Урок математики в 3-м классе "Составные уравнения"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: составные уравнения, Л.А. Петерсон


Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания )

Тема урока: Составные уравнения.

Основные цели:

  • Сформировать умение решать составные уравнения
  • Отрабатывать навыки решения уравнений на нахождение компонентов арифметических действий
  • Тренировать вычислительный навык, умение анализировать уравнения
  • Составить алгоритм решения составных уравнений.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение.

Демонстрационный материал :презентация (Приложение1)

Раздаточный материал:

  • Карточка для этапа 1 “ Моё настроение”
  • Индивидуальные карточки с заданием для этапа 2
  • Учебник математики “ Математика 3” Л.Г. Петерсон

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

  • Включение уч-ся в учебную деятельность на личностно значимом уровне,
  • Определение содержательных рамок урока,
  • Актуализация требований к уч- ся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

1. Посмотрите на листочки, которые я вам раздала.

- Что вы видите на карточке? (2 круга и стрелочка, идущая от одного круга к другому )

- Нарисуйте в 1 круге то, что передаёт ваше настроение.

- Посмотрим, что у вас получилось. Какое настроение вы пытались передать своим рисунком?

А вот, что получилось у меня (Слайд 1). Догадались какое у меня настроение?

Презентация.

Вы правильно определили, что у меня отличное настроение. Я желаю вам, чтобы и вы сохранили своё настроение на протяжении всего урока. А если у кого-то настроение не очень хорошее, чтобы оно у вас поднялось.

2. Учитель открывает плакат: (Cлайд 2)

Он есть у слова и цветка,
Он есть у уравнений,
Заданий многих он итог,
И с эти мы не спорим.
Надеемся ,что каждый смог
Ответить : это ……(корень)

- Прочитайте загадку и скажите отгадку.

- Где мы встречаемся с корнем? (в уравнении)

- Что вы знаете об уравнении?

- Кто умеет находить корень уравнения?

- Что мы называем корнем уравнения?

- Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (решению уравнений)

Сегодня на уроке вы узнаете новое об уравнениях. Пожелайте друг другу удачи.

- С чего начнём свою работу? (с повторения знаний)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.

Цель:

  • Актуализация изученных способов действий , достаточных для построения нового знания, их вербальная и знаковая фиксация и обобщение.
  • Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию.
  • Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока
  • Организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения

Организация учебного процесса на этапе 2: (слайд 3)

1. У каждого уч-ся карточка:

a+b* с 60:р=4 (x-y) : 4 25 – y=18 k* 3 = 54+ 36
x + 8=8 (4*и – 16): 2 =10

На доске это же задание на карточках. Рассмотрите задание . На какие группы можно разбить эти записи? (уравнения и выражения)

- Возьмите карандаш и отметьте уравнения. 1 чел. Работает у доски, а остальные на листочках.

- Прочитайте выражения с опорой на последнее действие. (по цепочке с места )

- Докажите ,что остальные записи – уравнения. (это равенства, содержащие переменную)

- Что значит решить уравнение? (найти его корни)

- Чем мы пользуемся, когда решаем уравнения ? (алгоритмом)

- Давайте вспомним его. На доске карточки с записанным алгоритмом расположены в беспорядке.

-Что будете делать? (восстановим порядок)

4 ученика по очереди переставляют карточки.

Алгоритм решения уравнений. (слайд 4)

1. Выделяем неизвестный компонент.

2. Применяем правило нахождения неизвестного компонента.

3. Выполняем действие и получаем ответ.

4. Сделать проверку.

- Устно вычислить корни уравнений и записать на карточке ответ. Время 2 минуты.

Проверка. Давайте посмотрим ,что у вас получилось. (фиксация ответов на доске)

16 7 15 30 ?

(на листочках зелёной ручкой под правильным ответом ставят точку)

Я вижу, что у вас хорошо получилось.

- У кого возникло затруднение ? Где? (в последнем уравнении) Почему? (мы не решали уравнения такого вида)

- Подходит наш алгоритм? (нет)

3. Выявление места и причины затруднения (этап 3).

Цель: выявить место и причину затруднения.

- Какое задание мы выполняли? (решали уравнение)

- Как вы решали уравнение? (по алгоритму)

- В чём же затруднение? ( алгоритм не подходит)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднения и зафиксировать цель и тему урока.

- Какую цель поставите перед собой на уроке? (научиться решать уравнения нового вида , в котором несколько действий)

Такие уравнения мы будем называть составными.

- Кто может сформулировать тему урока? Учитель открывает тему урока: “ Составные уравнения” (слайд 5)

- Что нам поможет? (алгоритм) Нам нужно построить новый алгоритм .

5. Реализация построенного проекта.

Цель: реализовать построенный проект и зафиксировать способы решения составных уравнений.

- Как же будем строить новый алгоритм? (подберём более простое уравнение)

Я предлагаю поработать в парах.

Вспомните основные правила работы. (не мешать другим)

Задание: Запишите ,используя язык математики: произведение разности чисел у и 4 и числа 3 равно 15.

Во время обсуждения выбирается правильная запись и фиксируется на доске.

(у -4 )* 3 = 15 (слайд 6)

- Является ли эта запись уравнением?

- Как найти корень уравнения?

- Сколько действий в левой части уравнения?

- Определите какое действие последнее. Назовите компоненты действий при умножении.

- Где стоит переменная? Закроем (у- 4) карточкой х. Что у нас получилось? (простое уравнение)

Х*3=15

- Можем решить это уравнение? Как? (по алгоритму)

Проговорите друг другу алгоритм решения.

Решите уравнение в тетрадях, 1 чел. На доске.

Учитель переворачивает карточку х на (у – 4).

- Что мы с вами делали? Повторите какой шаг выполняли первый?

1. Находили последнее действие. Какой следующий ?

2. Выделяли неизвестный компонент. А дальше?

3. Применяли правило нахождения неизвестного компонента.

4. Мы упростили правую часть. Корень уравнения найден? (да)

5. Сделаем проверку.

Посмотрите на доску и проговорите новый алгоритм решения составных уравнений. (слайд 7)

- Какой следующий этап урока? (закрепить полеченные знания)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1 Решим уравнение , проговаривая свои действия по алгоритму.

№1 (а,б,в) стр.83 по цепочке .

2 Работа в парах. №1 (г,д) стр.83

Проговорите свои действия друг другу.

Проверка по эталону на доске. (слайд 8)

- Кто ошибся ? В чём ошибка? Исправьте.

- Какой следующий шаг? Проверить сумеем ли мы выполнить задание самостоятельно.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

Вы поработали в парах и теперь попробуйте решить уравнение самостоятельно.

№1 (е) стр.83. Проверка по эталону сам-но. (слайд 9)

-У кого есть ошибки? Где допущена ошибка поставьте ?

Почему допущена ошибка?

-У кого нет ошибок ? Молодцы!

Сделайте вывод .(мы усвоили алгоритм решения составных уравнений).

8. Включение в систему знаний и повторение.

№ 2 (б) стр.83, №5 стр. 84 – решение задач .

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: оценить свою работу и обсудить домашнее задание.

- Какую цель вы ставили перед собой на уроке?

- Нам удалось достичь цели?

- Были удачи на уроке?

Сегодня мы с вами продвинулись в обучении ещё на один шаг.

- Что нам помогло? Как вы отметите свою работу и работу класса?

Положите перед собой листочки настроения. Дорисуйте второй круг. Какое настроение у вас в конце урока? (слайд 10)

- Как вы думаете , на следующих уроках пригодятся вам новые знания?

Домашнее задание.

1. стр.83 правило

2. № 2 (в, г)стр. 83, №6 стр.86

3. По желанию № 11, 14 стр.85.

Спасибо за урок.

Презентация.