Цели урока:
- расширить знания и представления детей о профессиях: гончар, столяр, слесарь, портниха;
- уточнить представления детей о трудовых обязанностях человека;
- формировать у учеников представление о том, что «чудо – вещи » сделаны людьми;
- углублять знания о творческих способностях человека;
- развивать внимание, память, мышление;
- воспитывать умение правильно пользоваться вещами;
- воспитывать правильное отношение к труду.
Оборудование:
- учебник Н. В. Виноградова. Окружающий мир, 1 класс;
- Н. В. Виноградова. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса;
- карточки с пословицами;
- рисунки на тему «Мебель», «Одежда», « Посуда», «Инструменты»;
- подборки стихов, сказок, загадок на тему;
- планшеты со стихами Г. Граубина «Прадеды»;
- платок, очки, магнитофон;
- выставка керамической посуды;
- плакаты по правилам безопасности;
- клей, цветные карандаши, разрезная картинка «Паровоз», рисунки: «Ваза», «Платье для куклы»
1.Организация класса. Введение в тему.
Дети проходят в класс и занимают места в своих «цехах»: 1 ряд – места гончарного «цеха», 2 ряд – места «цеха» шитья, 3 ряд – места слесарного «цеха». На столах у каждого – рисунки с изображением того, что здесь изготавливают.
Учитель. В городе наступило утро, и все мастера приступили к работе.
ИКТ ( Приложение 1. Слайд1)
- Прочитайте пословицы о труде. Объясните смысл.
Землю красит солнце, а человека - труд.
Где труд, там и счастье.
- Что даёт человеку труд? (высказывания детей)
- Подумайте, смогли бы люди прожить без труда?
Учитель. Труд приносит человеку радость, удовлетворение, он занимает большое место в его жизни. Благодаря труду людей, богатеет и становится сильной наша страна.
- Выдающийся русский поэт В. Брюсов сказал о труде такие слова:
« Великая радость – работа,
Всё счастье земли – за трудом»! (читает ученик)
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в Город мастеров, поговорим о людях труда, о вещах, которые они производят, об отношении человека к своей работе, попробуем сами изготовить некоторые изделия.
3. Повторение ранее изученного материала.
- А я приглашаю вас в гости к жителям Города мастеров.
- А чтобы открылись городские ворота, попробуйте украсить город новыми зданиями.
- Возьмём большой лист бумаги (ватман). Здесь ученики класса будут фломастерами рисовать жилые дома, магазины, школы, парки, транспорт и другое. Каждый может нарисовать что – то одно. Выигрывает тот, кто сделает последний рисунок.
Вывод. Мне очень понравился ваш город. А люди каких специальностей живут в этом городе? (высказывания детей)
4. Актуализация знаний
ИКТ (Приложение 1. Слайд 2)
- Рассмотрите рисунки на экране. Назовите профессии этих людей. (Гончар, столяр, портниха, слесарь)
- Расскажите о каждой из них. (высказывания детей)
- Посмотрите на выставку глиняных изделий: кувшин, горшок, чайник, ваза, тарелка. Назовите одним словом. (Посуда)
- Разделите рисунки на доске на две группы : стол, стул, шкаф, платье, брюки, пальто. (Мебель, посуда)
- Из чего сделаны эти предметы? (высказывания детей)
- Какое чувство они у вас вызывают?
- Как вы думаете, легко ли их сделать?
- Подумайте, люди каких профессий могли бы их сделать? (высказывания детей)
Вывод. В нашем Городе все люди работают, а потому есть возможность одеваться, обставлять квартиру, отдыхать, путешествовать.
5. Работа по учебнику (с.50)
- Подумайте, из какого материала изготовил посуду гончар? (высказывания детей)
Учитель. Гончар – мастер по изготовлению глиняной посуды – керамики. Гончарное ремесло – одно из самых древних на земле. Посуда людям была нужна всегда. Её выдалбливали из камня и дерева, плели из прутьев, обжигали в печи. Эту работу выполняли гончары. Приспособлением для лепки посуды являлся гончарный круг.
Словарная работа.
-Ребята, чтобы вам было понятно, что такое «керамика», я объясню значение этого слова.
«Керамика» - глина, по - гречески – «керамикос»
Глиняную посуду ( керамику ) украшали росписью, покрывали глазурью, из – за чего изделие блестело.
- С каким материалом работает столяр? (высказывания детей)
Учитель. Столяр – рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из дерева.
Вывод. Все эти профессии появились давно на Руси. О людях таких профессий рассказал в своём стихотворении «Прадеды» Г. Граубин (читают дети).
6. Декламация
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Гончаров,
Кто прадед Гончарова?
Он был из рода гончаров
Отец отца отцова.У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину,
Её упорно обжигал,
В гончарне горбил спину.Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров.
Он мастером был прадед.
Вывод: Мы с вами узнали о двух очень интересных и нужных профессиях, которые появились очень давно, но и сейчас востребованы.
7. Дидактическая игра «Кому принадлежат эти вещи?»
ИКТ (Приложение1. Слайд3)
- А сейчас мы узнаем ещё о двух важных профессиях, без которых человеку трудно было бы обойтись в современной жизни.
- Кому принадлежат эти вещи?
* Этим инструментом обрабатываются срезы. (Напильник)
* Сам худ, а голова с пуд. (Молоток)
* Зубов много, а ничего не ест. (Пила)
* Цепкий рот на тех сердит, кто зазря в доске сидит. (Клещи)
Учитель. Обо всех этих инструментах Б. В. Заходер написал стихотворение «Слесарь» (читают дети)
Мне нужны такие вещи: молоток, тиски и клещи:
Ключ, напильник и ножовка,
А ещё нужней сноровка.
- Какую работу выполняет слесарь? (высказывания детей)
Вывод. Слесарь – рабочий – специалист по обработке и починке металлических изделий, деталей.
8. Физминутка «Узнай профессию!» (дети имитируют движения)
* Маляр. Красит кистью забор, крышку парты (движения рукой слева направо, сверху вниз)
* Столяр. Строгает, пилит (имитация движений)
* Слесарь. Быстро завинчивает винты гаечным ключом.
* Портной. Шьёт швом «вперёд иголку» (показ движением руки)
9. Игра «Отгадай загадку!» (с. 50)
- Найдите на рисунке портниху. Расскажите, что знаете об этой профессии.
- Какими инструментами работает портниха? (Высказывания детей)
ИКТ (Приложение 1. Слайд 4)
- Наши ребята приготовили загадки (читают наизусть). Отгадай загадку! Найди отгадку!
*Держится подружка за стальное ушко,
Стёжкою одною век бежит за мною. (Игла с ниткой.)
*На поляне шерстяной пляшет тонконожка.
Из – под туфельки стальной выползает строчка. (Швейная машина)
*Два кольца, два конца, посередине – гвоздик. (Ножницы)
Учитель. Б. В. Заходер написал стихотворение «Портниха», послушайте его (читает ученик)
Целый день сегодня шью, я одела всю семью.
Погоди немного кошка – будет и тебе одежка.
Обобщение. О каких малоизвестных профессиях сегодня услышали?
- Что интересного узнали о знакомых профессиях?
- На какой профессии остановили бы свой выбор?
Вывод: Сегодня мы узнали много интересного о нужных вещах и их производителях - людях умелых, старательных, трудолюбивых.
- Что же в жизни является главным? (Это труд)
10. Инсценирование.
Учитель. Послушайте пословицу.
Каков мастер, такова и работа.
- Объясните смысл. (Люди к своей работе относятся по – разному )
- Послушайте, какая история однажды приключилась с Федорой в сказке «Федорино горе» К.И. Чуковского (двое учеников в костюмах героев рассказывают отрывок из сказки).
- Почему сказка так называется?
- Какое горе случилось с Федорой?
- Кто в этом виноват?
- Как героиня относилась к своим вещам и к чему это привело?
11. Минутка отдыха.
ИКТ (Приложение 1. Слайд5).
- Выбери слова, которыми можно охарактеризовать Федору.
(Неряха, трудолюбивая, грязнуля, заботливая, опрятная, ленивая, аккуратная)
- Почему нужно бережно относиться к вещам? (высказывания детей)
12. Смешинки.
- Прочитайте в учебнике стихотворение А. Каминского «Дядя Вася Денисюк»
Дядя Вася Денисюк как – то раз включил утюг:
Просто он решил погладить пару полосатых брюк.
Дядя Вася Денисюк позабыл про свой утюг:
Просто он решил погладить своего котёнка вдруг…
Дядя Вася Денисюк быстро выключил утюг,
Но теперь у дяди Васи нету полосатых брюк…
- Как ты думаешь, эта история - смешная или поучительная?
- Чем она могла бы закончиться? (Рассеянный, забывчивый дядя Вася мог даже дом спалить)
Вывод. С электроприборами нужно обращаться очень внимательно, чтобы не случилось беды.
13. Безопасность в рифмах «Не шали с огнём!»
Учитель. Послушайте отрывки - четверостишия по правилам безопасности из книги М. Р. Максиняевой «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками »
*Огонёк всегда такой, - *Каждый знает, что утюг -
И хороший, и плохой: Добрый, но надёжный друг.
Он и светит, он и греет, Тот, кто с утюгом знаком,
И проказничать умеет. Не играет с утюгом.
*Кто приборы изучает,
Тот приборы не включает:
Перегретые розетки
Загораются нередко.
ИКТ (Приложение 1. Слайд 6)
- Какие меры предосторожности надо соблюдать при работе с электроприборами?
*Не тронь розетку мокрыми руками!
*Не оставляй электроприборы включёнными без присмотра!
*Никогда не тронь оголённый провод!
14. Работа в тетради (с.22) Соображалки.
ИКТ (Приложение 1. Слайд 7)
I.Рефлексия для глаз «Выполни упражнения, ориентируясь на фигуры»
( Звучит музыка. Дети выполняют движения глазами по часовой стрелке по жёлтому кругу, затем – против часовой стрелки. Дальше двигаются от красного треугольника по прямой до жёлтого круга, затем – до зелёного квадрата, и наоборот.)
II. Разделите предметы на три группы: электроприборы (лампа, электроплита, утюг); посуда (тарелка, чашка, чайник, кружка, кастрюля); инструменты (пила, ножницы, молоток, клещи).
Коллективная проверка работы.
15. Игра «Путешествие в мастерскую» (групповая работа)
ИКТ (Приложение 1. Слайд 8)
Учитель. А сейчас мы с вами отправляемся в гончарный цех (1 ряд) для украшения глиняных ваз, в цех шитья (2 ряд) для изготовления одежды для кукол, в слесарную мастерскую (3 ряд), чтобы отремонтировать паровоз.
- Ребята 1 ряда составляют аппликации из геометрических фигур для украшения ваз (при помощи клея), 2 ряда - дорисовывают узоры на кукольных платьях (при помощи карандашей), 3 ряда - собирают разрезанную на части картинку «Паровоз».
После выполнения работы оформляется выставка изделий. Мастера показывают свои изделия и рассказывают для чего они предназначены.
16. Рефлексия.
- Оцени, как ты выполнял задания на этом уроке. (Раскрась один цветок.)
Быстро, правильно, самостоятельно.
Правильно, но медленно.
Правильно, но с помощью других.
Быстро, но неправильно.
17. Подведение итогов.
- Вот и закончилось наше путешествие в Город мастеров. Сегодня мы говорили о людях труда и о вещах, которые они производят. Узнайте у своих родителей о назначении вещей, которыми пользуется ваша семья в обиходе.
- Послушайте стихотворение С.Маршака «Береги свои вещи!» о том, как следует относиться к своим вещам.
Сами вещи не растут.
Вещи сделать – нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку – береги,
Не ломай, не мни, не рви.
Литература
Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Ярославль: Академия развития, 2000.
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир, 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. -3 –е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф, 2008.
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 1 класс. – 3 –е изд., перераб. -М.: Вентана – Граф, 2008.
Граубин Г. Р. Прадеды. М., 1987.
Жиренко О. Е. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. М.: ВАКО, 2007.
Жиренко О. Е. Я – гражданин России. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. М.: ВАКО, 2006.
Заходер Б. В. Строители. М., 1998.
Маршак С. Я. Любимые детские стихи. С. – Пб., 1994.
Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М.: Творческий центр, 2003.