Особенности строения листостебельных мхов, их роль в природе и жизни человека

Разделы: Биология


Данный урок насыщен информацией. Учащиеся должны не только усвоить особенности строения мхов, их удивительную приспособленность к условиям среды, выяснить роль в природе и жизни человека, но и сравнить мхи с ранее изученными представителями низших растений, отметив усложнение строения.
Для реализации поставленной цели и задач на уроке целесообразно использовать проблемно-поисковый метод, средства ИКТ и мультимедийные технологии. ИКТ и мультимедиа позволяют изучить за урок большой объём информации, обобщить её в виде схем и таблиц, наглядно представить на экране изучаемые объекты, провести видеоэкскурсию, лабораторный опыт, быстро и эффективно осуществить проверку и закрепление знаний на каждом этапе урока (задания с учебных дисков, тесты).
Данный урок относиться к комбинированному типу. Содержание урока соответствует стандарту школьного биологического образования, программе, целям. На уроке концентрируется внимание учащихся на основных понятиях, терминах, особенностях строения и значении мхов.

Основная цель урока: раскрыть особенности строения листостебельных мхов в связи со средой обитания и выяснить их роль в природе и жизни человека, используя средства ИКТ.

Задачи урока:

  • формирование представления о мхах как о высших споровых растениях;
  • закрепление понятий низшие и высшие растения, вегетативные органы, ризоиды, спора;
  • формирование интеллектуальных умений (анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, делать правильные выводы, логически мыслить), а так же общеучебных и специальных умений (работа с гербариями);
  • развитие коммуникативных умений;
  • создание положительного психологического микроклимата.

Оборудование:

1) Гербарии мхов кукушкиного льна и сфагнума.
2) Презентация урока «Строение листостебельных мхов. Их роль в природе и жизни человека». Автор Жидоморова Е.С. (Приложение)
3) Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс./ Электронное учебное издание Республиканского мультимедиа центра, 2004г.
4) Учебник и рабочая тетрадь В.В.Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс». 
5) Карточки трёх цветов для этапа рефлексии (красные, оранжевые, зелёные).

Содержание и структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

I. Организационный момент

На прошлых уроках мы изучали низшие растения. Познакомились с отделами Водорослей и Лишайниками. Вспомним, что мы знаем об этих живых организмах.

II. Актуализация знаний

1. «Кто в ряду лишний?» (ответ должен быть пояснён)

  • Хлорелла, хламидомонада, спирогира, плеврококк.
  • Улотрикс, ламинария, ксантория, хламидомонада.
  • Спирогира, плеврококк, ромашка.

2. Задание с диска: чем высшие растения отличаются от низших?

III. Изучение нового материала

В начале урока я хочу пригласить Вас на видеоэкскурсию в лес.
Итак, тема сегодняшнего урока «Строение листостебельных мхов. Их роль в природе и жизни человека». Из видеофрагмента Вы  поняли, что изучать мхи мы будем на примере 2-х видов, первый из которых кукушкин лён.
Посмотрите на фотографию этого мха. Сравните с гербарным экземпляром. Это самый известный листостебельный мох. Его можно встретить на заболоченных или влажных местах. Он прикрепляется к почве с помощью ризоидов. Найдите и рассмотрите их в гербарии.

– Что такое ризоиды?
Стебель кукушкиного льна коричневый, покрыт тёмно-зелёными листочками. Можно различить женские и мужские растения, на которых формируются половые клетки мха. Найдите женские растения мха. На них имеются коробочки на длинной ножке, покрытые заострённым волосистым колпачком, похожим на кукушку (отсюда и название мха). В коробочке созревают споры, с помощью которых мох размножается и распространяется.
Итак, обобщим и закрепим основные особенности строения мха кукушкин лён. Выполним задание №6 Л/р 3.3 № 6 с диска и Л/р (Упр.46, стр.20 рабочей тетради).
Второй вид листостебельных зелёных мхов – сфагнум.

Данный вид мха часто встречается в наших лесах.
Рассмотрим его на фотографии и в гербарии, сравнив с кукушкиным льном.
– Обратите внимание на стебли и листья, какие они? (Ветвистые стебли, листья светло-зелёные).
– Где созревают споры у этого растения? Как выглядят коробочки? (На концах некоторых стеблей можно увидеть маленькие круглые коробочки, в которых созревают споры).
– Есть ли у сфагнума ризоиды? (Нет ризоидов).

Демонстрация опыта «Поглощение сфагнумом большого количества воды» (или видеоопыт с последующим обсуждением).

– Как Вы думаете, почему там, где растёт сфагнум, почва заболачивается?

– Предположите, с чем связана способность сфагнума поглощать большое количество воды?

(Может кто-то из учащихся свяжет эту способность с особенностью строения этого растения).
Это связано с особенностью внутреннего строения листьев сфагнума. Выясним, какое они имеют строение.
Листья сфагнума образованы двумя видами клеток. Одни – зелёные, содержащие хлоропласты, другие – мёртвые, пустые и могут запасать в себе большое количество воды и воздуха.  А теперь вернёмся к вопросу и попробуем сформулировать вывод.

– Предположите, с чем связана способность сфагнума поглощать большое количество воды?

(Благодаря мёртвым клеткам, в нашем опыте мох увеличил массу после намачивания, а в природе это приводит к заболачиванию территории леса).
Мы выяснили одно из значений мхов в природе – заболачивание и закисание почв.  Узнаем, каково ещё значение мхов в природе и жизни человека.
Прочитайте учебник на стр.69 и информацию под значком «книжечка». Продолжите заполнение схемы.
Выяснили, что мхи дали человечеству торф – топливо и источник разнообразного сырья для промышленности. Мхи могут использоваться и как заменитель ваты, потому что обладают бактерицидными свойствами.
Давайте, теперь сравним мхи с водорослями и выясним, какие произошли усложнения в строении по сравнению с ними. Заполним вместе сравнительную таблицу.

IV. Закрепление

Проверочный тест.
Установите соответствие между номерами предложений, в которых отражены характерные признаки мхов, и видами мха.

А) Кукушкин лён          Б) Сфагнум

1) У растения имеются ризоиды.
2) Стебель ветвистый.
3) Стебель покрыт мелкими светло-зелёными листьями.
4) Ни корней, ни ризоидов нет.
5) Стебель не ветвистый.
6) Можно различить женские и мужские растения.
7) В клетках листа имеются клетки с хлоропластами и мертвые клетки, запасающие воздух и воду.
8) Коричневые стебельки покрыты темно-зелёными листочками.

V. Рефлексия

Вернуться к теме урока и цели.

  • Выполнили ли мы цель урока?
  • Что показалось вам на уроке наиболее интересным?
  • Какую бы ты себе поставил оценку за урок? Почему?
  • Ребята, а с каким настроением вы уйдёте с урока?

Отметьте свое настроение на уроке. Поднимите, пожалуйста, карточку выбранного цвета.

  • Красный – я был активный на уроке, у меня все получалось;
  • Оранжевый – радостный. Я  старался, у меня многое получалось.
  • Зелёный – спокойное состояние. У меня были недочеты в работе, но я буду стремиться их исправить.

VI. Домашнее задание

§ 14, вопросы;
Упр.47 (для всех),
Упр. 48 (на «4-5»).

 

 

 

Фронтальный опрос

 

 

Индивидуальное задание с диска Л/р 1.1, №10

 

 

 

Работа с гербарием.

 

 

Индивидуальное задание с диска на интерактивной доске.
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях (все остальные).

Работа с гербариями.

 

 

 

 

Высказывание предположений (решение проблемы).

 

 

Формулировка вывода.

 

 

 

Работа с учебником, составление схемы на интерактивной доске.

 

Индивидуальная С/р   с взаимопроверкой.

 

 

 

Слайды  5-8.

 

 

Слайд 9.

 

Видеоэкскурсия, слайд 10. Обсуждение с уч-ся экскурсии.
Сообщение темы и целей урока.

Слайды 11-13. Рассказ с элементами беседы.

 

Слайд 14.

 

Слайд 15.

 

 

 

 

Слайды16-18.
Демонстрация опыта и
создание проблемной ситуации.

Задание с диска Л/р 3.3 № 10. Рассказ. Слайд 19.

 

 

 

 

Проверка задания. Слайды 20-23.

 

Слайд 24.

 

Контроль знаний с последующей проверкой.
Слайды 25-26.

 

 

 

 

 

 

 

Дифференцированное домашнее задание.
Слайд 27.

 

 

 

Методика Лутошкина «Цветопись»