Урок по литературному чтению в 1-м классе "Заглавная буква Ф. Повторение написания заглавной буквы в словах и предложениях"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:1.Знакомство с  заглавной буквой Ф. Познакомить  с новыми словами: ФИЛИ, ФЕОДОСИЯ, ФЛОРЕНЦИЯ, ФРАНЦИЯ , Афанасий Фет, Фёдор Тютчев.    
Повторение написания заглавной буквы в словах и предложениях.
2.Совершенствовать навыки в чтении и  письме  слов и предложений с изученными буквами. 
3.Воспитывать любовь к природе и интерес к происхождению своей фамилии.

Оборудование: презентация о букве Ф, элементы букв, подарки от Фили

Ход урока:

I. Оргмомент.  Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое!»

Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю
Всех я вас приветствую!
соединяем и разводим в стороны кончики большого и указательного пальца)
(соединяем и разводим в стороны кончики большого и среднего пальца)
(соединяем и разводим в стороны кончики большого и безымянного пальца)
(соединяем и разводим в стороны кончики большого и мизинца)
(пальцы в замок, нераскрывая замок –пальцы снова пальцы в замок, потом вверх)
(кулачки смотрят вперед, открыть кулачки–пальцы в стороны, закрыть кулачки.)

II. Игра«Угадай букву». На доску с помощью воды наклеиваются элементы
( палочка и два полуовала) Угадайте буквы.( Это может быть печатная буква В или Ф.)Найдите кубик с печатной буквой Ф и наложите штриховку на букву.

III.Сравнение написания печатной заглавной буквы Ф со строчной ф.
В чем сходство, различие  в написании этих букв?

IV. Работа по Букварю, с использованием  Презентации
Слайд 1. Филя . Кто к нам пришел в гости? Почему?
Слайд 2. Задание от Фили: Прочитайте 1 -й столбик слов.
Федя
Фёдор
Фрол
Фролов
С какой буквы записаны слова? Почему? Подчеркните заглавную букву.
- Прочитайте первое слово. (Федя.)
- Мальчик вырос и «выросло» его имя. Прочитайте, как теперь его зо­вут. (Фёдор.)
- Прочитайте слово, которое называет фамилию человека. (Фролов.)
- Прочитайте, от какого имени произошла фамилия. (Фрол.)

Прочитайте 2 столбик слов.
Филя
Филипп
Филиппов
Филимон
С какой буквы записаны слова? Почему? Подчеркните заглавную букву.
Какое слово здесь лишнее? Почему?Прочитайте от какого имени она произошла ?

V. Чтение имен, фамилий, географических названий на букву Ф и предложений, разъясняющих их.
 1.Интересные картинки от Фили.
Слайд 3, 4. Прочитайте и скажите  кто это? Что знаете о нем? Показать портреты   
писателей А. Фета и Ф. Тютчева.
Слайд 5-Прочитайте предложение. Какие знаки препинания замети­ли? (Тире – требует  повышения голоса и перемены интонации, запятая -чуть заметное       
повышение  голоса.)
Слайд 6,7, 8  Показать фрагмент «Бородинской панорамы».
Слайд 9.-Прочитайте предложение с соответствующей интонацией. Показать иллюстрации Крыма; Черного моря.
Слайд 10. 11-Прочитайте  предложение, обращая внимание на знаки препинания.   
Показать иллюстрацию  города Флоренции в Италии.
Слайд 12.Прочитайте о Франции. Сколько предложений прочитали? (Два.)
Представьте, что вы рассказываете о Франции. Прочитайте в форме «живой разговорной речи».

2. Игра на внимание «Песня ладошками».
Игрокам выдаются буквы алфавита. Например, выбирается слово Фет. Игрок, у Которого буква Ф, делает один хлопок, затем - е, последний хло­пок - буква т.  
Затем хлопок вместе.   
Дети догадываются, какое это слово, и рассказывают, что они узнали о нем из предложения.
      
VI. Физминутка  Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покружились, завертелись. И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем и работать продолжаем

VII. Постановка проблемы

  • Чем отличаются стихи от обычной речи?
  • Когда у человека появляется потребность перейти от простой речи к стихам?

После того как большинство детей выскажет свое мнение, учитель предлагает прочитать  имя  и фамилию автора: Афанасий Фет.
- Что на уроке узнали об этом писателе? (А. Фет писал прекрасные стихи о русской природе)

1. Работа со стихотворением А. Фета.
- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. У какого времени года  такие краски?
(Эти стихи о русской природе зимой.)Подтвердите свое предположение.
Самостоятельное чтение стихотворения и подтверждение.

  • Какую интонацию выберем для чтения стихотворения А. Фета? (Спокойную, мечтательную.)
  • Обратите внимание на слова, которыми рисует автор. Равнина - бе­лая, небеса – светлые, снег -блестящий. Давайте откроем секрет красоты этого стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения  учителем
Слайд 13. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ : Передо мной чудесная родная картина: белая равнина,полная луна, высокие светлые небеса, блестящий снег и едущие вдалеке
сани.

- В обоих текстах речь идет об одном и том же, но в одном случае картина нарисована стихами, а в другом - прозой. Какой отрывок вам нравится больше? - Почему? - Когда у человека появляется потребность говорить стихами? (Когда он по особенному взволнован, когда он хочет поделиться впечатлениями  чего-то
прекрасного, удивительного.

Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах.)

Работа над выразительным чтением.

2. Работа с текстом «Русские фамилии».

Как быть, если  людей одинаковые имена? (Их называют тезками. Как в этом случае различать людей? (По фамилии.) Верно. Хотите узнать, что такое фамилия?
Букварь дает от­вет на этот вопрос.

Самостоятельное чтение текста «Русские фамилии». Вопросы после чтения.

  • Какие вопросы задает текст?
  • Что такое фамилия?
  • Что вы знаете о своих фамилиях?
  • Как ответите на первый вопрос? (Фамилия - это семейное имя, которое объединяет родственников.)Ответы детей на 2-й вопрос.
 Слайд 14- Как вы думаете, какую фамилию носит мужичок, которого нарисвал на кубике  художник? (Предположения детей.)
Чтение текста вслух.

  • А теперь подумайте: у русского человека есть только - имя и фами­лия? Или есть еще что-то?
  • (Отчество.)
  • Кого называют по имени-отчеству? (Пожилых, уважаемых людей, взрослых.)
  • Кто из вас встречал взрослых людей, которых окружающие называли просто Саша, Ваня? Когда это допустимо?

VIII. Итог урока. Что нового вы узнали на уроке? Что такое ФИЛИ, ФЕОДОСИЯ, ФЛОРЕНЦИЯ, ФРАНЦИЯ? Кто такие Афанасий Фет, Фёдор Тютчев? Что понравилось больше всего? Что было трудным для тебя на уроке?

IХ. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение А.Фета.  Узнать о происхождении своей фамилии.