Русский алфавит

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • Проверить и систематизировать изученное по теме.
  • Развивать способности проводить анализ, сравнение, обобщение, систематизацию фактов.
  • Познакомить учащихся с русским алфавитом и структурой построения словаря.

Задачи:

  • Актуализировать знания учащихся по теме.
  • Организовать работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата (выполнение самостоятельной работы).
  • Обобщить и систематизировать материал по теме.
  • Организовать самостоятельную работу в дифференцированных группах.
  • Организовать самоконтроль учащихся на уроке.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.

Форма проведения урока: Интегрированный урок (письмо, окружающий мир, чтение).

Оборудование:

  • Классная доска, заранее оформленная к уроку.
  • Картинка с изображением моркови.
  • Выставка словарей русского языка.
  • Муляжи овощей и фруктов.
  • Русский алфавит.

Ход урока

I. Организационный момент

Объяснение целей и задач урока. Мотивация учащихся. Оформление тетрадей учащихся.

(Анализ предыдущего домашнего задания осуществляется в процессе урока)

II. Анализ предыдущего домашнего задания с элементами проверки знаний учащихся по изученной теме

Класс делится на 3 группы (два ученика работают у доски по индивидуальному заданию; сильные ученики работают по индивидуальным карточкам; остальные учащиеся класса – по вариантам)

Задание для группы № 1.
Произведи на доске транскрипцию слова ЕДИНИЦА, ПЯТЕРКА.

Задание для группы № 2.
Произведи в тетради транскрипцию слова ЯБЛОЧНЫЙ.

Задание для группы № 3.

На доске записана транскрипция слов. Запиши их в тетради.

1 вариант 2 вариант
[ м ,а л] [ л, о т]
[ м а л] [ л, й о т ]
[ с, й э л] [ п, э й]
[ с, э л] [ п, й о т]

Проверка правильности выполнения задания у учащихся группы № 3 проводится взаимопроверкой.
Проверка правильности выполнения задания у учащихся группы № 1 проводится коллективно.
Проверка правильности выполнения задания у учащихся группы № 2 проводится учителем.

III. Повторение по изученной теме

(Выполняется коллективно с объяснением.)

На доске вывешивается картинка с изображением моркови.

Учитель: Учащиеся:
Ребята, что изображено на картинке? Морковка
А почему вы ее так странно назвали? Как это странно? (удивляются)
Дело в том, что слова в разговорной речи отличаются своим видом от речи книжной, и слово МОРКОВКА допустимо только в разговоре. Так как же называется этот предмет? Учащиеся с помощью учителя выясняют, что предмет, изображенный на картинке, называется МОРКОВЬ.
Давайте запишем транскрипцию этого слова. (один ученик приглашается к доске, остальные работают в тетради) На доске и в тетрадях появляется транскрипция слова МОРКОВЬ [ м а р к о ф,]
Теперь давайте правильно запишем это слово. (учащиеся по очереди начинают диктовать буквы, из которых состоит это слово, объясняя правильное правописание, и не знают, какую гласную написать в первом слоге) [ м а р к о ф,]

М(о/а)рковь

Какую же букву мы здесь напишем? Как нам быть?  
А хотите узнать, что же нужно написать? А вы знаете?
Для того, чтобы узнать, какую букву нужно писать в словах, которые нельзя проверить, нужно посмотреть в специальную книгу – словарь. (учитель предлагает детям посмотреть на парты, где разложены словари, и заранее подготовленную выставку)  
Так давайте найдем в словаре слово МОРКОВЬ. Учащиеся ищут и не могут сразу найти слово.
Ребята, вы так будете искать очень долго. Я вас научу, как найти нужные вам слова в словаре быстро. Для этого нам с вами предстоит познакомиться с русским алфавитом.  

На доске появляется изображение русского алфавита.

IV. Знакомство с русским алфавитом

(Рассказ учителя.)

Учитель: Учащиеся:
Учитель дает определение алфавита: Алфавит – это порядок букв, расположенных в определенной последовательности.  
Объясняет, что в алфавитном порядке стоятся не только словари, но и все, что нужно систематизировать. (библиотека, поликлиника, список в журнале и так далее)  
А теперь давайте еще раз попробуем найти в словаре слово МОРКОВЬ.  
Сначала нам нужно какую букву? “М”
За какой буквой она следует? “М”
Перед какой буквой находится? “Н”
У нас с вами есть сомнения в том, какая буква в нашем слове пишется после буквы “М”. Поэтому сначала мы будем искать наше слово с буквой “А”. Нашли? “Нет”
Тогда давайте поищем наше слово с буквой “О”. “Ура! Нашли!”
Значит, слово МОРКОВЬ пишется с буквой “О”.  

V. Первичное закрепление знаний учащихся об алфавите

Задание 1. Расположите дни недели в алфавитном порядке.

Учитель: Учащиеся:
Давайте вспомним все дни, из которых состоит неделя, и попробуем записать их в тетради в алфавитном порядке. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье
Сейчас вы их назвали в алфавитном порядке? Нет
А в каком порядке вы их перечислили? В том, как эти дни идут друг за другом
Давайте попробуем расположить дни недели в алфавитном порядке.  
На какую букву в слову мы должны посмотреть, чтобы определить алфавитный порядок? На первую
Какой день у нас будет записан первым?

Как нам это определить?

С помощью алфавита.
  Первым будет стоять вторник или воскресенье
Как нам узнать, какой же именно день будет стоять по алфавиту первым? Для этого нам нужно посмотреть на дальнейшие буквы и именно по ним определить алфавитный порядок.  
Так какой же день, вторник или воскресенье, по алфавиту будет стоять первым? Воскресенье
Правильно! А за ним? Вторник
Давайте расположим в алфавитном порядке остальные дни. Будьте внимательны! Понедельник
Пятница
Среда
Суббота
Четверг
Итак, мы в вами расположили дни недели в алфавитном порядке. Понравилось? Да

Задание 2. Игра “Корзинка с овощами и фруктами”.

Учащиеся делятся на 2 группы

Задание 1:
Выберите из корзины все 1 группа: Овощи, 2 группа: Фрукты

Для сильных учащихся Для слабых учащихся
Овощи Фрукты
Помидор Ананас
Капуста Банан
Редис Виноград
Огурец Груша
Картофель Яблоко
Фасоль Персик
Морковь Слива

Задание 2:
Расположите выбранное вами (овощи и фрукты соответственно) в алфавитном порядке и запишите в тетради.

VI. Объяснение нового домашнего задания

– Ребята, вам нужно будет повторить все то, что мы с вами делали на уроке. Расположите и запишите имена всех своих родных и друзей в алфавитном порядке.

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся

Учитель. Что нового мы с вами сегодня узнали? О чем вы уже знали раньше? Сможете ли вы теперь быстро найти в словаре слово “МОРКОВЬ”? А другие слова?

Ученики анализируют свою работу на уроке и учитель ставит задачи для домашнего повторения.