Методическая разработка "Изготовление изделий из дерева с мальчиками 5–7 лет"

Разделы: Работа с дошкольниками


Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию цикл занятий с детьми 5-7 лет по изготовлению предметов мебельного гарнитура и других изделий из дерева.

Занятие 1. Беседа на тему “Мужские профессии”

Цель: актуализация и систематизация знаний детей о профессиях, их содержании.

Материалы: иллюстрации с изображением профессий (пожарный, рыбак, художник, учитель, строитель, портной, нефтяник и т.д.)

Ход беседы

Педагог: Мальчики, скажите, пожалуйста, кем бы Вы хотели стать, когда вырастите? (дети отвечают) Я пригласила Вас для того, чтобы поговорить о мужских профессиях. Но для начала мы вспомним, какие профессии вы знаете (дети называют) Сейчас я предлагаю Вам рассмотреть картинки (показывает картинку с изображением профессии пожарного). Как Вы думаете, какая профессия у этого человека? Скажите, а профессия пожарного трудная? Почему? Каким должен быть пожарный? (дети: трудная, опасная, потому что он огонь тушит, высоко по лестнице поднимается, людей спасает…)Правильно. А скажите мне, пожалуйста, каким должен быть человек с профессией пожарного? (смелым, сильным, ловким, добрым…) Верно. Мальчики, а как Вы думаете, кому легче работать пожарным – мужчине или женщине? (предположения детей) Верно, потому что мужчины сильнее женщин, они смелые, ловкие. Женщине, наверное, было бы трудно работать пожарным.

Переходим к другой картинке (показывает картинку с изображением профессии художника) Как Вы думаете, какая профессия у этого человека? Скажите, в чем заключается профессия художника, что он делает? (рисует картины) Что должен уметь делать художник? (дети: красиво рисовать, уметь смешивать краски, наблюдать за всем…) Верно. Мальчики, а как Вы думаете, кому легче работать художником – мужчине или женщине? (предположения детей) На самом деле, ребята, быть художником могут быть как женщины, так и мужчины, потому что и те и другие могут красиво рисовать картины, быть наблюдательными. (Таким образом, педагог развешивает на доске все приготовленные иллюстрации в два ряда: первый – изображение профессий, присущих больше всего мужчинам, второй – “общие” профессии, третий – “женские” профессии при наличии иллюстраций)

Педагог: (подводит итог) Итак, мы вспомнили, какие бывают профессии, и выяснили, что некоторые из них присущи больше всего мужчинам, а некоторые женщинам, и что есть, так называемые “общие” профессии.

Педагог: А сейчас я скажу поговорку, Вы внимательно послушайте: каждый мужчина в своей жизни должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Как Вы понимаете эту поговорку? (предположения детей) Давайте подумаем вместе: в поговорке говориться, что каждый мужчина должен построить дом. Как Вы думаете, построить дом легко? (ответы детей) Действительно, дом построить очень трудно. Разбираем поговорку дальше: еще мужчина должен посадить дерево. Как вы считаете, посадить дерево, чтобы оно прижилось и чтобы начало приносить плоды (если это плодовое дерево), начало радовать зеленой листвой, это трудно? Согласна с Вами, ведь для этого нужно очень хорошо ухаживать за деревом. И, наконец, в поговорке говорится, что мужчина должен вырастить сына. КА Вы думаете, вырастить из ребенка настоящего человека, хорошо воспитать его, научить всему, легко? (ответы детей) Я тоже думаю что это нелегко. Итак, получается, что настоящий мужчина должен в своей жизни сделать трудные, настоящие мужские поступки. Мальчики, Вы – будущие мужчины. Но сейчас, пока Вы еще не выросли, хотели бы Вы сделать для девочек своей группы что-нибудь “мужское”? (ответы детей) А что бы это могло быть? (предположения детей) Хорошо, но я бы хотела предложить Вам сделать своими руками то, что девочек очень удивит и обрадует – это собрать для них мебельный гарнитур для игры с куклами. А подарить мы его можем на Новый год. Но чтобы это было сюрпризом, Вы должны хранить наши занятия в секрете от девочек. Как Вы думаете, девочкам понравится такой подарок? Вы готовы хранить этот секрет? Я думаю, что девочки обрадуются такому подарку-сюрпризу. Я попрошу Вас у своих пап, дедушек узнать, как и из чего можно изготовить мебельный гарнитур для кукол. Это будет Ваше домашнее задание. Спасибо за беседу.

Занятие 2. Тема “Знакомство с деталями гарнитура”

Цель: введение в словарь детей новых понятий – мебельный гарнитур, понятия, обозначающие детали гарнитура (крышка стола, ножка стола (стула), сиденье, спинка, боковая часть, подлокотник); знакомство со столярными инструментами по иллюстрациям.

Материалы: иллюстрации с изображением различных инструментов, настоящие плотницкие инструменты, детали гарнитура.

Ход занятия

Педагог: На прошлом занятии я просила Вас узнать у своих пап или дедушек, из чего можно сделать мебель для кукол. (дети высказываются). Верно, мебель для кукол можно сделать из картона, разных коробочек, баночек и дерева. Я хотела предложить Вам изготовить мебельный гарнитур из дерева, как делается настоящая мебель. Посмотрите, что у нас есть (показывает детали гарнитура). Это отдельные детали, из которых нам предстоит собрать разные предметы мебели. Давайте посмотрим, и попробуем разобраться, какие детали для чего (дети рассматривают, делают) предположения. Итак, мы рассмотрели детали для изготовления стола и двух табуреток, дивана и двух кресел, кровати и шкафа – получается самый настоящий мебельный гарнитур. А понюхайте, как пахнет дерево, посмотрите, какого цвета деревянные детали, какие гладкие на ощупь. Такими их сделал плотник с помощью специальных инструментов. Кстати, для того, чтобы нам собрать эти детали в один предмет, нам тоже будут нужны инструменты. А какие инструменты Вы уже знаете (дети отвечают). Сейчас я хотела бы загадать Вам загадки про разные инструменты, а Вы попробуйте отгадать.

Толстый тонкого побьет –
Тонкий что-нибудь забьет.
(молоток и гвозди)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
(пила)

На каждую отгадку педагог вывешивает иллюстрацию с изображением этих инструментов. А еще я приготовила стихи про инструменты, послушайте, пожалуйста.

Молоток

У меня есть новый молоток,
Я кладу его в тот уголок,
Где отвертка, гвозди и пила,
Подружились в ящике стола.
И, своей работой увлечен,
Мне поет, рассказывает он,
Молоток поет мне: “Тук-тук-тук,
Я хороший друг умелых рук”.
П. Воронько

Пила

Улыбается пила, от работы весела.
Пилит, пилит, пилит, пилит –
Вот и все ее дела.
Пилит звонко, пилит пылко:
Звень-звень, звень-звень,
Брызжут звонкие опилки весь день, весь день.
Срез лучистый, гладкий,
Дух смолистый, сладкий.
С. Иванов

Далее педагог предлагает рассмотреть иллюстрации других инструментов и назвать их предназначение.

Педагог: Еще я хотела показать Вам настоящие плотницкие инструменты, посмотрите, пожалуйста. Они большие, тяжелые, острые, поэтому ими работают только взрослые люди. Вообще, при работе с инструментами нужно соблюдать правила безопасности, как Вы думаете какие (дети высказывают предположения) Правильно, работать нужно в специально отведенном месте, чтобы ничего не мешало работе, на рабочем месте должен быть порядок, инструментами нельзя размахивать, во время работы не кричат, по сторонам не смотрят. Вот видите, сколько правил для работы с инструментами. Скажите, пожалуйста, какой из инструментов понадобится нам для сборки гарнитура (дети высказывают предположение) Да, для этого нам понадобится отвертка. Поэтому попросите своих пап подобрать Вам небольшую отвертку, чтобы ручка ее умещалась у Вас в руке, и принесите их на следующее занятие. И не забывайте, что наша работа - это секрет от девочек. Спасибо за работу.

Занятие 3. Тема: “Завинчивание шурупов”

Цель: учить детей правильному захвату отвертки, шурупа; учить детей соблюдать правила работы с инструментом (отверткой).

Материалы: отвертки для каждого ребенка, шурупы, доски для тренировки с заранее просверленными отверстиями для шурупов.

Ход занятия

Педагог: Ребята, Вы принесли сегодня отвертки, которыми мы будем работать. Но прежде чем начать собирать мебель, нам нужно потренироваться завинчивать шурупы. Для этого я приготовила специальные деревянные досочки, в которые мы попробуем завинчивать шурупы.

Педагог предлагает работать стоя, так как это облегчает работу. Дети становятся на расстоянии друг от друга, так, чтобы не мешать соседу. Педагог показывает, как правильно держать отвертку, как держать шуруп, в какую сторону начинать закручивать. Далее дети самостоятельно пробуют выполнить задание.

Педагог: Ну, что, Вы потренировались закрутить и выкрутить шуруп. Скажите, легко ли Вам было? Что было сложнее всего? (рефлексивный момент – дети высказываются) Таким образом, мы будем соединять детали для мебели. Вы не передумали, ведь это не просто, и чтобы добиться результата, нужно приложить много усилий. У Вас может с первого раза не получиться, поэтому надо будет начать делать заново. Вы готовы к таким трудностям? Прошу не забывайте, что у нас с Вами секретное дело, и девочкам о нем рассказывать не надо, а то у нас не получиться их удивить и обрадовать. Договорились? Тогда до встречи.

Занятие 4. Тема: “Сборка гарнитура”

Цель: учить детей работать в парах, оказывать и принимать помощь товарища; учить планировать этапы (последовательность) сборки предметов; учить детей самостоятельно убирать свое рабочее место.

Материалы: отвертки для детей, детали гарнитура.

Ход занятия

Педагог: Мальчики, сегодня мы с Вами приступаем к очень ответственному делу – сборке гарнитура. Для начала давайте вспомним, какие предметы мебели входят в наш гарнитур (дети перечисляют) Также нам необходимо вспомнить основные правила работы с инструментом, которые ни в коем случае нельзя нарушать (дети называют) Для того, чтобы Вам было удобнее работать, предлагаю вам работать парами: один будет придерживать детали, а другой закручивать шуруп, и так по очереди (дети парами занимают места за столами). Сейчас прошу вас посовещаться и определиться, какой предмет мебели Вы хотели бы собрать (дети выбирают детали для того предмета, какой они хотели бы собрать)

Педагог с каждой парой детей обсуждает последовательность сборки выбранного ими предмета, еще раз напоминает правильный захват отвертки, шурупа, показывает, как совместить отверстия – для этого сначала нужно вкрутить шуруп в отверстие присоединяемой детали так, чтобы его кончик слегка выглядывал. После этого кончики шурупов вставляются в отверстия той детали, к которой присоединяется деталь, и шурупы закручиваются до конца.

Педагог: Ребята, я попрошу Вас не торопиться, стараться, ведь как гласит народная пословица “Поспешишь – людей насмешишь”, а Вы своим подарком должны доставить девочкам радость. Для этого он должен быть выполнен очень аккуратно.

Педагог по ходу работы оказывает необходимую помощь, обычно это помощь в совмещении деталей и “докручивании” шурупов. Обычно сборка гарнитура занимает два занятия, второе проводится по аналогии с этим.

Педагог: (после завершения сборки всего гарнитура) Ну, что же, я вас поздравляю, Вы справились со своей задачей – гарнитур собран. Вот видите, как хорошо, когда все работают дружно и слаженно, помогая друг другу. Давайте посмотрим, крепко ли все закрепили, можете проверить предметы мебели, которые собирали Ваши друзья (смотрят, крепко ли соединены детали) Я хочу похвалить Вас за хорошую работу. Скажите, пожалуйста, Вам было трудно собирать мебель? Что именно было трудно? А что показалось легким? Вам понравилась эта работа? Хотели бы Вы еще собрать что-нибудь своими руками? Хорошо, а теперь давайте посмотрим на мебель и подумаем, будем ли мы ее дарить в таком виде, или быть может ее нужно как-нибудь украсить? (дети высказываются) Хорошо, а как мы можем ее украсить? (дети: нарисовать узор) Я думаю мебель будет намного красивее, если она будет украшена узором. Это и будет вашим домашним заданием – подумать, какой узор нарисовать на мебели, чтобы девочкам понравились и сама мебель и рисунок на ней. И прошу не забывать, что всю нашу работу мы храним в секрете от девочек, иначе не получится сюрприза. Благодарю за работу.

Занятие 5. Тема: “Рисуем эскизы”

Цель: введение в словарь детей нового понятия – эскиз; учить детей самостоятельному составлению узоров на листах бумаги разной формы, учить располагать элементы узора на поверхности листа конкретной формы.

Материалы: бумага, вырезанная по формам и размерам деталей предметов мебели, карандаши цветные, иллюстрации-образцы некоторых расписанных предметов мебели и быта.

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, ребята. Вот мы с Вами снова собрались в тайне от девочек, чтобы продолжить нашу работу. Итак, как и договаривались, сегодня мы будем придумывать узор для росписи нашей мебели. Я просила вас подумать над тем, какой узор можно нанести на мебель. Поэтому сейчас предлагаю Вам нарисовать на бумаге эскизы– то есть рисунки, которые мы потом будем рисовать уже на мебели. Все эскизы мы рассмотрим, обсудим и выберем самые интересные.

Дети выполняют эскизы на бумажных заготовках. Как правило, в эскиз входят такие элементы, как цветы, листочки, бабочки, солнышко и т.п. После завершения работы, дети показывают свой эскиз и описывают его. далее педагог предлагает детям самим выбрать интересные узоры, возможно в росписи будут использованы элементы, предложенные разными детьми.

Педагог: Ну, что же, мы определились с узором, и на следующем занятии будем наносить его уже непосредственно на мебель. Спасибо вам за работу, и напоминаю, что все, что мы делаем, это секрет от девочек. До встречи.

Занятие 6. Тема: “Роспись гарнитура”

Цель: введение в словарь детей нового понятия – трафарет; учить наносить узор на поверхность с помощью трафарета и тычка; учить работать в парах, оказывать помощь и принимать помощь товарища; учить оценивать свою работу и работу других детей.

Материалы: мебельный гарнитур, собранный детьми, краска акриловая, трафареты, изготовленные педагогом на основе эскизов детей, тычки, для нанесения краски, салфетки, вода, клеенка.

Ход занятия

Педагог: Ребята, здравствуйте. Итак, сегодня мы с Вами приступаем к не менее важному делу – росписи гарнитура. Мы определились, какой рисунок будет нарисован. На основе Ваших эскизов я сделала трафарет – это лист бумаги, в котором вырезаны все детали рисунка. При наложении трафарета на поверхность мебели (демонстрирует) Вы будете наносить краску на просветы в трафарете. После того, когда все будет закрашено, Вы уберете трафарет и увидите аккуратный рисунок. Краска, которой мы будем рисовать, называется акриловая. Она подходит для работы с деревом, не сотрется и растечется, если на мебель вдруг попадет вода. Наносить краску мы будем тычками, это уже знакомый Вам инструмент. Итак, прошу сесть Вас парами, как вы работали до этого – один придерживает трафарет, другой наносит рисунок, то есть Вы опять будете работать вместе, помогая друг другу.

Дети выполняют роспись гарнитура с помощью трафаретов. Педагог оказывает необходимую помощь. Возможно, одного занятия будет недостаточно, поэтому на роспись гарнитура лучше запланировать два занятия. После завершения работы педагог предлагает детям оценить свою работу.

Педагог: Посмотрите, какая красота у нас получилась. Вам нравиться? А что нравится больше всего? Как вам кажется, где узор получился аккуратнее? Скажите, пожалуйста, то, что Вы работаете в паре и оказываете помощь друг другу, это Вам помогло или было бы лучше работать по одному? На самом деле, взаимопомощь очень важна, поэтому у Вас и получилось так красиво и аккуратно. Ребята, праздник уже скоро, поэтому нам остается только упаковать подарок. Скажите, а когда дарится подарок, нужно ли говорить какие-нибудь слова, или лучше вручить его молча? Конечно же, когда дарят подарок, обычно говорят слова поздравления. Я думаю, и девочкам будет гораздо приятнее получить Ваш подарок-сюрприз с красивыми словами-пожеланиями. Этим мы займемся на следующем, последнем занятии. И не забудьте, праздник совсем скоро, и будет очень плохо, если девочки узнают о нашем секрете раньше времени. До свидания.

Занятие 7. Тема “Готовимся к празднику”

Цель: формировать умение составлять небольшой текст – поздравление творческого характера, развивать умение выразительно рассказывать его.

Материалы: мебельный гарнитур, большая коробка, оберточная бумага, бант.

Ход занятия

Педагог: Ребята, вот и подошла к концу наша с Вами работа. Скажите, Вам было интересно? Я очень горжусь вами, что Вы своими руками смогли собрать мебельный гарнитур для кукол. Это очень серьезное и я бы даже сказала трудное задание, но вы справились, потому что работали дружно, слаженно, помогали друг другу, принимали помощь друг от друга. Давайте вспомним, что мы делали? (дети вспоминают, с чего началась работа, что было потом и так далее) скажите, а что понравилось больше – собирать гарнитур или его расписывать? Хорошо, а теперь нам нужно придумать поздравление для девочек и упаковать подарок, чтобы он оставался сюрпризом до самого его вручения.

Педагог записывает предложения детей. В итоге, текст поздравления может быть такой: “Дорогие девочки! Поздравляем Вас с Новым годом! Желаем вам здоровья, радости, удачи! Мы приготовили вам подарок-сюрприз, который мы сделали своими руками. Мы очень старались и надеемся, что он Вам понравится и принесет радость. С новым годом!”

После того, как текст поздравления придуман, выбираются мальчики, которые будут его произносить на празднике. Далее дети составляют мебель в коробку, педагог при них упаковывает его бумагой и украшает бантом.

Педагог: Ну, вот и все. Наш подарок-сюрприз готов. Благодарю за работу и до встречи на празднике.

Подарок вручается на новогоднем утреннике, перед тем как Дед мороз будет вручать свои подарки. Распаковывается в группе после праздника в присутствии всех детей, воспитателей и родителей. Можно предложить родителям изготовить для гарнитура принадлежности – подушки, покрывала, накидки, скатерть и т.д.