Цели и задачи:
- Закрепляем знание детей о планетах Солнечной системы. Учимся ориентироваться по схеме Солнечной системы.
- Развиваем навыки творческого рассказывания. Добиваемся, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в рассказывании. Учим четко, кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы.
- Активизируем словарь: планеты, спутники, невесомость, орбита, метеорит.
- Обогащаем словарь: галактика, вселенная, Солнечная система, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
- Развиваем творческую фантазию воображений у детей. Развиваем интерес к окружающей среде, желание узнавать новое.
- Закрепляем знания детей о природных зонах земли (Север, Тайга, Пустыня), их обитателях.
Предварительная работа: Знакомство с Солнечной системой я разбила на 4 занятия:
1. “Космос, каким его видим мы”.
2. “Каменные планеты Солнечной системы”.
3. “Газовые гиганты Солнечной системы”.
4. “Спутники в Солнечной системе”.
На занятиях по рисованию, лепке, развитию речи, математике так же включала элементы знакомства с космосом.
Проводились дидактические, настольно-печатные игры в свободное время.
Проводились беседы в утренние часы на тему: “Покорение космоса”.
Читали в свободное время Е.П. Левитана “Сказочные приключения маленького астронома”.
Материал к занятию
- Карта-схема Солнечной системы.
(окна задрапированы, на ткани разместили разные созвездия и звездочки. На центральной стене разместили макет Солнечной системы). - Фонограмма “Космической музыки” (ВИА “Спейс”) для появления инопланетянина.
- Фонограмма “Вечерняя серенада” для танца детей с фонариками.
- Фонограмма голосов птиц, животных.
- Схемы природных зон Севера, Тайги, Пустыни.
- Картинки животных, птиц.
- По два фонарика каждому ребенку.
- Указка с лучевым освещением.
- Детские подушечки для сидения.
- Подарки детям: надувные зелененькие человечки.
- Фонари с голубым, синим и фиолетовым стеклом.
Организация детей на занятии:
- Вступительная беседа.
- Звуковой сигнал из космоса.
- Путешествие ребят на ракете.
- Физкультурная минутка, танец.
- Приход инопланетянина.
- Чтение схем, рассказы детей по схемам природных зон.
- Возвращение на Землю.
Ход занятия
Воспитатель:
Орешек знаний твёрд,
Но мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
Журнал “Хочу все знать”.
Ребята открываем страницу “Космос”. Что такое “Космос”?
Ответы детей произвольные. (Космос – это огромное пространство. Космос – так часто называют Вселенную. А вселенная – это звездная страна, где находятся бесчисленное количество звездных городов – галактик. Галактика – так называется наш город, в котором живут Солнце и планеты).
Воспитатель: Во Вселенной существует очень много галактик. И 4 мы с вами знаем. Давайте вспомним их название.
Дети называют их. (“Эллиптическая”; “Неправильная”; “Спирально-полосочная”; “Спиральная”).
Воспитатель: А в какой из этих галактик мы с вами живем?
Дети: Звезды образуют спираль и мы живём в одном из ее колец.
Значит, наша Галактика называется “Спиральной”.
(Звучит тревожная музыка, подается сигнал).
Воспитатель: Что происходит, слышите, идет сигнал о помощи. Так это же из космоса идет сигнал. Кому-то нужна помощь. Что будем делать ребята?
Дети: высказывают свои предложения о помощи и нужно подвести их к тому, что надо лететь в Космос.
Воспитатель: Ждет нас большая ракета. И мы сейчас отправляемся в полёт.
Прошу занять свои места. (Дети садятся на маленькие подушечки разложенные на ковре). Представьте, что мы летим в ракете. Вот ракета зашумела, все громче и громче, потом оглушительно заревела, шевельнулась и плавно пошла вверх. Посмотрите в иллюминаторы. Земля стала проваливаться в низ. Что вы видите?
Дети говорят, что они видят.
- Между облаками на земле видны дома, деревья.
- Дома на Земле стали похожи на игрушечные, а деревья стали маленькими-маленькими.
- Облака как сугробы снега, а еще похожи облака на вату.
- Землю стало плохо видно, как в тумане.
Воспитатель: Ребята посмотрите наверх, небо над нами стало чистое – чистое.
Дети: - И уже не голубое, а темно-синее.
- Смотрите, что происходит, небо меняется как по волшебству, становится темно-фиолетовым.
- А теперь все больше темнеет.
Воспитатель: Да дети мы улетели на такое расстояние, что нашу планету Земля мы можем увидеть совсем другой, какая она?
Дети: - Планета кажется голубой, потому что на ней много воды.
- Поверхность планеты сверкает от солнечных лучей.
- Планета Земля находится на таком расстоянии от Солнца, что там не бывает ни слишком жарко, ни слишком холодно.
Воспитатель: Кто помнит, как называется спутник Земли?
Дети: - Луна спутник Земли.
- Поверхность Луны покрыта пылью и кратерами.
- Они образовались, когда куски камней падали на Луну. Эти камни назывались “метеоритами”.
- На Луне нет воздуха, воды и жизни
- Из-за отсутствия атмосферы температура сильно различается. На солнечной стороне - жарко, а в тени - холодно.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, соседей планеты Земля.
Дети: - Меркурий, Венера, Марс.
Воспитатель: Что вы можете мне рассказать о них?
Дети: - Это все каменные планеты, поверхность у них покрыта пылью и кратерами.
- Меркурий - самая близкая к Солнцу планета и самая быстрая планета в Солнечной системе.
- Соседка Земли Венера - одна из красивейших светил неба, но на этой планете обнаружены опасные для человека ядовитые газы.
Воспитатель: Как называется планета справа?
Дети: - Справа от Земли виден Марс .В энциклопедии мы читали, что на Марсе как и на Земле есть 4 времени года. Зимой углекислый газ замерзает и превращается в сухой лед.
- Это холодная планета, воздух на Марсе не пригоден для дыхания.
Воспитатель: Марс имеет 2 спутника. “Фобус” и “Деймос” в переводе с греческого “страх” и “ужас”.
Наша ракета подлетает к самой к самой крупной планете в Солнечной системе. Кто знает ее название?
Дети: - Юпитер.
- Планета эта видна как полосатый шар, а полосы разного цвета.
- Это облака Юпитера и состоят они и различных газов.
B атмосфере Юпитера бушуют постоянно мощные ураганы.
(Дети увидели мерцание красного цвета)
Воспитатель: Это вы видите гигантский вихрь, который бушует уже несколько столетий. Ребята это мог быть сигнал с Юпитера.
Дети: - Нет, это газовая планета и на ней нет жизни.
- А я увидел планету в шляпе.
- Это же знаменитая планета Сатурн со своими кольцами.
Воспитатель: верно планета окружена множеством ярких колец, состоящих из облаков, льда и камней.
Дети : - Давайте подлетим по ближе.
- Нет, не нужно, может произойти столкновение с большими и маленькими метеоритами.
- Многие из них не больше чем игральные кубики, а другие превышают размер девятиэтажного дома.
Воспитатель: Как называется седьмая планета?
Дети: - Уран - седьмая планета - состоит из каменного ядра и замерших газов.
- Эта планета окружена голубыми облаками.
- Поверхность ровная, сине-зеленого цвета.
Воспитатель: А как по другому называют эту планету?
Дети: - “Лежачая” планета.
Воспитатель: Назовите мне самый далекий газовый гигант.
Дети: - Нептун самый далекий газовый гигант от Солнца.
- Мерцает голубым цветом.
- На этой планете очень холодно. Минус 200 градусов.
Воспитатель: Может быть, был сигнал с этой планеты?
Дети: - Жизни на планете Нептун нет.
- На планете бушует ураган, бывают сильные бури.
Воспитатель: Ну откуда же был сигнал? Давайте подлетим ближе к самой маленькой планете Плутон. А чем эта планета отличается от каменных и газовых планет?
Дети: - Эта планета покрыта льдом и там царит невероятный холод.
(Постепенно гаснет свет, дети встают, убирают подушки)
Воспитатель: Ребята, что происходит? Наш корабль уносит с орбиты. Мы уже в другой галактике. (Дети имитируют невесомость, берут фонарики).
(Становится темно, ребята с выключенными фонариками в руках присели на корточки).
(Звучит музыка, по очереди включаются фонарики дети танцуют под Шуберта “Вечерняя серенада”). Незаметно для детей появился инопланетянин.
Инопланетянин: Здравствуйте, я рад вас видеть в нашей галактике. У нас воздух пригоден для дыхания и вам не грозит опасность. Спасибо, что прилетели. Мы изучаем вашу планету, и многое не можем понять. Помогите, пожалуйста, расшифровать эти схемы. (Дает схемы детям)
Воспитатель: Я думаю, что мы сможем вам помочь.
Дети: Белый квадрат обозначает схему Севера. Там холодно, мало света, много воды. Дети рассказывают, кто из животных там живёт. (Моржи, тюлени, нерпа, пингвины…… находят картинки на столе и отдают их инопланетянину).
Дети: А зеленый квадрат говорит нам, что это схема Тайги. Там достаточное количество воды, тепла, света, богатая почва. Леса там зеленые смешанные хвойные и лиственные. Дети рассказывают кто из животных там живёт.
Дети: Желтый квадрат обозначает схему Пустыни. Там очень жарко, мало воды, мало почвы, но песка много. Там растет саксаул, верблюжья колючка, кактусы. Корни у них длинные, стержневые, листья отсутствуют или есть колючки. Из животных обитают…….
Инопланетянин: Спасибо, вы нам очень помогли и нам теперь все понятно. Но вам пора возвращаться на Землю. Берегите свою планету. Ведь другой такой на свете нету. Вы любите играть, что бы вы помнили о нас, я вам подарю игрушки себе подобных. (Дарит им надувных инопланетян).
Воспитатель: Спасибо, мы рады, что смогли вам помочь. Да нам действительно пора. Ребята найдите себе удобное место в ракете, прижмите своих новых друзей к себе ближе (Свет начинает угасать, инопланетянин при полной темноте исчезает). Мы покидаем чужую планету, а впереди видна наша Солнечная система. (Свет начинает появляться, дети открывают глаза). Нас встречают множество разных звезд и планет. Позади остались газовые планеты-гиганты. А вот и видна наша голубая, сверкающая от солнечных лучей планета Земля. Наша ракета плавно приземляется.
(Кто-то из детей заранее выучит стихотворение).
Есть одна планет - сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Воспитатель: Спасибо ребята. Наше занятие подошло к концу (звучит музыка, дети уходят ).
Литература.
- Атлас Вселенной для детей. Ридерз Дайжест.
- Бул М. Космос. Всё обо всём. Москва, 2001.
- Венгер Л.А. Программа “Развитие”
- Дитрих А. Юрмин Г. Почемучка. Москва, 1994.
- Дошкольное воспитание. 2002, -11.
- Космос 1996. Белфаксиздотгрупп.
- Кочнев С.А. Триста вопросов и ответов о Земле и Вселенной.
- Скоролупова О.А. Покорение Космоса. Москва, 2003.
Это занятие было подготовлено для районной конференции и прошло с большим успехом.
Желаю вам удачи!!!