Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года” выделяет компетентностный подход в качестве приоритетного.
Зимняя И.А. считает, что “в общем контексте европейских тенденций глобализации Совет культурной Кооперации среднего образования для Европы определил основные ключевые компетентности, которые должны освоить молодые европейцы”.
В настоящее время происходит переориентация оценки результатов образования с понятий “образованность”, “общая культура” и т.п., на понятия “компетенция” и “компетентность”.
В литературе широко обсуждаются вопросы трактовки самих понятий “компетенция” и “компетентность”. Разработчики “Стратегии модернизации содержания общего образования” отмечают, что “понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания, умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.”.
Не претендуя на исчерпывающий аналитический обзор всего многообразия подходов к толкованию понятий “компетенция” и “компетентность”, скажем, что большая часть авторов остается в рамках традиционного подхода, направленного на приоритет обучения, воспитания и развития, которые определяются “требованиями и нормами к подготовке выпускника”.
Анализ состояния теории дополнительного образования, многолетней практики образовательных учреждений дополнительного образования позволили дополнить известные определения понятия “образовательная компетенция” следующей формулировкой: “образовательная компетенция” это совокупность социального опыта, знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность к решению исследовательских задач с несформулируемым условием.
В этом случае ориентиром цели образования может быть не “модель выпускника, соответствующая нормам и требованиям”, но модель маршрута, проект пути постижения самого себя, постижения окружающего мира и своего места в нем, т.е. модель пути постижения смысла жизни.
Такой подход не противоречит закону “Об образовании”, который одной из задач образования ставит “формирование готовности к социальному и профессиональному самоопределению”.
Содержательное наполнение понятия “образовательная компетенция” педагога дополнительного образования может быть конкретизировано (классифицировано) по различным основаниям, например, “по задачам и видам деятельности” (Зимняя И.А.), по уровням познавательной деятельности, по методам продуктивной деятельности и др.
Можно эффективно использовать свободное от школьных занятий время. И это не будет перегрузкой. Смена видов деятельности (по И.П.Павлову), занятия любимым делом – лучший вид отдыха (творческая деятельность, спорт, туризм и т.п.).
При таком подходе содержание термина “дополнительное” составитель психологического словаря А.Редер толкует так: “дополнение – то, что завершает что-нибудь”.
В этом случае дополнительность можно рассматривать как механизм обеспечения полноты и целостности чего-либо, например, обеспечение некоей полноты, целостности, завершенности образа.
Основное образование полное в пределах госстандартов; дополнительное – с учетом индивидуальных образовательных потребностей и интересов в том или ином направлении творчества.
В сфере дополнительного образования сложилась многоступенчатая система организационных форм, каждая из которых имеет свое особенное функциональное назначение: кружки, учебные факультативы и практикумы, элективные курсы, студия, клуб, научное общество, малая академия наук, профильные школы (музыкальные, спортивные, художественные и др.).
Дополнительное образование можно рассматривать как процесс “штучной выделки” людей, романтически увлеченных конкретным делом, на основе их индивидуальных природных задатков и способностей, мотиваций и ценностных ориентаций.
Результаты дополнительного образования в форме общественной презентации (выставки, фестивали, конференции, соревнования и т.п.) оцениваются путем присвоения различных званий (дипломант, лауреат, чемпион, квалификационные разряды и звания – мастер спорта и т.п.)
Большая часть педагогов дополнительного образования – это профессионалы в конкретных отраслях науки, производства, спорта, туризма, искусства и др.
Приоритетным методом в дополнительном образовании является метод учебно-исследовательской деятельности.
Исследование как один из видов познавательной деятельности представляет собой управляемый процесс выработки новых знаний и характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.
Цель учебно-исследовательской деятельности, как правило, отражает стремление индивида:
- к познанию окружающего мира на уровне выявления и осознания, понимания закономерностей развития природных явлений;
- к продуктивной деятельности, направленной на создание устройств, сооружений, моделей (макетов) комплексов обеспечивающих успех в стратегических направлениях развития научно-технического и социально-экономического прогресса;
- к решению проблем научно-технического прогресса, социально-экономических и гуманитарных задач, обеспечивающих реальное улучшение качества условий жизни и благосостояния людей.
Большая часть работ учащихся выполняется с использованием современных компьютерных технологий, сопровождается графическим оформлением количественных показателей (диаграммы, графики), систематизированными таблицами, видиофильмом.
При этом взаимодействие педагога дополнительного образования и обучающегося схематически может быть представлено следующим образом (рис.1).
Педагог дополнительного образования (профессионал в конкретной области науки, техники, искусства и т.п.) воздействует не на школьника, но на предмет общего интереса, предъявляя обучающемуся образцы действий, сопровождая их соответствующим комментарием, “освещая” их “светом” различных образовательных областей. Обучающийся как бы присваивает, адаптирует опыт, знания, умения обучающего, использует различные источники информации для обеспечения быстрого успеха в освоении заинтересовавшего его предмета или направления деятельности.
Субъекты образовательного процесса действуют как партнеры, стремящиеся к высотам мастерства и общественного признания. Уровень обучения и развития определяется здесь мерой совместного труда педагога, обучающегося и его родителей, т.е. всех субъектов образования, заинтересованных в быстром успехе.
Построим модель содержания “образовательной компетенции” педагога дополнительного образования.
Для решения этой задачи мы используем идею Д.Гилфорда, построившего трехмерную модель искусственного интеллекта. Подобный подход применялся И.Я.Лернером, В.Г.Разумовским при построении моделей содержания образования.
Кубик-трансформер как модель содержания “образовательная компетенция” позволяет уяснить и систематизировать ряд свойств и отношений в структуре содержании рассматриваемого понятия (Рис.2).
Рис. 2. Интегративная модель структуры понятия “образовательная компетенция” педагога дополнительного образования.
Вектор А – уровни формирования образовательной компетенции, включающие в себя следующие компоненты: А1 – теоретико-методологический; А2 – общеметодический; А3 – частно-методический.
Вектор В представляет современные средства формирования “образовательной компетенции”: В1 – телевидение, видео-компьютерные системы; В2 – мультимедиа, кейс технологии; В3 – средства виртуальной реальности; В4 – электронный офис, поисковые системы; В5 – интернет, электронная почта, электронные конференции, чаты.
Вектор С отражает основные компоненты содержания понятия “образовательная компетенция”: С1 – лингвистическая; С2 – естественно-научная; СЗ – математическая; С4 – художественно-эстетическая; С5 – психологическая; С6 – здоровьесбрегающая; С7 – информационно-коммуникативная; С8 – социально-педагогическая; С9 – технологическая.
Предлагаемая модель позволяет уточнить содержание понятия “образовательная компетенция” педагога дополнительного образования, конкретизировать технологии и методики его проектирования во всех ее компонентах и существующих между ними функциональных связей, которые придают ей устойчивость, целостность и возможность параметризации содержания в системе непрерывного образования
Оценочно-результативный компонент предложенной модели может содержать критерии и показатели оценки (самооценки) результатов ее освоения, в том числе: индивидуализация образовательной компетенции; познавательная целостность; инновационность ; полнота и системность видов деятельности; вариативность; самопознание, саморазвитие, самовоспитание в процессе учебно-исследовательской деятельности.
К профессионально значимым качествам педагога относятся:
- педагогическая направленность – важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;
- педагогическое целеполагание – умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;
- педагогическое мышление – овладение системой средств решения педагогических задач;
- педагогическая рефлексия – способность педагога к самоанализу;
- педагогический такт – отношение к ребёнку как главной ценности.
И ещё одним важным дополнением к педагогу д/о является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.
Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.