Цели:
- Познакомить детей с внешним выражением эмоциональных основных состояний.
- Создать атмосферу дружеского общения, доверия.
- Учить детей через музыку отражать эмоции.
- Умение видеть настроение другого.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям встать в круг и поговорить о времени года.
Воспитатель: Какое время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, время года весна. Весной в природе всё просыпается, всё оживает. У птиц и зверей хорошее настроение. Они радуются теплу, солнышку. Ребята, давайте поздороваемся с солнышком. Подойдите ко мне и положите свои ладошки на мою. Вот какой замечательный у нас получился круг, как солнышко я чувствую тепло ручек каждого из вас.
Воспитатель: К нам пришли гости. Но они почему-то грустные. (дети смотрят на гостей). А что можно сделать, чтобы гости развеселились?
Дети: Надо сделать что-то приятное.
Воспитатель: Правильно, значит доставить радость. Как можно доставить радость?
Дети: Улыбнуться, подарить цветы, поцеловать, угостить чем-нибудь.
Воспитатель: Вот я вам предлагаю подойти к каждой готье и поднять им настроение, т.е. развеселить.
Дети подходят к гостям, здороваются, знакомятся, просят назвать свое имя ласково.
Воспитатель: Как, вы, думаете хорошее настроение у наших гостей.
Дети: Да, они улыбаются.
Воспитатель: (тихим сказочным голосом подзывает детей к себе)
Ребята, я хочу вам рассказать о жителях сказочного леса. "На лесной опушке, в одной избушке живут Белоснежка и семь гномов (показывает картину). Ну, что-то случилось с нашими героями, и у них разные настроения.
Ребята, посмотрите, каких гномов вы видите?
Дети: Весёлого, грустного, удивлённого, испугавшегося, сердитого, спокойного.
Воспитатель: Как вы думаете, почему гном в синем костюмчике грустный?
Ребёнок: У него, наверное, что-то болит.
Воспитатель: Чему радуется гном в жёлтом костюме?
Ребёнок: Наверное , увидел что-то интересное.
Воспитатель: Что удивило этого гнома?
Ребёнок: он увидел бабочку.
Воспитатель: Кого испугался этот гном?
Ребёнок: Он испугался ворчуна, потому что ворчун показывает кулак.
Воспитатель:
Покажите, как сердится ворчун?
Как вы испугались?
А какие вы радостные?
Как вы удивились?
На что обиделись?
(Дети показывают настроение)
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это у меня?
Ребёнок: Колпачок.
Воспитатель: Правильно, колпачок, но он не простой, а волшебный. Он разного цвета. Каждый цвет означает настроение.
Воспитатель предлагает подобрать каждому цвету своё настроение.
Воспитатель: Как вы думаете, что означает красный цвет?
Ребёнок: Радость.
Воспитатель: Что означает голубой цвет?
Ребёнок: Грусть.
Воспитатель: Что означает жёлтый цвет?
Ребёнок: Удивление
Воспитатель: Что означает коричневый цвет?
Ребёнок: Страх, испуг.
Воспитатель: Я предлагаю вам игру. Сейчас я надену колпачок красной стороной.
Дети: Весёлая, радостная.
Воспитатель поочерёдно поворачивает колпачок разного цвета и дети определяют мимику лица, позу воспитателя. Затем воспитатель предлагает детям надеть колпачок ,и ребёнок отражает настроение и показывает позу.
Воспитатель: понравилась вам игра?
Дети: Да.
Воспитатель: Гномики прислали нам свои фотографии. Давайте заглянем в конверты. (Конверты лежат на столах .Работа за столами)
Подойдите к столикам и откройте конверт.
(Воспитатель открывает свой конверт и делает удивлённый вид и позу)
Воспитатель: Ребята что это? Кто-то разрезал фотографии.
(Воспитатель подходит к каждому ребёнку и просит удивиться).
Воспитатель: Покажите, как вы удивились? (Дети поочерёдно показывают мимику лица и позу)
Вы огорчились? (покажите, как вы огорчились)
Воспитатель: Давайте, ребята соберём фотографии.
(Дети, собирают фотографии гномов из частей за столами Воспитатель поочерёдно, подходит к ребёнку и задаёт вопрос)
Какой твой гном?
Ребёнок: Весёлый.
Воспитатель: А как ты догадался, что он весёлый?
Ребёнок: У него на лице улыбка.
Воспитатель: Что случилось с твоим гномом?
Ребёнок: Он грустный, и у него, наверное, болит зуб.
Воспитатель: А как ты догадался?
Ребёнок: У него глаза грустные. И т.д.
Воспитатель загадочным тоном и удивлённым видом говорит: Ребята, а вы знаете, сегодня утром мне принесли телеграмму. От кого? Сейчас я прочитаю, а вы послушайте.
(читает телеграмму)
Дорогие ребята, я приглашаю вас в гости на лесную сказочную поляну.
БЕЛОСНЕЖКА.
Воспитатель радостно задаёт вопрос. Хотите пойти в гости?
Дети: Да
Воспитатель: Белоснежка ждёт к себе только добрых весёлых гостей. Но с нами вместе хотят пойти в гости и герои сказок (Показывает картину с изображением героев из сказок: "Красная шапочка", "Снежная королева", "Доктор Айболит", "Баба-Яга", "Дракон", "Чебурашка", "Дюймовочка").
Картина установлена на мольберте. С краю мольберта закреплены цветочки.
Воспитатель. Мы возьмём только добрых героев, кто сможет доставить Белоснежке радость. Давайте мы выберем добрых героев и подарим каждому из них цветочек. Я возьму цветок и подарю доктору Айболиту. Воспитатель показывает, как надо закреплять цветы. Дети дарят цветы своим героям.
Воспитатель: Кого ты выбрал? Почему.
Ребёнок: Я выбрала Дюймовочку, потому что она добрая, ласковая.
Воспитатель: Кого ты выбрал? Почему?
Ребёнок: Дракона. Он раздобрится.
Воспитатель: Кого ты выбрал? Почему?
Ребёнок: Чебурашку. Он маленький и добрый.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как наши герои обрадовались? Почему у них хорошее настроение?
Ребёнок: Потому что мы сделали им приятное.
Воспитатель: Какой-то маленький цветочек изменил настроение нашим героям. Они все заулыбались. А я знаю, как ещё можно изменить настроение - с помощью музыки.
Музыка нас может развеселить, удивит, напугать, успокоить. Хотите попробовать?
Воспитатель включает музыку, а дети совместно с воспитателем внешне выражают свое настроение. В конце музыки воспитатель говорит:
Мы спустились в "пещеру", как здесь красиво, какие камни здесь есть, как они блестят. Ой, что это? (показывает на стене солнечного зайчика) Солнечный зайчик залетел в глубину "пещеры". (Дети играют с солнечным зайчиком).
Воспитатель: (Успокаивает детей) Хорошо, молодцы. Наше путешествие закончилось, и мы все вместе очутились у себя в группе.
А как можно показать своё настроение?
Я знаю жест настроения.
Когда я была маленькой и у меня спрашивали: Какое у тебя настроение, я показывала вот так: (пальцы в кулачок, а большой палец смотрит вверх).
Воспитатель: А у вас какое сегодня настроение? (Дети показывают жестом). Воспитатель предлагает детям спросить у гостей, какое у них настроение?
Воспитатель: (Итог) Сегодня к нам в гости приходило настроение.
Какие настроения приходили к нам?
Дети: РАДОСТЬ, УДИВЛЕНИЕ, ИСПУГ, ГРУСТЬ.
Пожелание гостям. Пусть вас не покидает радость, спокойствие. Удивление. И обходит стороной грусть, недуг.
Будьте здоровы и счастливы.