В моей статье речь пойдет о выработке у учащихся определенных компетенций.
На мой взгляд, совершенно невозможно научить чему-либо детей, если у них отсутствует познавательный интерес. А отсюда следует, что любой урок должен быть интересен учащимся, а значит хорошо продуман, умело подобраны методы и средства обучения.
Понятно, что в моей статье речь пойдет не о том, как научить читать, а как научить читать со смыслом.
Сегодня мы – учителя - находимся в достаточно сложном положении: помимо книги в жизни появились другие ценности, с которыми надо считаться: телеэкран, видео- и ДVД, компьютер, клубы…Они тоже требуют времени, духовных затрат. Прежний культ книги в мире молодого поколения практически отсутствует, а ценность ее по- прежнему бесспорна.
Чтобы рука ученика нетерпеливо потянулась к книжной полке, ее нужно поднять ярким вопросом, не ответив на который не успокоишься. Часто механизм нежелания читать заключается в давлении: надо! Заставляют! Требуют! Интригующий вопрос не “заставляет” и “не требует”, а побуждает открыть книгу.
Безусловно, на уроке работа с книгой начинается с учебника, с систематизации материала, выделения в тексте узловых, главных вопросов:
- разделите текст на части, чтобы каждая из них выражала смысловое целое, законченную мысль;
- составьте план;
- постарайтесь уяснить, о чем говорится в каждой отдельной фразе, абзаце, параграфе;
- отметьте трудные для понимания и важные по содержанию места, чтобы потом к ним вернуться;
- не надейтесь на память - выпишите необходимое: “Незаписанная мысль - потерянный клад” (Д.И.Менделеев).
- не оставляйте непонятным ни одного слова, ни одной фразы, обращайтесь к словарю.
Для того чтобы привлечь учащихся к чтению текста учебника, могут быть использованы разные приемы. Например, в 7 классе при знакомстве с темой о Петровской эпохе, учащимся можно предложить из соответствующих параграфов выбрать все, что относится к характеристике Петра I, и обратить внимание на отдельные слова и предложения, оценивающие его государственную деятельность.
Ученики находят в тексте эпитеты, содержащие оценку личности Петра: стремительный, талантливый, трудолюбивый, образованный, грубый, властный, жестокий, а затем учитель обращает внимание на контрастность определений.
Далее, например, дается задание найти в учебнике общий вывод, который оценивает Петра и показывает, чьим интересам они служили- так учитель подводит детей к намеченной цели. Вывод читается вслух, с помощью учителя в нем выделяется главное.
А дальше по усложняющей:
- выскажите свое мнение о Петре I - умение размышлять и выступать.
Если работа организуется не с учебными параграфами, а с документами и научно- популярной литературой, то очень важно правильно подобрать соответствующий текст, доступный и удобный для самостоятельного изучения учащимися; ясно сформулировать задачи работы учащихся (создать проблемную ситуацию, поставить конкретную познавательную задачу), подготовить дифференцированные задания с учетом подготовки школьников; консультировать учащихся в ходе работы, если у них возникают вопросы или если учащиеся не умеют еще самостоятельно справляться с заданиями целиком; организовать с классом коллективное обсуждение результатов работы. А это не что иное, как умение размышлять и выступать. То есть, все три умения тесно взаимосвязаны.
Для того чтобы научить ребят читать, необходимо использовать систему докладов и рефератов. Но определить тему доклада. Реферата недостаточно. Я считаю, что нужно организовать занятия по выработке у учащихся информационно-библиографических умений и навыков:
1. Нахождение в учебнике указанных пунктов, параграфов, задач; 2.Нахождение в учебнике ответов к задачам;
3. Умение пользоваться предметными и именными указателями, оглавлениями; 4. Нахождение данных в справочниках;
5. Умение пользоваться терминологическими словарями;
6. Умение пользоваться каталогами библиотеки.
Кроме специальной литературы существует ещё и художественная. Как к ней привлечь внимание? Просто порекомендовать? Вряд ли это привлечет внимание к книге.
Я использую следующие приемы:
1. Как иллюстрацию к рассказу зачитываю наиболее яркие интересные фрагменты;
2. Даю прослушать грамзапись с театрализованным отрывком из книги или просмотреть видеофрагмент (экранизацию произведения).
Для учителя, какой бы предмет он не преподавал, очень важно научить ребенка размышлять. О методиках развития мышления я подробно говорить не буду, все мы с ней знакомились в институтах и колледжах. Скажу лишь, что для развития мышления важно использовать все виды самостоятельной работы, особенно задания: проблемные (требующие самостоятельного объяснения явлений, их сущности); с целью преобразования способа изложения (составление плана, конспекта, объединение сведений из нескольких источников); оценивающие (ответ товарища, доклад, книгу); практические (доклад, экскурсия, сбор краеведческого материала)…
Так от единичного, кратковременного события учащиеся переходят к длительному процессу, состоящему из цепи событий. В более старших классах учащиеся начинают применять усвоенные ранее знания к анализу новых фактов, это помогает формировать понимание закономерности однородных исторических процессов, последовательной смены их основных этапов.
Для развития мышления в истории часто и очень продуктивно используют познавательные задачи. Они отличаются специально сконструированными условиями: обычно включают группу фактов, почерпнутых из данных археологических раскопок, статистики, подчас противоречивых, которые ученикам предлагается объяснить. Для решения такой задачи необходимо совершить ряд логических операций. В ряде случаев- выдвинуть гипотезу. Опираясь на ранее сформированные знания и умения. Учащиеся выполняют такие задания сначала при помощи учителя, а затем самостоятельно. Ребята получают новые выводы, вырабатывают для них способы действия, совершенствуют свои умения и навыки (“Петр I- чудо или чудовище?”).
Как научить ребенка выступать?
Здесь очень важно знать, на мой взгляд, психологические особенности ученика. Большинство из нас, получая новый класс, первым делом идем к учителю начальной школы или учителю до этого работавшему в данном классе, а не просматриваем личные дела или контрольные тетради. Мы составляем психологический портрет класса в целом и каждого отдельно взятого ученика… И только после этого мы начинаем строить планы уроков или воспитательной работы.
Я хочу остановиться на возможных приемах работы с учащимися, боящимися или не умеющими выступать.
- Есть дети, которые себя и у классной доски чувствуют как на театральных подмостках, они не боятся аудитории, не закомплексованы, а есть дети для которых выступление перед классом- “смерть”. Даже, если они готовы к уроку, из них порой слова не вытянешь. На уроках в 5-х классах я использую выступления детей в парах (составьте диалог по учебной картине “Грабители пирамид” и т.д.).
- Прием “Закончи фразу”. Не все учащиеся могут самостоятельно высказать законченную мысль (я говорю о 5-6 классах). А этот прием- своеобразная тренировка.
- Описание учебной картины. Воспроизвести материал по памяти тоже порой бывает сложно. А картина дает поле для воображения- если задание
На опережение, или служит официальной шпаргалкой- если помогает при ответе по домашнему заданию.
- Я поощряю составление планов к выступлениям и разрешаю ими пользоваться при ответе, с планом учащийся чувствует себя увереннее, не боится отвечать- идет отработка умения работать с текстом.
- Чтобы научить ребят выступать я использую систему докладов и рефератов.
Вообще, среди учителей широко распространена иллюзия, что они дают учащимся знания, они учат учащихся умениям и навыкам. В силу этой иллюзии учителя главное свое внимание уделяют изложению учебного материала и меньше всего- организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.
Между тем, на самом деле знания, умения и навыки учащиеся приобретают сами в процессе собственной деятельности. Учителя лишь должны создавать необходимые условия для этой деятельности учащихся, руководить и направлять её.
Учителя не всесильны, но их возможности велики, и надо в максимальной степени использовать возможности, опираясь на глубокое и всестороннее знание ученика, его особенностей и качеств.