В последние годы в психологии возрос интерес к
изучению проблем рефлексии. Это объясняется тем,
что рефлексия становится неотъемлемой частью
жизнедеятельности современного человека.
Рефлексия – это деятельность человека
направленная на осмысление собственных
действий, внутренних состояний, чувств,
переживаний, анализ этих состояний и
формирование соответствующих выводов.
Для того чтобы человек мог понимать себя,
контролировать и регулировать свои действия,
развивать свой внутренний мир, он должен
овладеть процессом рефлексии.
В Ахтубинском Губернском колледже процесс развития рефлексии начинается у первокурсника с первых дней пребывания в колледже.
Методика «Социологического исследования личности» позволяет первокурснику формировать потребность в элементарной рефлексии, например:
- Что определило выбор профессии?
- Что вы ожидаете от будущего пребывания в колледже?
- Готовы ли вы стать лидером? и т. д.
С первых шагов пребывания в колледже первокурсник учится:
- Формировать потребность в рефлексии.
- Развивать умения, отслеживать ситуацию «Здесь и теперь».
- Развивать умение отслеживать себя в ситуации.
- Формировать умения отслеживать собственную деятельность в образовательном учреждении и вне её.
На протяжении 3 лет обучения процесс
самопознания обучающегося продолжается
непрерывно.
Через: Семинары, лекции, тренинги, тематические
недели психологии, декады вежливости,
воспитательного цикла.
Всё вышеперечисленное помогает обучающимся
открывать себя самому себе, другому человеку,
новому опыту, позволяет выходить за пределы
проблемы и решать её разными способами.
Так мы избавляемся от негативных явлений: страхов, напряжения и учимся владеть своим эмоциональным состоянием обучающихся.
Одной из форм деятельности развития обучающихся являются тренинги.
- Всё, что делается в мире, начинается с воображения.
- Я и мой возраст, Кто я?
- Мой мир?
- Я и другие.
- Конфликты в общении.
- Я и мой внутренний мир
- Самоуважение, уверенность в себе.
- Самоанализ.
В результате проведения тренингов стоит отметить значительный личностный рост, который демонстрировали участники на протяжении всей тренинговой программы: к моменту освоения навыков влияния в группе вырос уровень доверия и сплоченности. Участники стали гораздо лучше справляться с рефлексивными задачами, конструктивнее высказываться.
Обучающиеся повысили следующие психологические качества:
№ | Психологические качества |
1 Курс в % | 3 Курс в % |
1 | Психологическая культура | 46% | 71% |
2 | Самооценка | 30% адекватно | 80% |
3 | Стрессовая устойчивость | 54% | 70% |
4 | Позитивный эмоциональный настрой | 39% | 86% |
5 | Готовность к профессиональному росту | 41% | 82% |
6 | Способность к самопознанию | 32% | 79% |
7 | Способность рефлексии | 26% | 74% |
Анализируя полученные наблюдения, можно утверждать, что рефлексивные тренинги – это мыслительные процессы, с помощью которых обучающиеся могут отслеживать своё состояние, поведение, деятельность в прошлом, корректировать его через анализ и проектировать своё поведение в будущем.
В колледже работает «Школа актива». Основной акцент работы школы – это:
- Формирование умения быть открытым с собой.
- Формирование умения самоанализа.
- Формирование умения отслеживать своё состояние и поведение и управлять им.
- Формирование умения быть открытым с коллективом.
- Формирование умения проводить коллективный анализ.
- Формирование умения управлять коллективом.
Анализируя работу «Школы Актива», мы наблюдаем личностный рост обучающихся; повышается уровень самопознания своих значимых способностей и качеств, что приводит к эффективной работе лидеров в группе.
Следующая форма создания рефлексивных навыков
продиктована временем.
Приоритетной целью образования в условиях
модернизации образования является развитие
личности, готовой к правильному взаимодействию с
окружающим миром, самообразованию и
саморазвитию. В этом нам помогают тематические Недели
психологии, вежливости и воспитательного цикла.
В 2008 году – «чёрно – белая неделя» психологии помогла углубить познавательные представления о науке « Психология». Развить у обучающихся творческую компетенцию.
В 2009 году Неделя психологии прошла под девизом «Я + ТЫ + ОН + ОНА = дружная семья» цель недели: создание совместного пространства для взаимодействия и творчества всех участников образовательного процесса, расширение психологических и социально-нравственных знаний, формирование установок на восприятие и понимание эмоциональной стороны общения педагог – ученик – родитель.
В 2010 году проводились – Неделя вежливости – «Давайте говорить друг другу комплементы», тематическая Неделя воспитательного цикла: «В здоровом теле – здоровый дух»
На заключительном этапе каждой недели было
предложено в качестве рефлексии, оформление
«Забора высказываний».
Каждый желающий мог отрефлектировать своё
состояние через – лицо настроения, цветовые
символы, почтовый ящик мнений.
Анализируя полученный материал, можно сделать
вывод, что тематические недели учат
обучающихся способности мыслить, расширять
свои возможности и развиваться как личность.
В Ахтубинском Губернском колледже процесс рефлексии является источником порождения новых идей, а это – переход от одного уровня развития на более высокий уровень развития личности.