Учебник: Математика. Авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова.
Цели:
- познакомить учащихся с приёмом сложения вида ... + 8, ... + 9;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать умение рассуждать, логическое мышление, внимание, наблюдательность;
- воспитывать чувство взаимопомощи, сотрудничества при работе в парах.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. Настрой
Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно!
Работаем старательно!
– Ведь недаром говорят: «Мир освещается
солнцем, а человек – знанием».
– Давайте и мы прилежно начнём добывать новые
знания. Кто хорошо потрудится, тому и солнышко
улыбнётся. (На доске солнышко с лучиками).
2. Минутка чистописания
– Вспомним правила посадки: сели ровненько, спинки выровняли.
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
Запись в тетради: число, классная работа. Прописывание цифры 2 в числе 22.
– Расскажите о числе (двузначное, чётное, 2 дес. 2 ед., соседи 21 и 23)
3. Устный счёт
а) Математическая разминка
– Отвечаем чётко, быстро.
– Сколько дней в неделе?
– Какой сегодня день?
– Средний цвет светофора?
– Сосед восьмёрки справа?
– Назовите число между 9 и 11.
– Больше 5 на 5.
– Сколько лап у кошки? А у двух кошек?
– Хорошо! Молодцы!
б) – Под нашим солнышком расцвели ромашки. Давайте их разгадаем! ( 10 – ..., ... = 10 )
Решение ромашек по цепочке.
в) – У нас прекрасное солнышко, красивые цветы!
А у вас на партах есть домики.
Но чтобы их правильно построить, нужны кирпичики.
Вот грузовик везёт для нас кирпичи. (Вывешивается
рисунок грузовика в виде состава числа 10) Давайте
проверим, все ли кирпичи на месте?
Заполнение состава числа 10 на грузовике.
г) – Итак, из наших кирпичиков мы будем строить свои домики.
Индивидуальная работа – состав 8 и 9.
– Ребята! Каждый построил свой домик, а теперь давайте построим общий дом.
Проверка у доски « Засели дом 9» и человечки с 8.
4. Подготовка к восприятию новой темы
– Внимательно посмотрите на запись на доске.
6 + ... = 12 6 + ... = 13
7 + ... = 13 7 + ... = 14
8 + ... = 14 8 + ... = 15
9 + ... = 15 9 + ... = 16
– Что общего у этих выражений?
– Назовите компоненты сложения.
– Что пропущено?
Чтение выражений хором.
– Все ли числа мы умеем прибавлять? (Нет, не умеем прибавлять 8 и 9)
5. Сообщение темы урока
– Сегодня мы будем учиться прибавлять числа 8 и 9.
6. Изучение новой темы
– Мы уже знаем как прибавлять числа 5, 6, 7.
– А как мы их прибавляем? (По частям)
– А как мы прибавляем части? (До 10, + другую часть)
На доску вывешивается табличка:
по частям
1. + до 10
2. + другую часть
– Посмотрите на запись на доске.
– Кто предложит решение этих выражений?
8 + 8 = 9 + 8 = 9 + 9 =
Выслушиваются ответы детей.
– Да, верно! Нужно взять то же правило – прибавления по частям.
Запись примеров в тетрадь. Чтение в учебнике с.65 красной строки хором.
7. Закрепление изученного
а) Работа в парах.
– У вас на партах листочки с выражениями. Найдите их значение, пользуясь правилом прибавления по частям (5 + 8 6 + 9 7 + 8 5 + 9 6 + 8 7 + 9).
Проверка: пара читает свой пример и объясняет решение.
б) Самостоятельная работа с.65 № 1. Проверка: 1 ученик читает примеры с ответом, остальные проверяют.
8. Повторение изученного
Решение задачи №2 с. 65.
– Что известно?
– Что нужно найти?
– Какая схема подходит? 9
10
10
9
10
10
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
– Что нужно найти сначала?
– Какое действие выберем?
– Как запишем?
– Ответили на вопрос задачи?
– Что будем находить потом7
– Какой знак нам поможет?
– Как запишем?
9 + 10 – 10 = 9 (л)
– Запишите решение и ответ задачи в тетрадь.
9. Итог урока. Оценивание
– Молодцы! Хорошо работали на уроке!
Посмотрите, улыбается вам солнышко? (Нет)
– Давайте посмотрим почему? (Переворачиваются
лучики)
– Солнышко хочет проверить все ли сегодня
научились решать примеры.
Решение примеров на лучиках с объяснением.
– Что теперь говорит нам солнышко? (Переворачивается круг с надписью «Молодцы!»)
– Итак, солнышко улыбнулось. И я хочу оценить вашу работу на уроке. Кто очень хорошо работал, тот получает большое солнышко, а кому ещё надо постараться – тот получает маленькое солнышко. Но если вы будете работать на каждом уроке, стараться, то и ваши солнышки станут большими и будут освещать нас своими знаниями.