Цель урока: Проследить эволюцию животного мира на Земле, обобщить и систематизировать знания по изученным темам.
Задачи:
- Рассмотреть причины многообразия животного мира на Земле.
- Показать учащимся, какое значение имеет эволюционное учение Ч.Дарвина для развития органического мира и биологической науки.
- Раскрыть понятия о наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном и искусственном отборах как движущих силах эволюции.
- Способствовать формированию и развитию у учащихся самостоятельного мышления и речи.
- Научить учащихся обобщать полученный материал.
Оборудование: Таблицы животных различных классов, портрет Ч Дарвина, книга “Происхождение видов путем естественного отбора”, презентация (Приложение 1)
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Проверка знаний.
1) Работа учащихся по карточкам (Приложение 2)
2) Фронтальный опрос:
В чем проявляется роль млекопитающих в жизни человека?
Какие направления животноводства вам известны?
Назовите две-три породы сельскохозяйственных животных.
Назовите известных вам предков домашних животных (крупного рогатого скота, свиней, лошадей). Какие из них исчезли в природе и почему?
Какие животные являются промысловыми и какова основная продукция промысла этих млекопитающих?
Как человек использует млекопитающих в медицине?
Перечислите меры по охране диких животных.
3) Учащиеся разгадывают кроссворд (Приложение 3)
ІІІ. Изучение новой темы.
Рассказ учителя с элементами беседы:
Тема нашего урока: “История развития животного мира, доказательства”. (слайд 1) Как вы знаете, на Земле существует более миллиона видов животных, и они очень разнообразны. Есть простейшие, организм которых состоит из одной клетки. (слайд 2)
- Ребята, назовите этих животных?
- Это амебы, инфузории, эвглены, радиолярии.
Более сложно устроено тело пресноводного полипа – гидры. (слайд 3) Близки к ней по строению морские полипы и медузы. (слайд 4) Разнообразны по строению и условиям обитания черви и моллюски. (слайд 5)
- Ребята, а какой тип животных наиболее многочисленный по сравнению с другими типами?
- Это тип Членистоногие. (слайд 6)
- А сколько насчитывает видов животных этот тип?
- Тип Членистоногие насчитывает более 1 миллиона видов животных.
До сих пор биологи продолжают открывать все новые и новые виды животных. (слайд 7) Велико разнообразие позвоночных, освоивших водную, наземно-воздушную и почвенные среды жизни. Издавна люди интересовались причинами такого многообразия животных. В античное время Александр Македонский приказал привозить из походов новых животных для своего учителя, философа и натуралиста Аристотеля. (слайд 8)
Долгое время неизвестных животных просто описывали. (слайд 9) Но им необходимо было дать точное название и классифицировать. В 18 веке известный шведский ученый К.Линней создал первую систему животных, объединив их в группы по общим признакам. Но было замечено, что в природе существуют животные, хотя и обитающие в разных местах, но очень похожие друг на друга, например песец и лисица, заяц-беляк и заяц-русак. Было предположено, что похожие друг на друга животные более родственны, чем те, которые отличаются друг от друга.
Убедительным доказательством эволюции животного мира служат сведения об индивидуальном развитии животных. (слайд 10) Зародыши, или эмбрионы животных, во время развития не просто растут, увеличиваются в размерах, а все более усложняются и совершенствуются. И самое интересное то, что на ранних стадиях развития они бывают похожи не столько на взрослых животных того же вида, сколько на их далеких предков. Так, зародыши всех позвоночных на ранних стадиях очень похожи друг на друга. У всех у них даже имеются жаберные щели, которые потом у наземных животных пропадают.
- Ребята, вспомните и перечислите признаки сходство во внешнем и внутреннем строении головастика лягушки и рыбы?
- Головастик лягушки очень напоминает рыбу: имеет удлиненное тело, хвостовой плавник, жабры, двухкамерное сердце, один круг кровообращения.
Таким образом, в своем развитии зародыши как бы кротко повторяют те основные изменения, которые происходили в течение миллионов лет у сменяющих друг друга животных. (слайд 11) Так, на основе сходства эмбрионального развития разных групп животных биологи предположили возможные пути происхождения одних животных от других.
Доказательства исторического развития животных, подтверждения их эволюции, получены при изучении ископаемых остатков животных. Объяснили, что чем древнее слои Земли, в которых найдены остатки животных, тем примитивнее древние животные, обнаруженные в этих слоях. (слайд 12) В слоях Земли, которые образовались в палеозое (начался 570 млн л.н.), встречаются остатки рыб, земноводных, пресмыкающихся. (слайд 13)
Примитивные птицы и млекопитающие появились в мезозое (начался около 245 млн. л.н.). (слайд 14) Современные представители отрядов и семейств птиц и млекопитающих появились только в кайнозое (начался около 66 млн.л.н.). (слайд 15)
Таковы палеонтологические доказательства эволюции животного мира. Таким образом, эволюция – это историческое развитие животного мира, а палеонтология – это наука, изучающая останки ископаемых животных.
На основании сравнительного анализа морфологии и анатомии, эмбриологии, палеонтологии разных групп животных были высказаны гипотезы о причинах эволюции. Наиболее четкое и последовательное объяснение исторического развития (эволюции) животных и растений дал английский ученый Чарльз Дарвин. (слайд 16) После тщательного изучения растений и животных в разных районах Земли, во время кругосветного путешествия и обработки собранных коллекций и наблюдений Ч.Дарвин написал книгу “Происхождение видов путем естественного отбора”. Он проанализировал историю создания новых пород домашних животных, выяснил происхождение их от диких предков и доказал, что потомки наследуют признаки своих родителей. (слайд 17) Так, например, крольчата похожи на своих родителей. Однако не только наследственностью обладают животные. Известно, что потомки одних и тех же родителей несколько отличаются друг от друга. Одни потомки крупнее и сильнее, другие - мельче и слабее. (слайд 18) Есть различия в окраске, длине шерсти. На изменчивость потомства оказывает влияние происхождение от других родителей. У одних детенышей больше отцовских черт, у других материнских, у третьих – сочетания признаков отца и матери.
Изучая растения и животных в природе, Ч.Дарвин показал, какие у них наблюдаются изменчивость и наследственность. (слайд 19) Однако дикие организмы находятся в иных условиях, чем домашние. О домашних заботиться человек: он их кормит, охраняет от врагов и т.д. Дикие же животные должны сами заботиться о себе, то есть сами должны бороться за свое существование. Это вовсе не значит, что имеется в виду только борьба при помощи зубов и когтей. Важен не способ борьбы, а ее результат. Так, в суровые зимы от бескормицы и холода погибает много птиц. Все они ведут борьбу за жизнь, добывая корм. Набрать больше корма удается тем, которые имеют какое-либо преимущество, например тем, которые первые заметили пищу, быстрее к ней прилетели. Остальные птицы гибнут.
В борьбе за существование выживают только те животные, которые лучше других приспособлены к окружающим условиям, а все менее приспособленные погибают. Значит и здесь идет отбор, только не искусственный, а естественный, то есть происходит в природе без участия человека. Выживание наиболее приспособленных к условиям обитания особей при конкуренции за пищу, укрытия и другие ресурсы Ч.Дарвин назвал естественным отбором. (слайд 20) Полезные приспособления выживших животных наследственно закрепляются, переходя к последующим поколениям.
Среди потомства домашних животных человек всегда оставляет на племя лучших, с нужными ему признаками (например, среди кур он выбирает наиболее яйценоских). (слайд 21) Отбор, для улучшения существующих и выведения новых пород домашних животных, скрещивание домашних животных с дикими предками Ч.Дарвин назвал искусственным отбором.
Созданное Ч.Дарвином эволюционное учение позволило понять, почему при огромном многообразии животных их можно классифицировать в определенном порядке: вид, род, семейство, отряд, класс, тип – по степени родства. (слайд 22)
ІV. Записи в тетрадях учащихся
Эволюция – это историческое развитие животного мира.
Палеонтология – это наука, изучающая останки ископаемых животных.
В 18 веке шведский ученый Карл Линней создал первую систему животных, объединив их в группы по общим признакам.
Четкое и последовательное объяснение эволюции животных и растений дал английский ученый Чарльз Дарвин.
Наследственность – способность организмов передавать врожденные признаки потомству.
Изменчивость – различия между животными одного вида, одной породы.
Борьба за существование – разнообразие взаимодействия данного организма с объектами живой и неживой природы.
Естественный отбор - выживание наиболее приспособленных к условиям обитания особей при конкуренции за пищу, укрытия и другие ресурсы.
Искусственный отбор – это отбор, для улучшения существующих и выведения новых пород домашних животных, скрещивание домашних животных с дикими предками.
V. Закрепление изученного материала.
Для того чтобы закрепить полученный на этом уроке материал, давайте ответим на вопросы. (слайд 23)
1. Каковы причины многообразия животного мира?
2. Расскажите об основных стадиях эмбрионального развития позвоночных.
3. Что такое палеонтология?
4. Какие доказательства эволюции животных получены при изучении ископаемых остатков?
5. Что такое эволюция?
6. Какую роль играет естественный и искусственный отборы в эволюции животных?
7. Что означает понятие “борьба за существование”? Приведите примеры.
7. Какова роль наследственности в эволюционных процессах?
8. Изменчивость – это свойство присущее всем организмам?
VІ. Домашнее задание: (слайд 24)
1. Параграф 60, вопросы ст. 292
2. Выучить определения
3. Доклады об ученых К.Линнее, Ч.Дарвине.