Цели:
- Познакомить детей с новым понятием – круг. Помочь детям освоить признаки круга.
- Дать понятие “окружности”, определить место положения окружности по отношению к кругу.
- Освоить с детьми работу с циркулем-помощником.
- Развивать умение логически мыслить, воображение и творческие способности детей.
- Воспитывать интерес к предмету и умение оценивать свой труд.
Оборудование: Бумага, циркули, карандаш, металлическая крышка для консервирования с резинкой, шаблоны треугольника, квадрата, пятиугольника, смайлики, клей, ножницы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Возьмём с собой на урок улыбки и хорошее настроение. Посмотрим, какое оно у вас.
Игра.
У меня два солнышка – грустное и радостное.
Хлопните в ладоши те, у кого грустное настроение. А у кого радостное?
Надеюсь, у кого настроение грустное, станет радостным, а у кого хорошее – станет ещё лучше. Пожелаем друг другу удачи и улыбнёмся. Покажите свои ладошки, потрите их, погладьте себя по голове и скажите: “Какой я замечательный!”
На уроке вас ждут открытия: у кого-то они будут большие, у кого-то маленькие, но у каждого они свои.
2. Повторение изученного материала.
Прежде чем, приступить к новому материалу давайте, повторим то, что нам известно.
Игра “Угадай фигуру”
В конверте фигуры (треугольник, квадрат, пятиугольник). Один ученик описывает фигуру, не называя её, а другие должны отгадать.
Три вершинки, три угла,
Три сторонки – вот и я! (треугольник)
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его.. (квадрат)
3. Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами снова отправимся в страну Геометрию с нашими старыми знакомыми - Линейкой, Карандашом и Резинкой. Они идут по улице и видят, что жители Геометрии рассматривают на стене дома такую картинку:
- Ну, это я знаю, - сказал Карандаш. – Это кривые.
- Красивый рисунок, хороший мастер его делал, - говорит Линейка, - смотри, Карандаш, здесь есть одна кривая удивительной формы: вся такая одинаково плавная, гладкая..
- Про какую кривую говорит Линейка? Каким инструментом можно начертить такую правильную, всю одинаково плавную кривую?
(Дети называют циркуль. Если не называют, сюжет знакомит их с этим инструментом.)
- Кто же нарисовал эту замечательную кривую? – спросил Карандаш.
- Это мастер Циркуль, - ответили ему жители Геометрии.
Познакомились наши друзья с Циркулем. Спрашивает Линейка:
- Как вам удаётся такие плавные линии рисовать?
- А вот так, - говорит Циркуль. – Встаю на острую ножку и кручусь на ней, как балерина. Р-раз!
Учитель берёт большой циркуль и быстро чертит на доске окружность.
- О, какая красивая линия! – говорит Карандаш. – Что это?
- Это окружность,- говорит Циркуль. – Линию, которую рисует мой грифель называют словом окружность. Если вы начертите окружность на бумаге и вырежете её, то эта линия останется на границе выреза. А то, что останется у вас в руках, называется круг. (Учитель показывает бумажный круг.)
Окружность – это граница круга.
Пока Циркуль объяснял Линейке, что такое окружность, карандаш наклонился и что-то поднял с тротуара.
- Смотрите! – закричал он. – У меня есть и окружность, и круг.
- И показал всем вот это. (Учитель показывает детям металлическую крышку для консервирования и вынимает из неё круглую резинку).
- Ребята, что здесь окружность, а что - круг?
- Я знаю, как легко запомнить, чем отличается окружность от круга, - говорит Карандаш. – Резинка, иди сюда, прыгай!
Карандаш подставил Резинке то, что держал в одной руке. Резинка весело прыгнула. Но когда Карандаш предложил ей прыгнуть сквозь предмет в другой руке, Резинка обиделась и сказала:
- Ты что, карандаш, думаешь, ты один запомнил разницу между окружностью и кругом?
- Сквозь что прыгнула Резинка? (Сквозь окружность. Сквозь круг прыгнуть нельзя: он сплошной.)
- А что вы ещё умеете, мастер Циркуль? – спросила Линейка.
- О, я могу многое, ответил Циркуль, - смотрите!
(Учитель показывает несколько красивых орнаментов и аппликаций, выполненных с помощью циркуля.)
- Ой, как сложно! – говорит карандаш. – Я, наверное, не смогу так.
- Это совсем не сложно, говорит мастер Циркуль, - и я этому научу очень быстро. Самое главное – научиться правильно, держать меня в руках.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте)!
Все умеем мы считать (хлопки в ладоши),
Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте).
Руки за спину положим (руки за спину),
Голову поднимем выше (поднять голову выше)
И легко-легко подышим (глубокий вдох-выдох).
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев (показали, сколько пальцев на руках)
На руке у вас (поднимаемся на носочках 10 раз).
Практическая работа
Возьмите в руки циркуль, рассмотрите его, найдите и потрогайте остриё, на котором циркуль “крутится”, найдите “хвостик”, подвигайте “ноги”.
- Какая ножка циркуля стоит в центре окружности – игла или грифель?
(Центр учитель отмечает и показывает на чертеже.)
- Какой ножкой циркуль рисует? (Грифелем.)
- Ноги циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы нарисовать большую окружность, развести их или сдвинуть ближе?
- Попробуйте нарисовать самую большую окружность, какая поместится на вашем листе.
- А теперь самую маленькую, какая у вас только получится ( на том же листе в любом месте, можно внутри большой).
Физкультминутка для глаз
- Плотно сомкните веки на 5 секунд, затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.
- Сосредоточьте взгляд на отдалённом предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4-6 раз.
- Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну сторону и 2 раза в другую сторону. Повторите 2-4 раза.
- Посмотрите на верхний левый угол стены вашей комнаты, переведите взгляд на кончик носа, а затем на верхний правый угол стены и снова на кончик носа. Повторите 5-6 раз.
Игра “Сложи круг”
Из разных деталей сложить круг. Работа выполняется индивидуально. Ребятам предлагается 5 наборов с разными вариантами сборки (в конвертах).
Практическое задание по изготовлению аппликации “Снеговик”.
На листе цветной бумаги дети делают аппликацию “Снеговик”. Используются шаблоны кругов, ведро, метлу, нос, пуговицы, глаза дорисовывают фломастером.
4. Домашнее задание.
Дома доделать аппликацию, оформить снеговика, доделать фон (сделать ночь или день)
5. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня?
- Какие открытия вы сделали для себя?
Отгадайте загадки.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку, и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг)У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность.
Она идёт по краю круга
И называется… (окружность)
У вас на партах фигуры.
- я хорошо понял, что такое круг и окружность
- я не всё понял, у меня были ошибки
- я не понял, что такое круг и окружность
Учащимся предлагается выбрать символ и оценить свою деятельность. Дети сами вывешивают свои символы на магнитную доску.
Использованная литература.
- Истомина Н.Б. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике. 2-й класс. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
- Газета “Начальная школа” издательский дом “Первое сентября” № 27-28 июль, 2004
- Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. – М.: Педагогика, 1991.
- Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1 – 4 класс. – М.: ВАКО, 2004.