Настоящая программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Законом Российской Федерации “Об образовании”;
- Положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в России;
- Федеральным законом “О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”. № 54- Ф3, 26 мая 1996 г.
- Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. № 73 – Ф3, 25 июня 2002 г.
- Положении о музее образовательного учреждения Московского комитета образования.
Данная программа имеет историко- краеведческую и социально-педагогическую направленность.
На современном этапе развития образования общество проявляет большой интерес к музейной педагогике. Постоянно растет сеть школьных музеев. Музей- это посредник между прошлой и будущей жизнью, её духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества. Музей- актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни, которой жило и живет общество.
Музей является одной из форм дополнительного образования, участвующих в развитии социальной активности учащегося, его творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды предметов материальной культуры, источников по истории общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность. Изучение курса “Школа юного музееведа” представляется целесообразным, т.к. музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал. Кроме того, курс “Школа юного музееведа” может быть востребован и с практической точки зрения. Так, на базе ГОУ СОШ № 1371 с углубленным изучением английского языка ЗАО г. Москвы действует семь школьных музеев. Существование музеев позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музеев, позволяет формировать в определенной степени профессиональный актив, объединять юношеский коллектив.
Цели курса. Содержание программы “Школа юного музееведа” позволит:
- познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России;
- дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;
- побудить учащихся к созидательной деятельности;
- курс будет способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.
Задачи курса. Задачи реализации программы “Школа юного музееведа” состоят в том, чтобы учащиеся
- составили целостное представление о многогранности музейного мира и профессии музеолога;
- исследовали на практике собственные познавательные интересы, способности;
- интегрировали полученные в школе знания на качественно новом уровне.
- воспитание патриотизма, гражданственности;
- формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;
- способствование формированию коммуникативной культуры;
- развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;
- совершенствование умений в проведении экскурсии, развитие навыков ораторского искусства.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Принципы построения программы:
- Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
- Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
- Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
- Принцип интеграции и дифференциации обучения
- Принцип взаимодействия человека с музейной средой (краеведческий принцип)
Формы и методы преподавания. Процесс преподавания курса дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения.
В основу реализации программы курса “Школа юного музееведа” может быть положен проектный метод организации учебной деятельности (разработка и создание выставки, разработка и проведение экскурсии, разработка рекламного проспекта музея). Такой метод преподавания позволит школьникам актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях. Определив содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня подготовленности учащихся, можно будет реализовать личностно-диагностический подход к обучению, включить учащихся в исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в определении своих интересов внутри изучаемого курса (поисковая, фондовая, экспозиционная, экскурсионная, художественно-оформительская работа, рекламная работа).
Данная программа рассчитана на средний и старший школьный возраст учащихся от 13 до 17 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий: 2 часа в неделю. Общее количество часов 72.
Оптимальная наполняемость учебной группы – 12 человек.
Предполагаемый результат после завершения курса обучения.
Слушатели знают | Слушатели умеют |
- основную музейную терминологию; - функции и задачи музея; - этапы становления и развития музеев России; - основные теоретические взгляды основоположников отечественной музейной педагогики; - этапы становления и развития музеев в Европе и Америке; - цели, методы и этапы научно- исследовательской работы музея; - роль выставочной работы в социокультурной деятельности музея; - структуру фондов и фондовую документацию; - особенности хранения и экспонирования музейных предметов; - характеристику музейной экспозиции; - особенности экспозиционно- выставочной работы; - основные этапы научного проектирования экспозиций и выставок; - виды культурно-просветительной деятельности музея; - правила написания, подготовки и проведения экскурсии; - первичные знания о современных музейных технологий; - роль рекламы в работе музея; - механизм проведения экскурсии; - правила поведения экскурсовода. |
- работать с различными источниками
краеведческой и музееведческой информации,
самостоятельно добывать знания; - применять полученные знания на практике; - свободно ориентироваться в музейной терминологии; - определять условия создания и становления музеев в России в любой исторический период и перспективы их дальнейшего развития; - соотносить основные теоретические положения основоположников отечественной музейной педагогики с опытом современной музейной практики; - определять условия создания и становления музеев в Европе и Америке в любой исторический период и перспективы их дальнейшего развития; - правильно пользоваться музейной терминологией; -работать с основной документацией при подготовке научной концепции выставки, музея; - работать с основной документацией на стадии комплектования материалов; - умело пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки; - работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки; - грамотно пользоваться письменной речью; - учитывать возраст будущих экскурсантов при написании текста экскурсии, уметь адаптировать текст; - определять наиболее действенные способы воспитательного воздействия музея на посетителя в различных условиях; - систематизировать музейные материалы, выбирать наиболее важное и интересное для создания рекламного проспекта школьного музея; - ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве; - строить коммуникацию, вести диалог со слушателями. |
Подведение итогов:
В течение учебного года учащиеся разрабатывают и проводят экскурсии по школьным музеям; разрабатывают и готовят временные тематические выставки. По окончании курса каждый слушатель готовит и защищает своей рекламный проспект одного из школьных музеев (в печатном виде или в виде презентации в PowerPoint).
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
1 | Введение | 2 | 2 | - |
2 | Музей как социокультурное явление | 4 | 4 | - |
3 | Из истории музеев России с момента их зарождении до начала XXI века | 6 | 6 | - |
4 | Основоположники отечественной музейной педагогики | 4 | 4 | - |
5 | Развитие музейного дела в странах Европы и Америки | 4 | 4 | - |
6 | Научно-исследовательская работа музеев | 4 | 2 | 2 |
7 | Фондовая работа музеев | 11 | 7 | 4 |
8 | Экспозиционно-выставочная работа музеев | 6 | 4 | 2 |
9 | Культурно-просветительская работа музеев | 22 | 10 | 12 |
10 | Воспитательный потенциал музея | 4 | 4 | - |
11 | Реклама музея и его образовательных программ | 3 | 1 | 2 |
12 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
13 | Итого | 72 | 48 | 24 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (2 часа)
Предмет и задачи курса. Понятия: музей- музееведение. Причины и условия возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества. Музееведение как комплексная наука. Предмет и задачи музееведения. Структура курса.
Тема 1. Музей как социокультурное явление (4 часа)
Понятие “музей”. Основные задачи, стоящие перед музеем. Музей и общество. Социокультурная функция музея. Музейная коммуникация как основа реализации музеем социокультурной функции. Социальные функции музея. Условия реализации музеем социокультурной функции. Музейные профессии. Чем занимаются работники музея и что они должны знать.
Учащиеся должны знать:
- основную музейную терминологию;
- функции и задачи музея.
Учащиеся должны уметь:
- свободно ориентироваться в музейной терминологии.
Тема 2. Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI века (6 часов)
Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата- государева сокровищница XVI-XVII века. Коллекционеры круга Петра I. Зарождение первых
музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Их роль в становлении российских музеев. Иркутский музеум и начало провинциальных музеев. Музеи первой половины ХIХ века. Социально- экономическое и общественно- политическое развитие России во второй половин ХIХ века и его влияние на развитие музеев. Формирование сети музеев России. Музейная сеть России к концу ХIХ века. Развитие музеев в начале ХХ века. Влияние революционных событий 1917 года на музеи. Становление советской системы музеев. Изменение принципов музейной работы. Изменение роли музеев в условиях тоталитарного общества. Основные принципы музейной работы в условиях тоталитаризма. Новая сеть советских музеев. Изменение роли музеев в посттоталитарном обществе. Восстановление традиций и принципов работы музеев. Развитие сети музеев. Виды и типы музеев нового периода развития страны. Музеи к началу 1990-х годов. Причины музейной реформы 1990-х годов. Музеи России сегодня. Перспективы развития музеев России.
Учащиеся должны знать:
- этапы становления и развития музеев России.
Учащиеся должны уметь:
- определять условия создания и становления музеев в России в любой исторический период и перспективы их дальнейшего развития;
Тема 3. Основоположники отечественной музейной педагогики (4 часа)
Теоретические положения О.Ф. Вальдгауэра об использовании памятника в научно-просветительной работе, методика художественного воспитания. Деятельность и теоретические взгляды Н.И. Романова, Ф.И. Шмидта, Д.А. Шмидта, Я.П. Мексина. Отечественный опыт организации и деятельности детских музеев. Концепция детского музея-дворца А.У. Зеленко. Музей Игрушки Н.Д. Бартрама. Теоретические взгляды и деятельность А.В. Бакушинского.
Учащиеся должны знать:
- основные теоретические взгляды основоположников отечественной музейной педагогики.
Учащиеся должны уметь:
- соотносить основные теоретические положения основоположников отечественной музейной педагогики с опытом современной музейной практики.
Тема 4. Развитие музейного дела в странах Европы и Америки (4 часа)
Становление музейного дела в Германии. Предпосылки зарождения музейно-педагогической мысли в 1890-1910-х гг. Роль конференции “Музей как образовательное и воспитательное учреждение” в Манненгейме (Германия, 1903 г.). Идеи А. Лихтварка о новом научном музее и подходе к посетителю как участнику диалога. Г. Кершентейнер и созданная им концепция “педагогики музейной экспозиции”. “Программа Фройзенталя”. Становление понятия “музейная педагогика”, изменение его содержания. Характерные черты музейно-педагогической деятельности в США и Западной Европе в 1930-1940-е годы. Опыт организации и деятельности детских музеев. Значение теории музейной коммуникации, разработанной Д. Камероном, для развития музейно-педагогической концепций. Новое понимание термина “музейная педагогика”. Идеи Н. Коссона, К. Хадсона и других об изменении доктрин передачи знаний как сути музейной педагогики. Развитие сети музейно-педагогических центров в Западной Европе и США в 1960-70-е годы.
Семинар: Детские музеи
План:
- История возникновения детских музеев.
- Феномен Детского музея.
- Особенности детского исторического музея.
- Детский музей г. Ноябрьска.
- Интерактивные музеи.
Учащиеся должны знать:
- этапы становления и развития музеев в Европе и Америке.
Учащиеся должны уметь:
- определять условия создания и становления музеев в Европе и Америке в любой исторический период и перспективы их дальнейшего развития;
Тема 5. Научно-исследовательская работа музеев (4 часа)
Музей как научно- исследовательское учреждение. Направления и тематика научно- исследовательской работы музеев. Организация научно- исследовательской работы музеев. Научная концепция музея. Изучение музейных материалов. Экспозиции и выставки как главный итог работы музея. Их роль в социокультурной деятельности музея.
Практическое занятие 1: Работа над созданием научной концепции выставки.
Практическое занятие 2: Работа над созданием научной концепции музея (на примере одного из школьных музеев)
Учащиеся должны знать:
- цели, методы и этапы научно- исследовательской работы музея;
- роль выставочной работы в социокультурной деятельности музея.
Учащиеся должны уметь:
- правильно пользоваться музейной терминологией;
-работать с основной документацией при подготовке научной концепции выставки, музея.
Тема 6. Фондовая работа музеев (11 часов)
Понятие фондов музея. Организация фондов. Фонд музейных предметов. Фонд научно- вспомогательных материалов. Их состав и роль в фондах. Научная классификация фондовых материалов. Основной, вспомогательный, обменный и временный фонды. Комплектование фондов. Вещь музейного значения – музейный предмет- экспонат. Воздействие музейной информации на интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Роль личного контакта “подлинной встречи”.
Организация и проведение полевых экспедиций. Их роль в формировании фондов. Их реализация. Работа фондово- закупочной комиссии. Фондовый учет музейных предметов. Юридическое закрепление их за музеем. Фондовая документация. Учетная документация. Инвентаризация музейных предметов. Условия сохранности музейных предметов. Режим хранения. Требования к фондовым помещениям. Требования к температурно- влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. Хранение экспонатов в экспозициях и на выставках. Основные условия их безопасности. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.
Практическое занятие 1: описание экспоната, заполнение инвентарной карточки, оформление полевой этикетки.
Практическое занятие 2: комплектование и обработка материалов для выставки.
Учащиеся должны знать:
- структуру фондов и фондовую документацию;
- особенности хранения и экспонирования музейных предметов.
Учащиеся должны уметь:
- работать с основной документацией на стадии комплектования материалов.
Тема 7. Экспозиционно-выставочная работа музеев (6 часов)
Экспозиционно- выставочная работа музеев как основа формирования музейной коммуникации. Понятие музейной экспозиции. Её характеристика. Особенности экспозиций и выставок. Принципы их построения. Виды экспозиций. Материалы экспозиций и выставок. Роль научных изысканий музея в создании экспозиций и выставок. Роль художников- дизайнеров в создании экспозиций и выставок. Принципы дизайнерского оформления экспозиций и выставок. Научное проектирование экспозиций и выставок. Основные этапы работы. Документация. Художественное проектирование экспозиций и выставок. Основные этапы работы. Документация. Строительство экспозиций и выставок.
Практическое занятие: Проектирование выставки.
Учащиеся должны знать:
- характеристику музейной экспозиции;
- особенности экспозиционно- выставочной работы;
- основные этапы научного проектирования экспозиций и выставок.
Учащиеся должны уметь:
- умело пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки;
- работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки.
Тема 8. Культурно-просветительская работа музеев(22 часа)
Роль культурно- просветительской работы музея в его социокультурной деятельности. Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом. Виды культурно- просветительской работы музея. Современная музейная аудитория. Дифференцированный подход к аудитории – главный принцип культурно-образовательной деятельности музея. Требования к организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Программы для детей. Программы работы с детьми: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и др. Опыт работы с детьми в зарубежных странах. Работа музея со школьниками. Работа музеев со студентами. Одиночные посетители. Музей и семья. Пожилые люди в музее. Работа музея с особыми категориями населения. Знакомство с музеями различного профиля, расположенными на территории города Москвы. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Правила поведения экскурсовода. Музейный праздник. Его подготовка и проведение. Музей и школа. Роль музея в социализации личности.. Отличие школьных музеев от других музеев. Как создать школьный музей. Концепция. Положение о школьном музее. Общественные организации и школьный музей. Формирование фондов школьного музея. Как подготовить экскурсию по школьному музею.
Практическое занятие 1: Написание текста обзорной экскурсии к выставке.
Практическое занятие 2: Составление экскурсии “История одного предмета” (по экспонатам одного из школьных музеев).
Практическое занятие 3: Составление обзорной экскурсии по одному из школьных музеев.
Учащиеся должны знать:
- виды культурно-просветительной деятельности музея;
- правила написания, подготовки и проведения экскурсии.
Учащиеся должны уметь:
- грамотно пользоваться письменной речью;
- учитывать возраст будущих экскурсантов при написании текста экскурсии, уметь адаптировать текст.
Тема 9. Воспитательный потенциал музея ( 4 часа).
Воспитание в музее. Воспитательный потенциал музея как совокупность воспитательных средств, реализующих информационный потенциал музейного предмета в процессе музейной коммуникации. Образовательный потенциал музейного предмета. Роль личного контакта “подлинной встречи” как стимул музейно-образовательного процесса. Роль музейной среды в осуществлении образовательно-воспитательного процесса. Пространства восприятия музейной информации: подсознательное, сознательное, прагматическое. Возможности музейной экспозиции. Уровни взаимодействия музея с посетителем: посетитель – музейный сотрудник, посетитель – музейный предмет, посетитель – экспозиция. Специфика воспитательного потенциала музея. Воспитание музейной культуры.
Учащиеся должны знать:
- первичные знания о современных музейных технологий
Учащиеся должны уметь:
- определять наиболее действенные способы воспитательного воздействия музея на посетителя в различных условиях.
Тема 10. Реклама музея и его образовательных программ (3 часа)
Понятия музейный маркетинг и музейная реклама. Значение информационно-рекламной ориентации человека в формировании осознанного и мотивированного желания посетить тот или иной музей. “Открытость” городской среды для осуществления рекламной деятельности музеев. Информационная работа музеев. Реклама программ. Выпуск рекламной продукции. Специально адресованные издания музея. Школьный музей и реклама.
Практическое занятие: Составление рекламного проспекта одного из школьных музеев.
Учащиеся должны знать:
- роль рекламы в работе музея.
Учащиеся должны уметь:
- систематизировать музейные материалы, выбирать наиболее важное и интересное для создания рекламного проспекта школьного музея.
Итоговое занятие. Проведение учащимися экскурсии по созданным ими экспозициям ( 2 часа)
Учащиеся должны знать:
- механизм проведения экскурсии;
- правила поведения экскурсовода.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в экспозиционно- выставочном пространстве;
- строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.
Основные понятия курса
Аудитория музейная | Общение |
Восприятие (эстетическое, художественное) | Памятник |
Детские музеи | Подлинник |
Диалог в музее | Пространство |
Игра | Самооценка |
Игровой метод | Сотворчество |
Интерактивность | Сценарий |
Коммуникация (музейная) | Творчество |
Метод | Творческое развитие личности |
Модель | Феномен |
Музей | Фрагмент |
Музейная педагогика | Цель исследования |
Музейный предмет | Школьные музеи |
Музейно-педагогическая программа | Экскурсия |
Мультимедиа | Экскурсовод |
Мышление | Экспозиция |
Образовательная деятельность музея | Экспонат |
Эстетика | Этика |
Методическое обеспечение программы:
1.Емельянов Б. В. Экскурсоведение. М., 2007
2. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений. Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11
3. Музеи образовательных учреждений. Серия “Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве” / отв. Ред. Г.Д. Кузнецов. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
4. Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр /Центр музей Революции. - М., 1986.
5. Музееведение. Музеи исторического профиля. Учеб. пособие для студентов вузов по спец. “История” / Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста. М.: Высшая школа, 1988.
6. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. О работе школьных общественно-политических музеев. М.: Просвещение, 1988.
7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России. Методическое пособие для аспирантов. - М., 1990
8. Шляхтина Л.М., Фокин СВ. Основы музейного дела. Учеб. пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. _ СПб.: СпецЛит, 2000.
9. Российская музейная энциклопедия: в 2-х тт. - М.: Прогресс, 2001
10. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб-метод. пособие / Под ред. Н.М. Лайковой. - М.: Владос, 2001
11. Школьный музей на рубеже веков. Сборник методических рекомендаций /Авторский коллектив /Сост. М.Ю. Юхневич. - М., 2001
12. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб пособие по музейной педагогике /М-во культуры РФ. Росс, ин-т культурологи. - М.. 2001.
13. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
14. Соколова, Н.Д. Ты пришел в музей. Путеводитель по Русскому музею для младших школьников / Соколова Н.Д. – Самара: Агни, 2003
15 . Организация работы музея образовательного учреждения // Методические рекомендации - Пермь,2005.
16. Использование ИКТ в работе музея общеобразовательного учреждения по подготовке к празднованию 60-летия Победы // Методические рекомендации - Саратов, 2005.
17. Видеосериал “Адрес: Красная площадь” (История России в памятниках отечественной культуры в пяти фильмах). Государственный исторический музей.
18. СД- диск “Центральный музей Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.
Рекомендации по проведению практических работ:
В курсе “Школа юного музееведа” рекомендуется провести 10 практических работ:
- Тема “Научно-исследовательская работа музеев” - 2 пр/р;
- Тема “Фондовая работа музеев”- 2 пр/р;
- Тема “ Экспозиционно-выставочная работа музеев”- 1 пр/р;
- Тема “Культурно-просветительская работа музеев”- 3 пр/р;
- Тема “Реклама музея и его образовательных программ”- 1 пр/р;
- Тема “Итоговое занятие”- 1 пр/р.
Основные методы обучения:
- Практические
- Рассказ педагога и рассказы детей
- Беседы
- Дискуссии
- Встречи с интересными людьми
- Мини-сочинения, рефераты
- Экскурсии
- Конкурсы, викторины
- Составление презентаций PowerPoint
Дидактические материалы:
- Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений. Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11
- Фондовая документация (инвентарные карточки, полевые этикетки, акты приемки, возврата, передачи и обмена)
- Образцы рекламных проспектов музеев ОУ и Москвы
- Памятки по организации и проведению экскурсий
- Мини-словарь основных терминов курса
Методическая литература по исследовательской деятельности и тематика поисково- исследовательской работы:
- Безрукова. В.С. Директору об исследовательской деятельности школы”. М., “Сентябрь”, №2, 2002
- Зимняя. И.А Научно- исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения. М., 2000
- Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся”. М., Центр “Школьная книга”, 2003
- Савенков. А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., “Сентябрь”, №8, 2003
- Работа над созданием научной концепции выставки
- Работа над созданием научной концепции музея (на примере одного из школьных музеев
- Описание экспоната, заполнение инвентарной карточки, оформление полевой этикетки.
- Комплектование и обработка материалов для выставки
- Проектирование выставки
- Написание текста обзорной экскурсии к выставке
- Составление экскурсии “История одного предмета” (по экспонатам одного из школьных музеев).
- Составление рекламного проспекта одного из школьных музеев
Список литературы
Литература, использованная при написании по программы:
1. В мире школьных музеев. Выпуск 1. Отв. редактор: В.П. Моисеенко. М., Центр “Школьная книга”, 2007.
2. Галкина, Е. Все можно трогать руками. // Сов. музей. – 2000. – №4.
3. Детский музей г. Ноябрьска: концепция развития / под ред. Н.А. Никишина. – Ноябрьск; М., 1997. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика. практика: сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М., 1989.
4. Законом Российской Федерации “Об образовании”.
5. Культурно-образовательная деятельность музеев: сб. тр. творческ. лаборатории “Музейная педагогика” кафедры музееведения. – М., 1997.
6. Михайлова, М.А. Из опыта работы курса “Юный музеевед” в Сургутском краеведческом музее // Словцовские чтения – 2003: материалы докл. и сообщ. XV Всерос. науч.-практ. конф. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2003.
7. О деятельности музеев образовательных учреждений. Письмо Министерства Образования . 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16.
8. Положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в России.
9. Решетников Н.И. Школьные музеи // Музейное дело в СССР. – М., 1985.
10. Решетников Н.И. Экспозиция школьного музея: методич. рекомендации – М., 1986.
11. Решетников, Н.И. Музейный праздник. Организация и проведение: методич. рекомендации. – М., 1985.
12. Учебно-методический комплекс. Дисциплина: Музейная педагогика. Составитель: Семенова И.Н. “Тюменская Государственная Академия культуры и искусств”. Кафедра истории и музееведения.
13. Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. № 73 – Ф3, 25 июня 2002 г.
14. Федеральным законом “О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”. № 54- Ф3, 26 мая 1996 г.
15. Ягодинская, Л.А. Музейные коллекции как важный фактор учебного процесса // Музей и общество на пороге XXI века: материалы Всерос. науч. конф., посв. 120-летию Омского гос. истор.-краевед. музея. – Омск, 1998.
Литература, рекомендуемая слушателям:
- Зеленко, А.У. Детские музеи в Северной Америке // Музееведение России в первой трети ХХ века: сб. науч. тр. / отв. ред. Т.Г. Шумная. – М., 1997.
- Зеленко, А.У. Детский музей // Педагогич. энциклопедия / под ред. А.Г. Калашникова. Т.2. – М., 1928.
- Основы экскурсионного дела в музее. – М., 1976-1977. – Вып. 1-2.
- Изучение посетителей в музеях зарубежн Ломунова, А.К. На экскурсию – всей семьей // Сов. музей. – 1986. – № 5.
- Ломунова, А.К. Учитель обращается в музей // Сов. музей – 1983. – № 2.
- Павлюченко, Э.А. Опыт работы музея со школьниками / Павлюченко Э.А., Юхневич М.Ю.– М., 1985 (ГПБ. Информкультура: Экспрессинфор. Сер.: Музейное дело и охрана памятников - Вып. 1 )
- Маслова, С.Г. Мы входим в мир прекрасного: учеб. пособие / Маслова С.Г., Соколова Н.Д.; Рос. гос. пед. Ин-т им. А. И. Герцена, Рос. акад. образования. Сев.-Зап. отд-ние; Гос. Русский музей. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 159 с.
- Юхневич, М.Ю. Когда школьник приходит в музей // Сов. музей – 1984. – № 1.
- Юхневич, М.Ю. Музейный педагог – профессия // Сов. музей. – 1989. – №1.
- Нагорский, Н.В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика. – 2005. – №4. – С.27-34.
- Нагорский, Н.В.Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. – 2005. – №5. – С.3-1