Урок музыки в 3-м классе на тему "Образ матери"

Разделы: Музыка, Начальная школа


Цель: развитие способностей к эмоционально целостному восприятию и пониманию музыкальных произведений.

Задачи:

  • увлечь детей музыкой, развивать интерес и любовь к музыке; воспитывать художественный вкус, духовную сферу, эстетическое чувство детей;
  • развивать музыкально-образное мышление; восприятие музыки, размышлять о ней;
  • развивать творческие эмоциональные способности детей, исполнительские умения;
  • воспитывать потребность общения с музыкальными произведениями; музыкальное самообразование.

Оборудование: картина Рафаэля «Мадонна», изображения Девы Марии, дидактические карточки на доске.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 «Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и лучах…»

– Это стихотворение А. С. Пушкина. О ком говорит поэт? Как вы думаете, о какой картине идёт речь? А как звучала музыка? Мешала ли она?
– Нет. Конечно, она только усиливает эмоциональную и выразительную сторону стихотворения.
– На фоне стихотворения А. С. Пушкина звучала прелюдия №1 И. С. Баха, немецкого композитора и органиста. Творчество Баха пропитано идеями, богатством образов. Прожил И. С. Бах 65 лет. И. С. Бах обладает своеобразным музыкальным языком – язык звуков.

II. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня мы узнаем, кто был прав в своих суждениях. Кого имел в виду А. С. Пушкин.

III.  Изучение нового

– Ребята, а кто такая Богородица?! (Мама Иисуса Христа).
– А как по-другому называют Богородицу? (Дева Мария, Мадонна, Матерь Божия).
– Давайте посмотрим на полотно одного замечательного художника – Рафаэля. Я бы очень хотела, чтобы вы не просто смотрели на этот шедевр, а чтобы вы почувствовали его сердцем. Перед вами полотно.

– Всмотритесь в него внимательно и ответьте на вопросы:

  • Кто главный персонаж картины? (Мадонна)
  • Что она делает? (Держит на руках ребёнка)
  • Что она при этом чувствует? (Ласку, заботу, радость…)
  • Что вы чувствуете, когда смотрите на это полотно?

– Посмотрите внимательно: как Мадонна держит ребёнка? Какое выражение лица у Девы Марии и Иисуса Христа? (Печальное, грустное, тревожное).
– Почему?
– Давайте вспомним предание. Уже при рождении младенца, Мария знала о той страшной участи, которая ожидает её сына. Именно Иисус должен подарить людям бессмертие, отдав взамен жизнь. Как вы думаете, что теперь чувствует Мадонна? (Боль, жалость, сострадание, горечь, вместе с тем гордость и величие)
– Можно ли остаться равнодушным при общении с этой картиной?
– Нет. С помощью чего художник смог передать нам все чувства? (Цвета и красок)
– Молодцы! Полотно это носит название «Сикстинская Мадонна». Рафаэль вложил в образ Мадонны весь свой талант. Он сам рано лишился матери, смутно помнил её черты, но в его памяти она осталась очень простой и доброй женщиной. В его Мадонне чувствуется печаль и тоска человека, не знавшего материнской ласки и тепла…
– Но не только художники и поэты воспевали образ Девы Марии, но и многие знаменитые композиторы. Давайте послушаем одно из таких произведений и попробуем определить, что общего у картины с этим произведением.

Слушание произведения Шуберта «AveMaria» в исполнении Р. Лоретти. (Приложение 1)

– Кто из вас слышал впервые это произведение? Кто его исполнял? (Детский голос).
– Так что же общего у картины Рафаэля и этого произведения? (Ощущение лёгкости, образ Марии, небеса – небесный голос).
– Всегда ли музыка звучала одинаково? (Изменялась, развивалась).
– Молодцы, ребята! Я согласна с вашими ответами.
– Это замечательное произведение «Ave Maria» в исполнении Робертино Лоретти, написал Франц Шуберт. Он прожил очень короткую, но глубоко трагическую жизнь – всего 31 год, а как много он нам оставил! Его музыка полна чувств, которые так близки каждому из нас. Он подарил нам мелодию неземной красоты.

IV. Хоровая работа

  • Ребята, в первую, очередь, Богородица – это мама. Самое дорогое связано с мамой.
  • А кто хочет познакомить нас со своей мамой? Рассказать о ней.
  • На сегодняшний день существует множество песен о маме. Одну из этих песен мы попробуем с вами исполнить.

Исполнение песни под фонограмму (Приложение 2).

V. Итог урока

– Ребята, так о ком говорил А. С. Пушкин? Что хотели воспеть Рафаэль и Шуберт? (Подвиг Девы Марии, её любовь и мужество).

VI. Домашнее задание

Нарисовать портрет мамы.