Данный урок насыщен информацией. Учащиеся
должны не только усвоить особенности строения
мхов, их удивительную приспособленность к
условиям среды, выяснить роль в природе и жизни
человека, но и сравнить мхи с ранее изученными
представителями низших растений, отметив
усложнение строения.
Для реализации поставленной цели и задач на
уроке целесообразно использовать
проблемно-поисковый метод, средства ИКТ и
мультимедийные технологии. ИКТ и мультимедиа
позволяют изучить за урок большой объём
информации, обобщить её в виде схем и таблиц,
наглядно представить на экране изучаемые
объекты, провести видеоэкскурсию, лабораторный
опыт, быстро и эффективно осуществить проверку и
закрепление знаний на каждом этапе урока
(задания с учебных дисков, тесты).
Данный урок относиться к комбинированному типу.
Содержание урока соответствует стандарту
школьного биологического образования,
программе, целям. На уроке концентрируется
внимание учащихся на основных понятиях,
терминах, особенностях строения и значении мхов.
Основная цель урока: раскрыть особенности строения листостебельных мхов в связи со средой обитания и выяснить их роль в природе и жизни человека, используя средства ИКТ.
Задачи урока:
- формирование представления о мхах как о высших споровых растениях;
- закрепление понятий низшие и высшие растения, вегетативные органы, ризоиды, спора;
- формирование интеллектуальных умений (анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, делать правильные выводы, логически мыслить), а так же общеучебных и специальных умений (работа с гербариями);
- развитие коммуникативных умений;
- создание положительного психологического микроклимата.
Оборудование:
1) Гербарии мхов кукушкиного льна и сфагнума.
2) Презентация урока «Строение листостебельных
мхов. Их роль в природе и жизни человека». Автор
Жидоморова Е.С. (Приложение)
3) Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс./
Электронное учебное издание Республиканского
мультимедиа центра, 2004г.
4) Учебник и рабочая тетрадь В.В.Пасечника
«Биология: Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс».
5) Карточки трёх цветов для этапа рефлексии
(красные, оранжевые, зелёные).
Содержание и структура урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
I. Организационный момент На прошлых уроках мы изучали низшие растения. Познакомились с отделами Водорослей и Лишайниками. Вспомним, что мы знаем об этих живых организмах. II. Актуализация знаний 1. «Кто в ряду лишний?» (ответ должен быть пояснён)
2. Задание с диска: чем высшие растения отличаются от низших? III. Изучение нового материала В начале урока я хочу пригласить Вас на
видеоэкскурсию в лес. – Что такое ризоиды? Данный вид мха часто встречается в наших лесах. Демонстрация опыта «Поглощение сфагнумом большого количества воды» (или видеоопыт с последующим обсуждением). – Как Вы думаете, почему там, где растёт сфагнум, почва заболачивается? – Предположите, с чем связана способность сфагнума поглощать большое количество воды? (Может кто-то из учащихся свяжет эту
способность с особенностью строения этого
растения). – Предположите, с чем связана способность сфагнума поглощать большое количество воды? (Благодаря мёртвым клеткам, в нашем опыте мох
увеличил массу после намачивания, а в природе это
приводит к заболачиванию территории леса). IV. Закрепление Проверочный тест. А) Кукушкин лён Б) Сфагнум 1) У растения имеются ризоиды. V. Рефлексия Вернуться к теме урока и цели.
Отметьте свое настроение на уроке. Поднимите, пожалуйста, карточку выбранного цвета.
VI. Домашнее задание
|
Фронтальный опрос
Индивидуальное задание с диска Л/р 1.1, №10
Работа с гербарием.
Индивидуальное задание с диска на
интерактивной доске. Работа с гербариями.
Высказывание предположений (решение проблемы).
Формулировка вывода.
Работа с учебником, составление схемы на интерактивной доске.
Индивидуальная С/р с взаимопроверкой. |
Слайды 5-8.
Слайд 9.
Видеоэкскурсия, слайд 10. Обсуждение с уч-ся
экскурсии. Слайды 11-13. Рассказ с элементами беседы.
Слайд 14.
Слайд 15.
Слайды16-18. Задание с диска Л/р 3.3 № 10. Рассказ. Слайд 19.
Проверка задания. Слайды 20-23.
Слайд 24.
Контроль знаний с последующей проверкой.
Дифференцированное домашнее задание.
Методика Лутошкина «Цветопись» |