Урок по русскому языку в 5-м классе "Обращение. Обобщающее повторение"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Закрепить понятие об обращении.
  • Формировать умение находить обращение, правильно ставить знаки препинания при нём.
  • Повторить нормы речевого этикета.

Методические рекомендации:

Крайне важно учить детей находить обращение в предложении, отличать его от подлежащего, использовать в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией, выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая так называемую звательную интонацию, безошибочно ставить знаки препинания.

Слайды 1–2, см. Приложение 1.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Запись темы и эпиграфа к уроку.

Буквы, слоги и слова –
Это музыкальные ноты в речи…
Недаром же хорошую речь
Называют музыкальной.
                    (К. Станиславский)

2. Проверка домашнего задания

(Учащиеся получили задание: найти предложения с обращениями в произведениях, изученных в течение учебного года, в сказках А.С.Пушкина и в сказках местных авторов. (Работа проводилась тремя творческими группами.)

Ответы учащихся 1-ой группы:/3минуты/

а) Сказка “Два Ивана-солдатских сына”:
    – Смотри, жена, живи хорошенько!
    – Матушка, не осталось ли от нашего родителя каких денег?
    – Слушайте, детушки!

б) Сказка “Мужик, медведь и лиса”:
    – Мужик, я тебя заломаю!
    – Эй, старик, что за крик?
    – А-а, каналья, так пусть же тебя собаки едят.

в) Сказка Х.К. Андерсена “Соловей”:
    – Соловушка! – громко закричала девочка.
    – Спасибо, спасибо тебе, милая птичка!

Ответы учащихся 2-й группы (3 мин.)

а) А.С. Пушкин “Сказка о золотом петушке”:
    – “Царь ты наш! Отец народа!” –
    Возглашает воевода,…
    – Медлить нечего: “Скорее!
    Люди, на конь! Эй, живее!
    – Царь завыл: “Ох, дети, дети!
    Горе мне! Попали в сети…

б) А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”:
    – Здравствуй, зеркальце! Скажи
    Да всю правду доложи…
    – Ах ты, мерзкое стекло!
    Это врёшь ты мне назло.
    – Месяц, месяц, мой дружок,
    Позолоченный рожок!

в) А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”:
    – Ой вы, гости-господа,
    Долго ль ездили? Куда!
    – Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ж так тих, как день ненастный?
    – Чем вы, гости, торг ведёте?
    И куда теперь плывёте?

Ответы учащихся 3-ей группы (3 мин.)

а) В. Котинин “Чёртова мельница”:
    – Ты, мужья жена, вертайся обратно!
    – Не бойсь, красавица.
    – Хочешь, маманя, в орла превращусь?

б) Б. Алмазов “Тройная благодарность”:
    – Спасибо тебе, казак, за помощь!
    – Ну, спасибо, муравей, за помощь!

в) В.А. попов “Чабрец”:
    – Казак! Негоже оставлять родную землю.
    – Куда едешь, хлопец?
    – Не отдохнуть ли перед боем, Иван?

3. Фронтальный опрос по теме “Обращение. Сфера употребления обращений и знаки препинания при них” (2 мин.)

4. Словарная работа: (3мин.)

– Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания.

 

Учитель обращает внимание детей на то, что эти слова мы произносим, обращаясь друг к другу, своим близким, друзьям и просто к незнакомым людям.

II.Новый материал, повторение пройденного на прошлом уроке (8 мин.)

Слово учителя.
На самом деле люди даже в устном разговоре часто затрудняются: как обратиться? Ведь только в бытовой, разговорной ситуации можно обращаться друг к другу “без церемоний”. Однако даже в таких случаях легко ненароком обидеть человека. Бабушка, та не покажет по своей деликатности и любви к тебе, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, кинешь её небрежно: “Привет, ба!” И мама смолчит, когда сынок- подросток спросит грубовато: “Мать, ты чайник поставила?” Вроде ничего оскорбительного ты в этом не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А уж что говорить о незнакомых людях, с которыми мы ежедневно общаемся по телефону, в транспорте, на улице.

Нет, не простое это искусство – обращение к человеку!
Главное – не опоздать с добрыми словами, которые иногда могут спасти жизнь человеку.

Учащимся предлагается вспомнить то письмо, которое было им прочитано накануне. (Дети, вспоминая, пересказывают письмо.)

Здравствуй, дорогая и любимая бабушка!
Вот я и пишу тебе письмо, ты даже не просила, а я сам сел и пишу. Я живу хорошо, только скучаю по тебе очень.
Бабулечка, миленькая моя, я теперь помню твои руки и все твои морщинки. Даже помню, как пахнут они – оладушками и солнышком. Я очень плохой человек, а ты “ни за что” меня любила.
Бабушка, родная, я стану хорошим, правда, правда! Тебе никогда не будет за меня стыдно.
Мне теперь очень стыдно…Ты прости меня за то, что не хотел тебе писать, за то, что не ходил проведывать тебя в больницу. Я тогда не умел думать, что тебя может просто не стать...
Я помню, как ты мне в больнице сказала, что человек жив до тех пор, пока его помнят. Я тебя буду помнить всегда!
Я только успокиваю себя тем, что тебе сейчас, когда ты умерла, не больно…

Вопрос к классу.
– Кому же и куда пишет этот мальчик?
– Что заставило его сесть за это послание и найти такие слова для выражения своих чувств!

Ответ учащихся:
Это душевное состояние называется словом “раскаяние, покаяние, совесть.

III.Закрепление материала по теме “Обращение” (12 мин.)

Слово учителя. Итак, ребята, мы нашли обращения в сказках, поговорили о важности и своевременности общения с близкими и дорогими людьми. Теперь я приглашаю вас в небольшое путешествие по страничкам нашей повседневной и школьной жизни. В ней мы встречаем огромное количество людей. Давайте же проверим, всегда ли мы замечаем этих людей и как общаемся с ними. Одновременно я попрошу вас найти предложения с обращениями, записать их на доске и в тетрадях и указать на знаки препинания при них.

1. Каждое утро десятки наших педагогов переступают порог школы, чтобы передать вам свои знания.

Слайд 3.

2. На каждой перемене случаются баталии между мальчишками.

Слайд 4.

3. Разговор с мамой даже у маленького человечка вызывает массу положительных эмоций.

Слайд 5.

4. Рядом с любимой бабушкой забываются все невзгоды.

Слайд 6.

5. Не менее родным человеком в школе является и её директор. Ведь именно ей приходится думать и переживать буквально о каждом из вас.

Слайд 7.

6. А сколько ещё добрых и хороших людей самых разных профессий встречаем мы ежедневно.

Слайд 8–12

IV. Итог урока, домашнее задание (6 мин.)

Внезапно раздаётся стук в дверь, на пороге появляется почтальон.

Учитель:

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой “5” на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он,
Усть-Лабинский почтальон!

Почтальон:

У меня сегодня много
Писем в сумке на боку.
Из Анапы, Таганрога,
Краснодара и Баку.

Я принёс сегодня письма для мальчиков и девочек 5-го класса. Получите их, прочтите. А дома, прочитав их вместе с родителями, найдите обращения и запишите в тетрадь.
Мне пора, а на прощанье я хочу обратиться ко всем вам, дорогие ребята.

Учитесь, девчонки!
Учитесь, мальчишки!
В учёбе – истоки побед.
С площадки спортивной,
С прочитанной книжки
Старт освоенья планет!

Слайд 13.