Цель: выявление общих элементов и установление связи между музыкой и математикой.
Задачи:
- определить взаимосвязь музыки и математики;
- способствовать формированию нового взгляда на мир;
- формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы; развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию;
- закрепление навыков речи детей с движением;
- совершенствовать основные параметры движений артикуляторной моторики;
- развитие звуковысотной модуляции голоса;
- воспитывать открытую, свободную личность, способную к познанию, активному действию.
Ход урока
Организационный момент:
Дети входят в класс под музыку.
Музыкальное приветствие: - Прозвенел звонок, начался урок! Здравствуйте!
- Подумайте, ребята и скажите, с каким учебным предметом может дружить музыка? (Перечисляют предметы, среди них - математика).
Идёт о математике молва,
Будто она в порядок ум приводит.
Так может быть, поэтому она
Так сильно уважаема в народе.
Тема нашего сегодняшнего урока: "Взаимосвязь музыка и математики"
- Какая же связь может быть между математикой - мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать, такие, совершенно разные, человеческие культуры? Сегодня, на нашем необычном уроке, я предлагаю вам найти ответы на эти вопросы, доказать, что связь между музыкой и математикой существует.
-Готовясь к такому необычному уроку, подбирая информацию и интересные факты по этому вопросу, я узнала, что оказывается, люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики.
И уже тогда, в древнем мире, ученые - философы (пифагорейцы) считали, что музыка без математики не существует. Путем долгих, сложных исследований, с помощью математических правил и законов древним ученым все-таки удалось ее доказать.
Мы, конечно же, не будем сомневаться в заключениях таких великих ученых, как Пифагор, Кант, не будем углубляться в трудные законы математики, а сами, по-детски, легко и просто попробуем установить эту связь, найти общие элементы музыки и математики.
- Не стоит забывать, что мы на уроке музыки, значит, мы будем не только размышлять и доказывать, но и петь, слушать, играть, то есть делать все то, что и на обычных уроках музыки. Поэтому нам необходимо подготовиться.
Все должны до одного
Числа знать до цифры пять, -
Ну, хотя бы для того,
Чтоб отметки различать.
Давайте все вместе повторим наш счёт:
Хорошо смотреть вперед!
Но сначала нужно знать
Правильный начальный счет:
Раз, два, три, четыре, пять...
А вот нот на свете семь:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ты запомни эти ноты,
Наизусть их заучи!
Нам пока хватает нот, только нотам нужен счёт:
Раз, два, три, четыре,
Счёт известен
В целом мире!
(На своих занятиях, я часто использую элементы народного творчества - потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки.)
- А сейчас вспомним одно из упражнений на дыхание, которое вам очень нравиться, называется "Семь Егорок".
Взяли хорошее, опорное дыхание через нос и считаем "Егорок, проговаривая вслух: "Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д пока не закончиться вдох.
(При подготовке к пению, акцентировала внимание детей на работе с речевым аппаратом и дыханием).
-Ребята, а для чего мы используем на наших уроках считалки?
Сегодня - считалку про Егорок?
- Что тренирует и развивает такое упражнение?
(Ответы детей сводятся к тому, что это упражнение тренирует и развивает дыхание, речевой аппарат, так как считать нужно быстро, четко проговаривая все звуки.)
- В этой считалке перечисляется натуральный числовой ряд, а ритм, присутствующий в ней, способствует их запоминанию.
выполняя это упражнение, мы так же тренируем память, повторяем последовательность чисел.
Итак, мы можем утверждать, что нашли первую ниточку, связывающую музыку и математику.
- А теперь, время слушания музыки.
- На уроках, ребята, мы с вами говорили о том, что вокруг нас живёт много разных звуков?
А в нашем классе, где может прятаться звук? (в музыкальных инструментах, расположенных на столе, в колонках, магнитофоне, проигрывателе).
С некоторыми звуками мы уже знакомились. Послушайте внимательно и скажите, какие это звуки. (Деревянные)
- У нас в классе тоже есть деревянные музыкальные инструменты. Давайте их назовём. (перечисляют: ксилофон, трещотка, ложки, рубель, коробочка)
- Какие чувства, настроения выражены в этом музыкальном отрывке? (ответы детей)
- Как вы думаете, почему? (потому, что слышится две темы, два характера. Когда звучит весёлая музыка, хочется улыбаться, а когда грустная - хмуриться.)
-Как в музыке называется противоположное звучание? (мажор - минор)
Посмотрите, какой беспорядок у нас на столе, все карточки перепутаны (на доске таблицы: мажор, нечетное, минор, весело, плюс - минус, прямая, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, кривая, грустно, печально, четное, жалобно, уныло, горестно, сложение, вычитание, тоскливо, плачевно, темно).
Давайте разберем, что относится к мажору, а что - к минору. (используем карточки, которые разложены на столе)
(К доске вызывается два учащихся. Один подбирает характеристики для мажора, а второй - для минора.) Обсуждение выбора учащихся у доски.
- Ребята, что вы заметили? (есть лишние слова)
- Имеют ли связь между собой характеристики, отобранные для мажора и минора? ( Подвести детей к понятию противоположности)
- Вы четко увидели, что в музыке, есть яркие противоположности, а слова, которые нам не подошли, используются в математике. И они тоже противоположны!
-Вывод: И в музыке, и в математике мы встречаемся с противоположностями!
Как называются музыкальные буквы? (ноты)
Как музыканты называют пять линеек, на которых пишутся ноты? (Нотоносец)
Количество нот? (семь)
- Число семь - является очень важным для русских людей, оно несет в себе мистическую направленность, об этом вы поподробнее поговорите на других уроках.
- Вспомните, где и когда мы в жизни встречаемся с числом семь?
Слова, пословицы и поговорки: Неделя, семь_ я, цвета радуги, Семеро одного не ждут, Семь раз отмерь, Белоснежка и семь гномов, Семеро козлят, Семь пядей во лбу и т.д.
А сейчас мы опять видим, что математика присутствует везде, и в музыке тоже.
- Многие детские стихотворения, считалки можно положить на музыку и тогда они превращаются в песенки.
- Давайте вспомним нашу распевку "У бабушки Дарьюшки" (с показом)
- Я предлагаю вам спеть песни, в которых встречаются понятия, законы и составляющие такой великой, могучей, вездесущей науки МАТЕМАТИКИ!
Музыкальное попурри.
- Наш урок продолжается, и подошло время, что бы определить еще одну музыкально - математическую связь.
- Скажите, чтобы записать слова - мы используем буквы, числа - цифры, а музыку - ноты.
Мы знаем, что при записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность).
- Сейчас мы увидим сопоставление целого числа и целой длительности на примере яблока. (Видео)
Математика. | Музыка (длительность нот). |
Целое число (яблоко) | Целая нота |
Делим на пополам (половина яблока) | Половина целой ноты - половинная |
Делим торт на четыре части (получаем одну четвертую) | Делим целую ноту на 4 части - (четвертная) |
На восемь (одна восьмая) | На восемь (восьмая, восьмушка) |
Если нота белая - это нота целая. Разделим ноту целую на половинки белые. Палочкой отметив, чтоб с той не спутать этих. В каждой ноте половинке по две чёрных четвертинки, в каждой четвертушке - две восьмушки - две чернушки.
-Итак, мы видим, ноты записываются с помощью знаков, а их протяженность определяется длительностями, математическим счетом.
- Ребята, конечно же, мы могли найти еще много доказательств взаимодействия музыки и математики. Я, надеюсь, что каждый из вас, теперь с уверенностью, может об этом заявить и отстоять свою точку зрения!
В завершении этого чудесного урока - открытия мы исполним ещё одну песню. У каждого из вас есть много разных желаний, а сколько желаний в нашей песне?
Песня "Три желания".
Подведение итогов. Что нового узнали на уроке?
(Существует тесная связь между математикой и музыкой)
Спасибо за работу!