Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Охрана животных"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель урока: формирование знаний по теме «Охрана животных».

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать экологическую компетентность.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес учащихся;
  2. Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.
  3. Развивать творческую активность детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе;
  2. Воспитывать любовь к  Родине.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Минутка календаря   (Презентация. Слайд 2)

Звучит заставка к прогнозу погоды, дежурный синоптик рассказывает о погоде, используя магнитный календарь погоды на доске, знакомит учащихся с пословицами и поговорками о зиме,  с приметами декабря.

Сегодня….(число, месяц,  день недели)
Облачность…
Температура воздуха…
Ветер….
Осадки…

Декабрь год кончает, зиму начинает. Так говорят о декабре, последнем месяце года и первом месяце зимы. Всё ниже ходит солнце, всё короче и темнее дни. Древнерусское название месяца – «лютень», за лютую морозную пору, за длительную стужу.
Декабрь – ночь года. Декабрь – месяц самого бледного и низкого солнца.
Декабрь снежный да холодный обещает обильную жатву.
Белее зима – зеленее лето.
Хороший снежок посадки сбережёт.
Дым из трубы коромыслом – к теплу, столбом – к холоду.
Мороз злее, а налим живее.

III. Проверка домашнего задания

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о том, как размножаются животные. Вспомните, пожалуйста:
1. Как размножаются животные? (Рождают детёнышей, откладывают икру, откладывают яйца)
(Презентация. Слайд 3)  Как размножаются представленные группы животных.
2. Заполните пропуски в схеме  размножения птицы (Презентация. Слайд 4), лягушки (Презентация. Слайд 5), бабочки (Презентация. Слайд 6), рыбы (Презентация. Слайд 7)
3. Кто лишний по способу размножения? (Презентация. Слайды 8, 9)

                

IV. Сообщение темы урока (Презентация.  Слайд 10)

Учитель: Сегодня мы будем говорить о животных, которые нуждаются в охране. Тема урока: Охрана животных. Свои презентации по данной теме представят три группы: «Юные биологи», «Друзья природы», Творческая группа.

Презентация группы «Юные биологи».

Ученик:  Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет.  Все эти животные, за малым исключением, вымерли по вине человека. Из-за хозяйственной деятельности людей, неумеренной охоты, неправильного поведения человека в природе многие дикие животные встречаются всё реже, некоторые из них внесены в Красную книгу.  Охота на редких животных запрещена, а на некоторые виды ограничена. Группа «Юные натуралисты»   познакомит вас с некоторыми видами животных, занесёнными в Красную книгу России. (Презентация. Слайд 11)
Во втором классе мы узнали, что Красная книга – это книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Она предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять. Красная книга – документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чём свидетельствуют зелёные страницы листы Красной книги, где представлены уже спасённые  животные и растения.

Ученик:  Послушайте загадку о животном, которое удалось спасти. (Презентация. Слайд 12)

Есть на речках лесорубы
В серебристо-белых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобр.)
В начале XX века бобров  (Презентация. Слайд 13)оставалось около 900 особей,  а в Европе они были почти полностью истреблены. Охота на них была запрещена. Сейчас их численность превышает 100 000 в России. 
Была спасена куница (Презентация. Слайд 14 ), соболь (Презентация. Слайд  15 ). В тайге почти не оставалось соболей из-за неумеренной, жестокой охоты, соболь был на грани исчезновения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных.  В Московском зоопарке удалось получить приплод от них.. Когда в зоопарке или в заповеднике  животных какого-нибудь вида становится много, их переселяют в другие места. Сейчас общая численность их 700 тысяч голов.
Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране.

Ученик:  Белый медведь. (Презентация. Слайд 16)
Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живёт владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. Питается белый медведь рыбой, тюленями.  В берлоге медведица проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Издавна люди охотятся на белых медведей.  Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей хотя и медленно, но растёт.

Ученик:  Фламинго.  (Презентация. Слайд 17)
Живут фламинго 25-30 лет. Тело птицы высотой 1,5 метра, вес до 4 кг.  Самка откладывает2 яйца белого цвета с зеленоватым оттенком в гнёзда в виде башенки высотой полметра. Птица эта стала редкой, потому что многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, ради пера и пуха.  Гнездится розовый фламинго в Казахстане, во Франции, Испании, в Африке. В России фламинго не гнездится, однако регулярно отмечается на миграциях - в устье реки Волга, в Дагестане, Калмыкии, Краснодарском и Ставропольском краях. Также залетает на юг Сибири в Алтайский край, Тюменскую, Томскую, Новосибирскую области, Бурятию, Иркутскую область, Якутию.

Ученик:  Тигр. (Презентация. Слайд 18)
В семействе диких кошек тигр – самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров. Весит тигр около 390 кг. Питается тигр в основном крупно-копытными животными. Живут тигры 25-30 лет. Постоянных убежищ тигры не имеют. Только для выхаживания молодняка тигрица задерживается на одном месте. Она выбирает для гнезда пещеру. В конце 19 века тигров было около 100 000 особей. Затем количество тигров резко сократилось. Тигров убивали из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела тигра лекарства от слабости, трусости, когти тигра служили талисманами.

Ученик:  Журавль. (Презентация. Слайд 19)
Всего в мире 14 видов журавлей. В нашей стране обитает 7 видов журавлей. Белый журавль (стерх), чёрный, японский, даурский, внесены в Красную книгу. Эти птицы находятся под охраной. Журавли разных видов имеют много общего. Они стройны, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Им они добывают насекомых, семена, зёрна, моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги.  В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. Гнёзда они строят на земле. Журавлиха откладывает 2 яйца, которые насиживает в течение месяца. Журавль в это время несёт службу зоркого часового. Первые полтора месяца журавлята щеголяют в оранжевых и жёлтых «кафтанчиках», а к осени они оперяются, начинают летать и готовиться к первому путешествию.

Ученик:  Морж (Презентация. Слайд 20 ) могучий морской зверь. Его длина более 3 метров, а масса примерно полторы тонны(1500 кг)  Клыки моржей до 80 см в длину. Они помогают им добывать со дна пищу – морских моллюсков, защищаться от белых медведей, а также вылезать из воды. Морж обитает в морях Северного Ледовитого океана. Живут моржи  стадом, во главе стада – опытный вожак. Этих животных сохранилось немного. Они занесены в Красную книгу, подлежат охране.

Ученик:  Лебедь. (Презентация. Слайд 21 )
Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью. Вообще-то лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун может лишь неторопливо гоготать. Лебедь-кликун издаёт гулкие и торжественные трубные звуки. Их можно услышать весной, когда лебеди, возвратившись с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье.  Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густых камышах – это чуткие и осторожные птицы. Лебедь – прекрасное изящное и теперь редкое животное, охота на него запрещена.

Дети читают стихотворение «Береги природу!» 

Ученица: 
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полёт прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи,  они бы не летали?

Ученик: 
Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали, 
То всё равно б взмывали ввысь.
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!

Ученица: 
А в небе стая журавлей
Так грустно над землёй кружится.
Земля… скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?

Ученик: 
Тогда бы мёртвым стало небо.
И – тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях,
И на полях уж не грачи,
А стаи чёрной саранчи.

Ученица: 
Я не хочу такого мира,
Где всё так серо, так уныло…
Остановись, опомнись, человек,
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим? 

Ученик: 
Остановись, опомнись, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу,
И трелью птиц весёлой, звонкой,

Ученик: 
И шумным плеском родника,
И гроздями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и  дубрав!  

Ученик:  Орёл-беркут (Презентация. Слайд 22 )  – большая величественная птица. Размах её крыльев до 2 м. масса теле до 4 кг. Питается грызунами. Беркут может подолгу красиво парить  высоко в небе, высматривая добычу.

Ученик:  Жук-красотел  (Презентация. Слайд 23 ) (красотел пахучий) живёт в лесах. Длина его тела около 3 см. Он поедает  опасных для леса гусениц. За летний период жук съедает в среднем 180 гусениц, за всю жизнь – до 900.  Продолжительность жизни жука-красотела - 2 - 4 года. В середине 20 века численность резко сократилась из-за применения ядохимикатов для борьбы с вредителями леса. Занесён в Красную книгу, нуждается в охране. 

V. Музыкальная физкультминутка (Презентация. Слайд 24 ) Дети исполняют песню защитников природы и выполняют движения под музыку.

Песенка защитников природы.
Если б только-только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Всё живое берегли,
То возможно - можно- можно,
То наверно - верно- верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!
Припев:
А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины! 
А-а, крокодилы-бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а,  и зелёный попугай!

И пускай у этой речки,
И пускай в зелёной роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни-помни - помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
Припев.

VI. Презентация группы «Друзья природы»

Ученик:  Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Конечно, разорять птичьи гнёзда, ловить шмелей, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники недопустимо! Но можно ничего этого не делать и всё-таки причинять  животным большой вред. Если  бегать по лесу, шуметь, лазать по деревьям, то можно побеспокоить животных. Это особенно опасно для них в период размножения – весной и в начале лета. Многие птицы, например, не могут из-за этого построить гнёзда или же покидают гнездо, в которое уже отложили яйца. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут, - окружающую их среду. Мы составили правила друзей природы (Слайд 25 ), проиллюстрировали их.

VII. Закрепление

Учитель: Ребята, прочитайте статью в учебнике «Охрана животных» на стр. 112-115 , подготовьтесь ответить на вопросы к статье.
Устный опрос:
1. Какие животные занесены в Красную книгу?  (Презентация. Слайд 26 )
2. Какие животные спасены?  (Презентация. Слайд 27 )
3. Разгадывание кроссворда. (Презентация. Слайд 28 )
1) ценный пушной зверёк, был на грани исчезновения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных, сейчас их численность 700 тысяч голов;
2) владыка Арктики;
3) в 2-3 летнем возрасте эти пары создают пары и никогда больше не расстаются;
4) эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности;
5) самый крупный зверь в семействе диких кошек;
6) эта птица не гнездится в нашей стране, но отмечается на миграциях на реке Волге.
Ключевое слово «береги!»

Ученик читает стихотворение «Про всех на свете» Б. Заходера
Все-все, все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны,
Чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны! 
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То, это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все, все на свете
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить  должны!  

VIII. Самостоятельная работа в тетрадях «Проверим себя» стр.30  задания  № 1, 2.
Проверка по слайдам  (Презентация. Слайды  29, 30 )   

IX. Выставка книг о животных, находящихся под охраной

Ученик: Писатель М. М. Пришвин, которого называют певцом земли русской, говорил:
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.  Рыбе  -  вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина.  Охранять природу - значит охранять Родину!»  (Презентация. Слайд 31)

X. Составление синквейна слова природа  (Презентация. Слайд 32)

XI. Оценивание.  Домашнее задание

Учитель:  Предоставляю слово жюри, которое оценивало  работу групп на уроке.
Домашнее задание - прочитать статью в учебнике «Охрана животных» на стр. 112-115, ответить на вопросы к статье. По желанию - подготовить сообщение о  заповедниках Самарской области.  

XII. Слушание песни
Учитель: Послушайте песню А. Пахмутовой и Р. Рождественского «Просьба» в исполнении Сергея Парамонова. Скажите,  с какой просьбой обращаются авторы песни к людям.

XIII. Рефлексия (Презентация. Слайд 33 )
Учитель: Ребята, проанализируйте свою работу на уроке. Выберите начало предложения и закончите его.
Я узнал(а)…
Было интересно…
Я испытал(а) чувство…
Я  хочу, чтобы…

Литература

  1. Целоусова Т. Ю., Максимова Т. В., Поурочные разработки по курсу мир вокруг нас. К учебному комплекту: А. А. Плешакова, «ВАКО», Москва, 2003 г.
  2. Заходер Б. «Про всех на свете!»