Цели:
- расширить знания учащихся о птицах;
- закрепить знания о перелётных и зимующих птицах родного края;
- развивать внимание и память;
- воспитывать любовь к природе и заботливое отношение к птицам.
Оборудование: компьютер, телевизор или проектор, листочки для самостоятельной работы, конверт с набором птиц, клей.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой:
Я сегодня на уроке ничего не упущу,
(дети выполняют наклоны головы вперёд, назад, влево, вправо)
Всё усвою, всё запомню и в копилку (упражнение «Шапка»)
Положу!» (берутся за голову)
II. Сообщение темы урока.
< 2 слайд> (все загадки читают дети)
Снится ночью пауку(появляется птичка и вопрос: Кто же такие птицы?) (Ответы учащихся).
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …
< 3, 4, 5 слайд>
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах.
Кого называют птицами? (Птицы – животные, тело которых покрыто перьями).
Что общего в строении птиц? (Есть клюв, голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги).
Ребята, а каких птиц вы знаете? (Ответы учащихся).
А чем птицы отличаются друг от друга? (Ответы учащихся).
В разных странах живут разные птицы. Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе много. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит.
Физминутка-игра: «Покажи птичку»
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Покажи птичку». Встаньте.
Я сейчас произнесу заклинание, и вы превратитесь в птиц:
Девочки и мальчики вокруг себя повернитесь, в птиц превратитесь!
(Дети поворачиваются вокруг себя)
Я хлопну в ладоши, и вы показываете птицу так, чтобы мы её узнали.
Покажите:
- Воробей
- Цапля
- Дятел
- Гусь
Я сейчас произнесу заклинание, и вы снова превратитесь в детей.
Птицы вокруг себя повернитесь в мальчиков и девочек превратитесь.
(Дети поворачиваются вокруг себя)
III. Изучение нового материала.
< 6 слайд>
Какой сейчас месяц? (Март)
Какое время года? (Весна)
Какие изменения происходят в природе с приходом весны? (Ответы учащихся).
Вот вы сказали, что прилетают птицы, а разве зимой нет птиц?
Как называют птиц, которые зимуют с нами? (Ответы учащихся).
Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Ответы учащихся).
< 7 слайд>
Внимание на экран!
Разделите этих птиц на зимующих и перелётных.
1. Зимующие птицы.
Давайте поговорим с вами о зимующих птицах.
Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы учащихся).
< 8 слайд>
Давайте проверим, как вы знаете зимующих птиц.
Внимание на экран!
< 9, 10, 11,12 слайд>
Отгадывание загадок:
- Загадка
- Фото
- Голос
(Загадки читают учащиеся)
1. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды:
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка)3. Серый, маленький, смешной
Я ему насыплю крошки,
Отгоню подальше кошку.
Ты чирикай веселей,
Мой хороший … (Воробей)4. Кто в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Давайте подведем итог:
Каких птиц называют зимующими? (Ответы учащихся).
Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё-таки им тяжело зимой. Особенно трудно маленьким птицам.
Как можно помочь этим птицам пережить зиму? (Ответы учащихся).
< 13, 14 слайд> Физминутка для глаз
2. Перелётные птицы.
< 15 слайд>
Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В теплые края).
Как называют этих птиц? (Перелетные.)
Почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой).
Каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы учащихся).
< 16, 17, 18, 19 слайд>
Игра «Третий лишний»
Давайте поиграем в игру «Третий лишний»
Внимание на экран!
Здесь три птички, одна лишняя. (Один ученик приглашается к компьютеру и убирает птичку, которую он выбрал.)
< 20, 21, 22, 23, 24, 25 слайд>
Ребята, а вы знаете, куда улетают наши птицы? (Ответы учащихся).
Ученые выяснили, что маленькие пташки — ласточки и стрижи — улетают в тропическую Африку.
Как же удалось ученым узнать, куда улетают перелетные птицы? (Возможно, кто-то из детей даст верный ответ)
Ученые узнали об этом, надевая на лапки птицам кольца.
На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.
Подумайте, почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы учащихся).
А как вы думаете, почему они возвращаются обратно, если там тепло и много пищи? (Ответы учащихся).
< 26 слайд>
В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов:
1. Например, в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Добираются туда будто за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.
2. А вот ласточки вообще будто бы никуда не летят — зимуют под водой, зарывшись в ил.
3. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших.
Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края, как ни далек, как ни труден птичий путь, летят все они самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают порой тысячи километров.
< 27 слайд>
Физминутка на дыхание. Звучит музыка «Одинокий пастух»
Представьте, что вы птицы. Слушайте музыку и выполняйте движения.
Дышите глубже.
< 28 слайд>
IV. Самостоятельная работа.
Работа на листочках (учащиеся заполняют листочки)
Возьмите свои листочки. Подпишите их.
О чём мы говорили сегодня на уроке?
На какие две группы мы разделили птиц?
Запись на листочках:
На партах у вас лежат конверты с птицами. Распределите их на две группы и наклейте на листочки. (Дети наклеивают птиц на листочки)
Проверьте, правильно ли вы выполнили работу. (Смотрят на экран)
V. Вывод по уроку.
На какие две группы мы разделили птиц? (Ответы учащихся).
Где зимуют птицы?
Почему некоторые улетают в тёплые края?
А как вы думаете, почему они возвращаются обратно, если там тепло и много пищи? (Ответы учащихся).
Стихотворение «Как скворец летел домой» С.В.Михалков (если останется время)
КАК СКВОРЕЦ ЛЕТЕЛ ДОМОЙ
С. В. Михалков
Скворец летел к себе домой,
Летел дорогою прямой.
Он изучил за много лет
Её по множеству примет.Четыре дня лететь скворцу.
Лишь на последний день, к концу,
Увидеть должен он с небес
Изогнутый подковой лес,
За лесом речки берега,
А там знакомые луга,
А за лугами тот колхоз,
Где он птенцом когда-то рос,
И в том колхозе, в том селе,
Его скворечня на ветле...И день, и ночь скворец летел.
Устал бедняга, похудел.
Четвертый день идет к концу -
Пора и дома быть скворцу.
Но что за чудо из чудес?
Он под собою видит лес,
Но лес, что так ему знаком,
Стоит на берегу морском,
И в берег плещется прибой
Воды прозрачно-голубой...Скворец над морем сделал круг:
Здесь должен быть колхозный луг!
Скворец туда, скворец сюда -
Вода!..
Вода!..
Вода!..
Беда!..
Кругом - вода! Куда лететь?
Куда лететь? Где жить? Где петь?..
«В родные я летел края -
Не мог с дороги сбиться я!»
Ребята, найдите продолжение стихотворения и узнайте, долетел ли скворец до дома.
Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
VI. Рефлексия.
У вас лежат две птички: красная и жёлтая.
Если вы всё запомнили на уроке и сделали свою работу самостоятельно, то возьмите красную птичку.
Если вам было трудно, и вы выполнили свою работу с помощью компьютера, тогда возьмите жёлтую птичку.
Наклейте свою птичку на дерево.
(Учащиеся выбирают птичку и наклеивают на дерево)