Цель урока:
- Образовательная: углубить общие понятия о типах речи, научить приемам разграничения описания, рассуждения, повествования, вырабатывать навык пользования разными типами речи в различных ситуациях.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к слову, его структуре, сознательность, дисциплинированность, аккуратность.
- Развивающая: способствовать развитию речи и логики мышления.
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
I. Организация урока.
II. Речевая разминка (на доске заранее записано стихотворение Ю.Кушак).
По виду я птица,
По имени – мышь.
Но кто же я все же –
Не знаю, малыш.Ах, если я птица,
К чему эти ушки,
И шерстка, и нос,
Как у мышки-норушки?Но если я мышка,
Не знаешь ли ты,
Чего же за мной
Не летают коты?
– Прочитайте про себя, приготовьтесь к чтению вслух.
– Можно ли назвать это стихотворение текстом?
(Да. Есть тема (Описание внешности и повадки летучей мыши).)
– Можно подобрать заголовок, если это текст?
(Да “Летучая мышь”).
– Итак, это текст, т.к. речь идет о летучей мыши.
– Что она рассказала о себе? Каков ее вид? Как ее зовут?
(По виду – птица, зовут ее мышь).
III. Тема урока. (Объяснение нового материала)
– Откроем тетради, запишем тему урока.
– Вспомним, какие типы текста мы знаем?
(Описание, рассуждение, повествование).
– К какому типу текста можно отнести это стихотворение?
(Рассуждение. То есть мышь пытается решить какой-то вопрос).
– Давайте посмотрим, какой вопрос занимает мышь?
Кстати, она заявляет о нем в первых четырех строчках, прочтите их (но кто же я…?).
В языке это называется положением, основным вопросом, главной темой рассуждения, т.е. тезисом. Задается вопрос ПОЧЕМУ?
Дальше она пытается решить эту проблему, доказать. Об этом две следующие строфы. Все доводы летучей мыши называются доказательством или аргументами.
– Но приходит ли мышь к какому-либо решению?
(Нет. У ее рассуждения – нет вывода).
– Почему же мы сделали вывод о том, что это летучая мышь?
(Доказательство в названии стихотворения (у автора то же)).
– Назвать составные части рассуждения?
(Общее положение (то есть тезис; доказательство, то есть аргумент; вывод.). Вывода может не быть в тексте.).
А вот Малыш из “Повести о Малыше и Карлсоне” Астрид Линдгрен довел одно из рассуждений до конца.
Зачитать отрывок № 1. Во время чтения подумайте, какие составные части рассуждения можно выделить в его монологе?
“По доносящемуся из кухни запаху жарящихся мясных тефтелей Малыш понял, что скоро будут обедать. Подумав, он решил свести Карлсона познакомиться со своими родными после обеда. Во – первых, ничего хорошего не получается, если маме мешают жарить тефтели. А кроме того, вдруг папа или мама вздумают завести с Карлсоном разговор о паровой машине или пятнах на книжной полке. А такого разговора ни в коем случае нельзя допустить. Во время обеда Малыш постарается объяснить и папе, и маме, как надо относиться к лучшему в мире специалисту по паровым машинам. Вот когда они пообедают и все поймут, Малыш пригласит всю семью к себе в комнату.”
– Итак, какова основная мысль, т.е. тезис рассуждения?
(Малыш решил познакомить Карлсона со своими родными и раздумывает, когда это лучше сделать, до обеда или после обеда. Он решает, что лучше после обеда, и доказывает ПОЧЕМУ?)
– Какие доказательства он приводит к своему тезису?
(Во-первых, этот разговор помешает маме жарить тефтели и ничего хорошего не получиться. Во-вторых, мама или папа вздумают завести разговор о паровой машине или пятнах на книжной полке, а этого нельзя допустить.
– Еще какое доказательство приводит мальчик?
(В-третьих, во время обеда Малыш постарается втолковать родителям, как надо относиться к Карлсону).
– К какому выводу он приходит?
(Когда пообедают, то родители все поймут, и Малыш пригласит их в свою комнату и познакомит с Карлсоном).
– Итак, тип текста – рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?
– Запишем структуру его в тетрадь, кратко объясним термины.
Рассуждение (Почему?)
Аргумент (доказательство)
Общее положение (тезис) Вывод – (может не быть в тексте).
Тезис – общее положение, которое надо доказать.
Аргументы – доказательства
Аргументы – это доказательства, они вводятся в текст словами; во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д. (может этих слов и не быть).
Вывод – это краткое обобщение того, что доказывалось. Часто используются слова: итак, следовательно, значит.
– Подумайте, когда мы пользуемся типом текста рассуждение?
(Да на каждом уроке русского языка. Например, сколько звуков в слове ЕЕ?) Это тема-вопрос, т.е. тезис. Как он звучит? Повторите?
Тезис – Я знаю, что в слове ее четыре звука.
Доказательства: во-первых, буква Е стоит в начале слова и обозначает два звука ЙЭ, во-вторых, Е стоит после гласной и также обозначает два звука ЙО .
Вывод: Следовательно, в слове ее четыре звука.
Итак, на уроке русского языка каждый раз, отвечая на вопросы, мы строим текст-рассуждение, правда, иногда без строгого соблюдения трехчастной структуры, чаще всего опускается вывод. Очень часто в этом типе текста используются наречия.
Теперь вернемся к содержанию книги о “Малыше и Карлсоне”. Вспомним кое-что из их жизни. В частности, как они познакомились.
Зачитать отрывок № 2.
“Карлсон окинул Малыша внимательным, долгим взглядом и полетел дальше. Набрав высоту, он сделал небольшой круг над крышей, облетел вокруг трубы и повернул назад, к окну. Затем он прибавил скорость и пронесся мимо Малыша, как настоящий маленький самолет. Потом сделал второй круг. Потом третий.
Малыш стоял не шелохнувшись и ждал, что будет дальше. У него просто дух захватило от волнения, и по спине побежали мурашки – ведь не каждый день мимо окон пролетают маленькие толстые человечки.
А человек за окном тем временем замедлил ход и, поравнявшись с подоконником, сказал:
– Привет. Можно мне здесь на минуточку приземлиться?
– Да, да, пожалуйста,– поспешно ответил Малыш и добавил: – А что, трудно вот так летать?
– Мне – ни капельки, – важно произнес Карлсон, – потому что я лучший в мире летун. Но я не советовал бы увальню, похожему на мешок с сеном, подражать мне.
Малыш подумал, что на “мешок с сеном” обижаться не стоит, но решил никогда не пробовать летать.
– Как тебя зовут – спросил Карлсон.
– Малыш. Хотя по-настоящему меня зовут Сванте Свантесон.
– А меня, как это ни странно, зовут Карлсон. Просто Карлсон, и все. привет, Малыш.”
– К какому типу речи вы отнесете этот текст?
(Повествование, т.к. события развиваются последовательно).
– С чего начинается текст?
(С того, что Карлсон посмотрел на Малыша и полетел дальше).
– Это начало действия, т.е. завязка.
– А дальше о чем говорится?
(О том, как Карлсон сделал первый круг, второй, третий и стал разговаривать с Малышом).
Это развитие действия.
– Чем заканчиваются эти действия?
(Малыш и Карлсон знакомятся).
– Это развязка – завершение действия.
– Запишем структуру повествования в тетрадь.
Повествование (что произошло?)
(Что будет дальше?)
Развитие действия
Начало действия (завязка) Завершение действия (развязка)
– Структура и этого текста состоит из трех частей, но какой вопрос мы можем задать к повествованию?
(Что произошло)?
Запомним, что в этом типе текста используются глаголы, т.к. они дают развитие действию.
Но есть, ребята, в повести, с которой мы сегодня работаем, еще один персонаж, без которого не было бы столь увлекательных страниц. Послушайте и подумайте, к какому типу текста можно отнести отрывок о первой встрече Малыша и Фрекен Бок.
Зачитать отрывок № 3.
“Малыш надеялся, что домработница будет молодая, красивая и милая девушка, вроде учительницы в школе. Но все вышло наоборот. Фрекен Бок оказалась суровой пожилой дамой высокого роста, грузной, да к тому же весьма решительной и в мнениях, и в действиях. У нее было несколько подбородков и такие злющие глаза, что Малыш поначалу даже испугался. Он сразу ясно понял, что никогда не полюбит Фрекен Бок”.
– Что описывается в этом тексте?
(Внешний вид Фрекен Бок).
– К какому типу отнесем этот текст?
(Описание. Описывается внешность пожилой дамы).
– Обратите внимание, сначала Малыш говорит о своем первом впечатлении, затем подробнее описывает Фрекен Бок, оправдывая и доказывая свое первое впечатление. Наконец, он дает оценку, т.е. говорит, что никогда не полюбит Фрекен Бок.
Вероятно, вы заметили, что здесь та же трехчастная структура.
– Запишем структуру описания в тетрадь.
Описание (Каков?)
Подробное описание
Первое впечатление. Оценка.
– Ребята, вы заметили, что в повествовании используются глаголы, которые дают развитие действия. А какая часть речи чаще используется в описании?
(Прилагательные).
Ребята, можно ли сделать фотографии (рисунки) ко второму и третьему текстам? (Да).
А можно ли сделать фотографии к 1 тексту?
(Нельзя, т.к. в тексте рассуждения выясняются причины каких-то явлений).
Когда выясняются причины, например, почему в слове домик корень дом, то нарисовать, что есть однокоренное слово нельзя.
Недавно прошел Новый год, украшали елку. На рисунке представлены на эту тему три типа текста.
Первый рисунок: собрали шишки, посадили семена на участке, который предназначен для вырубки елок к Новому году, из семян выросла маленькая елочка, потом большая, наступили Новогодние праздники. Что случилось с елкой, которую специально выращивали?
(Ее срубили, остался пенек).
Ребята, смотрите можно сделать четыре фотографии (рисунка) и более.
– Какой это тип текста?
(Повествование).
– Второй рисунок: в кружке нарисована елка? Мы можем задать вопрос
“ Какая это елка?”
(Большая, маленькая, пушистая, раскидистая).
– Сколько рисунков? (Один).
– Какой это тип текста.
(Описание).
– Почему празднуем Новый год?
(Закончился год, прошло 365 или 366 дней)
Ребята, какой вопрос мы задали? Почему?
– А фотографию или рисунок мы можем сделать? (Нет).
– Итак, на какие вопросы отвечают каждый тип текста?
IV. Терминологический диктант.
Как назвать тип речи, если:
1. В тексте сообщается о последовательности действий и событий
(вопрос ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?), можно сделать несколько рисунков – фотографий, употребляются глаголы.
(Повествование).
В тексте говориться о признаках предмета (вопрос КАКОВ?),
можно сделать один рисунок – фотографию, употребляются прилагательные.
(Описание).
В тексте доказывается, объясняется что – то (вопрос ПОЧЕМУ?)
нельзя нарисовать – сфотографировать, употребляются наречия: во – первых, значит, следовательно, поэтому.
(Рассуждение).
– Ребята, как вы думаете, зачем надо знать все три типа речи?
(Они необходимы для жизни).
V. Слово учителя. Иногда надо знать внешность предмета, его признаки, например: каков день? От этого зависит одежда человека. В других случаях важно выяснить причины каких – то явлений, чтобы использовать их в жизни или избегать встречи с ними. (Почему нельзя собирать в лесу все грибы?), иногда надо подчеркнуть последовательность событий. (Как я готовлю уроки?)
В художественных произведениях встречаются все типы речи: описание внешности героев, повествование о сменяющихся действиях, рассуждения о причинах и следствиях поступков героев. Мы в этом убедились, когда читали отрывки из повести о “Малыше и Карлсоне”.
VI. Задание на дом.
Подготовить сообщение о своей любимой книге.
- 1-й ряд – “О чем говорится в моей любимой книге”.
- 2-й ряд – “Мой любимый герой”.
- 3-й ряд – “Почему прочитанная книга понравилась мне?”