Сложение вида … + 8, … + 9

Разделы: Начальная школа


Учебник: Математика. Авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова.

Цели:

  • познакомить учащихся с приёмом сложения вида ... + 8, ... + 9;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать умение рассуждать, логическое мышление, внимание, наблюдательность;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, сотрудничества при работе в парах.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент. Настрой

Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно!
Работаем старательно!

– Ведь недаром говорят: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием».
– Давайте и мы прилежно начнём добывать новые знания. Кто хорошо потрудится, тому и солнышко улыбнётся. (На доске солнышко с лучиками).

2. Минутка чистописания

– Вспомним правила посадки: сели ровненько, спинки выровняли.

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

Запись в тетради: число, классная работа. Прописывание цифры 2 в числе 22.

– Расскажите о числе (двузначное, чётное, 2 дес. 2 ед., соседи 21 и 23)

3. Устный счёт

а) Математическая разминка

– Отвечаем чётко, быстро.
– Сколько дней в неделе?
– Какой сегодня день?
– Средний цвет светофора?
– Сосед восьмёрки справа?
– Назовите число между 9 и 11.
– Больше 5 на 5.
– Сколько лап у кошки? А у двух кошек?
– Хорошо! Молодцы!

б) – Под нашим солнышком расцвели ромашки. Давайте их разгадаем! ( 10 – ..., ... = 10 )

Решение ромашек по цепочке.

в) – У нас прекрасное солнышко, красивые цветы! А у вас на партах есть домики.
Но чтобы их правильно построить, нужны кирпичики. Вот грузовик везёт для нас кирпичи. (Вывешивается рисунок грузовика в виде состава числа 10) Давайте проверим, все ли кирпичи на месте?

Заполнение состава числа 10 на грузовике.

г) – Итак, из наших кирпичиков мы будем строить свои домики.

Индивидуальная работа – состав 8 и 9.

– Ребята! Каждый построил свой домик, а теперь давайте построим общий дом.

Проверка у доски « Засели дом 9» и человечки с 8.

4. Подготовка к восприятию новой темы

– Внимательно посмотрите на запись на доске.

6 + ... = 12                     6 + ... = 13
7 + ... = 13                     7 + ... = 14
8 + ... = 14                     8 + ... = 15
9 + ... = 15                     9 + ... = 16

– Что общего у этих выражений?
– Назовите компоненты сложения.
– Что пропущено?

Чтение выражений хором.

– Все ли числа мы умеем прибавлять? (Нет, не умеем прибавлять 8 и 9)

5. Сообщение темы урока

– Сегодня мы будем учиться прибавлять числа 8 и 9.

6. Изучение новой темы

– Мы уже знаем как прибавлять числа 5, 6, 7.
– А как мы их прибавляем? (По частям)
– А как мы прибавляем части? (До 10, + другую часть)

На доску вывешивается табличка:

по частям
1. + до 10
2. + другую часть

– Посмотрите на запись на доске.
– Кто предложит решение этих выражений?

8 + 8 =                     9 + 8 =               9 + 9 =

Выслушиваются ответы детей.

– Да, верно! Нужно взять то же правило – прибавления по частям.

Запись примеров в тетрадь. Чтение в учебнике с.65 красной строки хором.

7. Закрепление изученного

а) Работа в парах.

– У вас на партах листочки с выражениями. Найдите их значение, пользуясь правилом прибавления по частям (5 + 8   6 + 9   7 + 8   5 + 9    6 + 8    7 + 9).

Проверка: пара читает свой пример и объясняет решение.

б) Самостоятельная работа с.65 № 1. Проверка: 1 ученик читает примеры с ответом, остальные проверяют.

8. Повторение изученного

Решение задачи №2 с. 65.

– Что известно?
– Что нужно найти?
– Какая схема подходит?           9            10              10  

                                                     9             10  
                                                                    10

– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
– Что нужно найти сначала?
– Какое действие выберем?
– Как запишем?
– Ответили на вопрос задачи?
– Что будем находить потом7
– Какой знак нам поможет?
– Как запишем?
9 + 10 – 10 = 9 (л)
– Запишите решение и ответ задачи в тетрадь.

9. Итог урока. Оценивание

– Молодцы! Хорошо работали на уроке! Посмотрите, улыбается вам солнышко? (Нет)
– Давайте посмотрим почему? (Переворачиваются лучики)
– Солнышко хочет проверить все ли сегодня научились решать примеры.

Решение примеров на лучиках с объяснением.

– Что теперь говорит нам солнышко? (Переворачивается круг с надписью «Молодцы!»)

– Итак, солнышко улыбнулось. И я хочу оценить вашу работу на уроке. Кто очень хорошо работал, тот получает большое солнышко, а кому ещё надо постараться – тот получает маленькое солнышко. Но если вы будете работать на каждом уроке, стараться, то и ваши солнышки станут большими и будут освещать нас своими знаниями.