? ( алгоритм не подходит)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построить проект выхода из затруднения и зафиксировать цель и тему урока.
- Какую цель поставите перед собой на уроке? (научиться решать уравнения нового вида , в котором несколько действий)
Такие уравнения мы будем называть составными.
- Кто может сформулировать тему урока? Учитель открывает тему урока: “ Составные уравнения” (слайд 5)
- Что нам поможет? (алгоритм) Нам нужно построить новый алгоритм .
5. Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать построенный проект и зафиксировать способы решения составных уравнений.
- Как же будем строить новый алгоритм? (подберём более простое уравнение)
Я предлагаю поработать в парах.
Вспомните основные правила работы. (не мешать другим)
Задание: Запишите ,используя язык математики: произведение разности чисел у и 4 и числа 3 равно 15.
Во время обсуждения выбирается правильная запись и фиксируется на доске.
(у -4 )* 3 = 15 (слайд 6)
- Является ли эта запись уравнением?
- Как найти корень уравнения?
- Сколько действий в левой части уравнения?
- Определите какое действие последнее. Назовите компоненты действий при умножении.
- Где стоит переменная? Закроем (у- 4) карточкой х. Что у нас получилось? (простое уравнение)
Х*3=15
- Можем решить это уравнение? Как? (по алгоритму)
Проговорите друг другу алгоритм решения.
Решите уравнение в тетрадях, 1 чел. На доске.
Учитель переворачивает карточку х на (у – 4).
- Что мы с вами делали? Повторите какой шаг выполняли первый?
1. Находили последнее действие. Какой следующий ?
2. Выделяли неизвестный компонент. А дальше?
3. Применяли правило нахождения неизвестного компонента.
4. Мы упростили правую часть. Корень уравнения найден? (да)
5. Сделаем проверку.
Посмотрите на доску и проговорите новый алгоритм решения составных уравнений. (слайд 7)
- Какой следующий этап урока? (закрепить полеченные знания)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1 Решим уравнение , проговаривая свои действия по алгоритму.
№1 (а,б,в) стр.83 по цепочке .
2 Работа в парах. №1 (г,д) стр.83
Проговорите свои действия друг другу.
Проверка по эталону на доске. (слайд 8)
- Кто ошибся ? В чём ошибка? Исправьте.
- Какой следующий шаг? Проверить сумеем ли мы выполнить задание самостоятельно.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
Вы поработали в парах и теперь попробуйте решить уравнение самостоятельно.
№1 (е) стр.83. Проверка по эталону сам-но. (слайд 9)
-У кого есть ошибки? Где допущена ошибка поставьте ?
Почему допущена ошибка?
-У кого нет ошибок ? Молодцы!
Сделайте вывод .(мы усвоили алгоритм решения составных уравнений).
8. Включение в систему знаний и повторение.
№ 2 (б) стр.83, №5 стр. 84 – решение задач .
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: оценить свою работу и обсудить домашнее задание.
- Какую цель вы ставили перед собой на уроке?
- Нам удалось достичь цели?
- Были удачи на уроке?
Сегодня мы с вами продвинулись в обучении ещё на один шаг.
- Что нам помогло? Как вы отметите свою работу и работу класса?
Положите перед собой листочки настроения. Дорисуйте второй круг. Какое настроение у вас в конце урока? (слайд 10)
- Как вы думаете , на следующих уроках пригодятся вам новые знания?
Домашнее задание.
1. стр.83 правило
2. № 2 (в, г)стр. 83, №6 стр.86
3. По желанию № 11, 14 стр.85.
Спасибо за урок.