Музыкальное путешествие

Разделы: Музыка


Задачи: закрепление изученного материала за курс 1 класса.

Оборудование:

  • магнитная доска;
  • тексты для ведущих;
  • нарисованный на листе ватмана веселый паровозик, бегущий по рельсам (ватман вывешивается на доску), иллюстрации станций на отдельных альбомных листах;
  • цветы – очки команды;
  • пакеты с заданиями;
  • разучить танец, инсценировку “Ой, Иван..”. Вспомнить 3 песни.

Инструкция для “путешествия”. Формируем две команды: “Хохотушки” (девочки), “Топотушки” (мальчики).
Привлекаем помощников из 5-го класса, в костюмах сказочных героев.

Приложение

Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня нам с вами предстоят необычайные приключения в музыкальном мире – мы отправляемся в очередное волшебное путешествие!!! Какие станции ждут нашего прибытия? Давайте сейчас все вместе отправимся в путь и все узнаем. А чтобы нам было нескучно, давайте все вместе споем песню “Смешная карусель”. Отправляемся в путешествие! На нашем воображаемом поезде написаны названия вагонов. Пассажиры, займите свои места, согласно табличкам на вагонах. Вспомните, девочки – как ваша команда называлась? Правильно “Хохотушки”. Вспомните, мальчики – как ваша команда называлась? Правильно “Топотушки”.

Вперед, ребята к станции “Думайка

(Дети паровозиком обходят класс, рассаживаются на свои места)

Скрипичный ключ (Диляра): Здравствуйте, ребята! Я, скрипичный ключ, глава гаммы. Я люблю, когда в нотном стане порядок. А ваши команды знают очередность моих любимых друзей нот? (дети отвечают – да) Сейчас, я буду называть ноты, а вы должны составить слово с применением названной ноты. Цветок присуждается за самое необыкновенное слово (Диляра произносит названия нот: до,ре,ми, фа, соль, ля, си, дети составляют слова).

Команды справились с заданием.

Уважаемое жюри, пока вы выводите первые оценки командам, мы исполним замечательную песню “До, ре, ми”.

Слово жюри… (Диляра прикрепляет цветы на магнитную доску, ведет паровозиком команды по классу, дети рассаживаются по местам).

Диляра: Как весело в нашем волшебном поезде! Смотрите, впереди следующая станция “Вопросово” (дети рассаживаются).

Вопрос (Валерия): Здравствуйте. На моей станции вам предстоит следующее испытание – командам надо ответить на вопросы. Цветок присуждается за каждый правильный ответ. Отвечать будет команда, которая первая поднимет руку. Готовы?

Как называется жанр русской народной песни, популярной в народе, основанный на многократном повторении небольшого веселого куплета? (Частушка)

  1. В какой форме построены песни? (2-х частная или куплетная)
  2. Как называется симфоническая сюита С. Прокофьева, в которой смелый пионер побеждает серого хищника? (“Петя и волк”)
  3. На каком музыкальном инструменте играл Садко? (Гусли)
  4. Как называют музыканта, сочиняющего музыку? (Композитор)
  5. Какой музыкальный инструмент является шумовым (маракас, трещетки, бубны)
  6. Из каких инструментов состоит народный оркестр? Кто больше и точнее назовет?
  7. Уберите лишнее слово: барабан, кселофон, флейта.
  8. Как называется басня Крылова, в которой звери играют на музыкальных инструментах? (Квартет)

Валерия: Пока жюри подводит итоги, мы исполним песню “Веселый перепляс” с сопровождением оркестра детских инструментов.

(Исполнение песни “Веселый перепляс”, дирижирует оркестром Валерия)

Уважаемое жюри ваши оценки командам!

Валерия: Молодцы ребят! (Валерия прикрепляет цветы на магнитную доску) Поехали дальше! (Валерия ведет команды паровозиком по классу, дети рассаживаются на свои места)

Вот мы и прибыли на станцию “Музыкальная” (звучит шумная музыка).

Муза (Настя): Ой, какой здесь шум и гам! Сколько звуков, какая неразбериха. Внимание, задание для команд! Вам нужно повторить за мной как можно точнее. Слушайте внимательно. Цветок получит та команда, которая выполнит задание с большей точностью (Настя напевает мелодические линии, играет на фортепиано отдельные звуки в разном регистре, отстукивает ритм ладошами, притоптывает метроритм марша, танцует в ритме вальса – дети пытаются с максимальной точностью повторить).

Молодцы у нас ребята!!! Слово уважаемому жюри… (Настя прикрепляет цветок на магнитную доску) Ура! Теперь можно отправляться дальше (Настя ведет команды паровозиком по классу, дети рассаживаются на свои места). Вот она, следующая станция “Немая”!

Вопрос (Диана): Здравствуйте, ребята! Постарайтесь справиться с заданием, оно очень не простое. Внимание! Конкурс пантомима. Что это такое?(дети объясняют: рассказ чего-либо с помощью жестов и мимики) Каждая команда, посовещавшись, должна продемонстрировать команде соперников, любой музыкальный инструмент – молча. Задача каждой команды не только как можно точнее изобразить инструмент, но и отгадать его. Каждая команда демонстрирует по 1 инструменту. А теперь давайте разыграем краткометражный немой фильм с сопровождением вокала.

(Инсценировка “Ой, Иван…”)

– Ой, Иван-то, Иван, где ты вечер пропадал?

– Ой, ты, маменька моя, не гневайся на меня,

что я дома не бывал, на улице прогулял.

Ой и ляля… что я дома не бывал? Я во скрипочку играл.

В центре круга маменька и Иван. Они обыгрывают встречу, как здороваются, общаются (показывая действие мимикой и жестами), а дети, как рассказчики, ведают действие пением.

Молодцы ребята, послушаем оценки нашего жюри. Итак, со счетом….. впереди команда……. (Диана ведет команды паровозиком по классу, дети рассаживаются на свои места). Внимание друзья, станция “Праздничная”!

Девочка мари (Катя Романова): Поро кече, йоча-влак! Скоро праздник – День Республики Марий Эл! Помните, в августе нынешнего года Моркинский район праздновал 85-ти летие району. Разрешите зачесть строки, посвященной ей (зачитывает стихотворение)

Морко велем.

Йоратем мый шочмо – кушмо верым,
Тор посум да олук лапымат.
Йоратем мый тыйым, Морко велым
Мыланем эн лийын тый улат.
Йоратем мый тыйым, авам семын,
Уло шум – чонем ден погалем.
Лумешет луктам мый сылне семым
Морко вел – шорем ден кугешнем.

Девочка мари: А вы, какое посвящение Республике Марий Эл подготовили?

Дети: Песню “Йошкар-Ола”.

Девочка мари: Мы с удовольствием послушаем! (Дети поют 1 куплет песни “Йошкар-Ола”)

Девочка мари: Хорошо! А теперь, будьте внимательны – викторина. У какой команды больше правильных ответов, той команде присуждается цветок.

  1. Песня о двух друзьях разного цвета. (“Два веселых гуся”)
  2. Песня любителя ранних визитов. (“Кто ходит в гости по утрам”)
  3. Песня о сияющем лице, облагораживающее все вокруг. (“От улыбки”)

А еще, я загадки знаю, а вы? Сейчас проверим.

  1. Какую ноту кладут в суп? (Соль)
  2. Каким ключом, не откроешь дверь? (Скрипичным)
  3. Нет ушей, а слышит, нет рук, а пишет, нет рта, а поет. (Магнитофон)
  4. Семь ребят на лесенке заиграли песенки. (Ноты и нотный стан)
  5. В какое время года певец – скворец особенно поет? (Лето)
  6. У него родное место вода, а ее боиться? Название ее созвучно с нотой. (Соль)
  7. Как поет природа зимой? (Метель воет, снег скрипит,…)
  8. А теперь, изобразите школьный звонок на урок. Помните, он звучит в минорном ладу (затемненном). Теперь – с урока в мажорном (светлом).

Девочка мари: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием.

А теперь, пока жюри подводит окончательный итог, мы исполним замечательный Вальс “Прощание”.

Выступления команд позади, слушаем оценки уважаемого жюри…

Учитель: Самый роскошный букет расцвел на поляне …, но по красоте, букет… ничем не уступает. Поздравляем обе команды с удачным путешествием. Давайте поопладируем себе за дружное и удачное путешествие. Желаем всего самого наилучшего! Успехов вам, ребята!

(Катя паровозиком выводит детей из зала).

Литература

Учебно-методический комплект для 1–7-х кл. / авт. Е.Д.Критской. Интегрированный курс (8-й класс) Д.Б.Кабалевского и Алееева. УМК включает в себя: программу “Музыка”, учебные книги для обучающихся, творческие тетради к ним, книги для учителя и аудиозаписи.