Развитие способности к рефлексии как показатель зрелой личности

Разделы: Школьная психологическая служба


В последние годы в психологии возрос интерес к изучению проблем рефлексии. Это объясняется тем, что рефлексия становится неотъемлемой частью жизнедеятельности современного человека.
Рефлексия – это деятельность человека направленная на осмысление собственных действий, внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формирование соответствующих выводов.
Для того чтобы человек мог понимать себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть процессом рефлексии.

В Ахтубинском Губернском колледже процесс развития рефлексии начинается у первокурсника с первых дней пребывания в колледже.

Методика «Социологического исследования личности» позволяет первокурснику формировать потребность в элементарной рефлексии, например:

  • Что определило выбор профессии?
  • Что вы ожидаете от будущего пребывания в колледже?
  • Готовы  ли вы стать лидером? и т. д.

С первых шагов пребывания в колледже первокурсник учится:

  • Формировать потребность в рефлексии.
  • Развивать умения, отслеживать ситуацию «Здесь и теперь».
  • Развивать умение отслеживать себя в ситуации.
  • Формировать умения отслеживать собственную деятельность в образовательном учреждении и вне её.

На протяжении 3 лет обучения процесс самопознания обучающегося продолжается непрерывно.
Через: Семинары, лекции, тренинги, тематические недели психологии, декады вежливости, воспитательного цикла.
Всё вышеперечисленное помогает обучающимся открывать себя самому себе, другому человеку, новому опыту, позволяет выходить за пределы проблемы и решать её разными способами.

Так мы избавляемся от негативных  явлений: страхов, напряжения и учимся владеть своим эмоциональным состоянием обучающихся.

Одной из форм  деятельности развития обучающихся являются тренинги.

  • Всё, что делается в мире, начинается с воображения.
  • Я и мой возраст, Кто я?
  • Мой мир?
  • Я и другие.
  • Конфликты в общении.
  • Я и мой внутренний мир
  • Самоуважение, уверенность в себе.
  • Самоанализ.

В результате проведения тренингов стоит отметить значительный личностный рост, который демонстрировали участники на протяжении всей тренинговой программы: к моменту освоения навыков влияния в группе вырос уровень доверия и сплоченности. Участники  стали гораздо лучше справляться с рефлексивными задачами, конструктивнее высказываться.

Обучающиеся повысили следующие психологические качества: 

Психологические качества

1 Курс в % 3 Курс в %
1 Психологическая культура 46% 71%
2 Самооценка 30% адекватно 80%
3 Стрессовая устойчивость 54% 70%
4 Позитивный эмоциональный настрой 39% 86%
5 Готовность к профессиональному росту 41% 82%
6 Способность к самопознанию 32% 79%
7 Способность рефлексии 26% 74%

Анализируя полученные наблюдения, можно утверждать, что рефлексивные тренинги – это мыслительные процессы, с помощью которых обучающиеся могут отслеживать своё состояние, поведение, деятельность в прошлом, корректировать его через анализ и проектировать своё поведение в будущем.

В колледже работает «Школа актива». Основной акцент работы  школы – это:

  • Формирование умения быть открытым с собой.
  • Формирование умения самоанализа.
  • Формирование умения  отслеживать своё состояние и поведение и управлять им.
  • Формирование умения быть открытым с коллективом.
  • Формирование умения проводить коллективный анализ.
  • Формирование умения управлять коллективом.

Анализируя работу «Школы Актива», мы наблюдаем личностный рост обучающихся; повышается уровень самопознания своих значимых способностей и качеств, что приводит к эффективной работе лидеров в группе.

Следующая форма создания рефлексивных навыков продиктована временем.
Приоритетной целью образования в условиях модернизации образования является развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию. В этом нам помогают тематические Недели психологии, вежливости и воспитательного цикла.

В 2008 году – «чёрно – белая неделя» психологии помогла углубить познавательные представления о науке « Психология». Развить у обучающихся творческую компетенцию.

В 2009 году Неделя психологии прошла под девизом «Я + ТЫ + ОН + ОНА = дружная семья» цель недели: создание совместного пространства для взаимодействия и творчества всех участников образовательного процесса, расширение психологических и социально-нравственных  знаний, формирование установок на восприятие и понимание эмоциональной стороны общения педагог – ученик – родитель.

В 2010 году проводились – Неделя  вежливости – «Давайте говорить друг другу комплементы», тематическая Неделя воспитательного цикла: «В здоровом теле – здоровый дух»

На заключительном этапе каждой недели было предложено в качестве рефлексии,  оформление «Забора высказываний».
Каждый желающий мог отрефлектировать своё состояние через – лицо настроения,  цветовые символы, почтовый ящик мнений.
Анализируя полученный материал, можно сделать вывод, что тематические недели учат обучающихся  способности мыслить, расширять свои возможности и развиваться как личность.

В Ахтубинском Губернском колледже процесс рефлексии является источником порождения новых идей, а это – переход от одного уровня развития на более высокий уровень развития личности.

Презентация 1

Презентация 2

Презентация 3

Презентация 4

Презентация 5

Презентация 6