Урок памяти "Подростки на Великой Отечественной"

Разделы: Внеклассная работа


Звучит куплет песни "Вставай, страна огромная:"

1-й ведущий Война, начавшаяся в 1941, стала Отечественной, потому что на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками вышли все жители страны, всё Отечество: (видеоряд фото о ВОВ) сражения велись на фронтах, в тылу на заводах ковалось оружие победы, в тылу врага партизаны не давали покоя оккупантам. И взрослые, и дети стояли у станков на заводах, эвакуированных за Урал; и взрослые, и дети участвовали в партизанском движении.

Вспомним имена подростков, сражавшихся за освобождение Родины.

Предлагаем классам показать выполненное домашнее задание: 1) назвать имена подростков-героев Великой Отечественной войны 2) рассказать о совершенном одним из героев подвиге.

2-й ведущий Автор рассказа о маленьком разведчике Иване Владимир Осипович Богомолов родился в Подмосковье 3 июля 1926 года. (в 1941 году - 15 лет). С 1936 года жил в Москве. Из автобиографии: "Воспоминания о предвоенной жизни в столице тусклы и безрадостны - в такой бедности, точнее, нищете, как в подростковом возрасте, я никогда больше не оказывался. Начало войны я принял по недомыслию с мальчишеским оживлением и подъемом. Отправиться в армию меня подбили двое приятелей, оба были старше меня, они и надоумили прибавить себе два года, что сделать при записи добровольцем было просто.

Спустя недели я привык ко всему, и тяготы войны и окопной жизни переносил легче. Я был последовательно рядовым, командиром отделения, помкомвзвода, командиром взвода - стрелкового, автоматчиков, пешей разведки, в конце войны исполнял должность командира роты. Война, армия и послевоенное офицерство в смысле познания людей и жизни дали мне чрезвычайно много. Это был необычайно насыщенный опыт.

После войны я много читал, и меня коробило от нелепейших несуразностей, особенно в художественной литературе, полагаю, именно это побудило меня написать повесть "Иван". С одной стороны, это трагическая судьба двенадцатилетнего мальчика на войне, с другой - профессионально тонкое описание "зеленой тропы", переброски через линию фронта разведчика, юного героя повести".

Звучит 1-й куплет песни Б.Окуджавы "До свидания, мальчики!"

1-й ведущий "Я - старший лейтенант Гальцев. В ту ночь я собирался перед рассветом проверить боевое охранение и, приказав разбудить меня в четыре ноль-ноль, в девятом часу улегся спать. Меня разбудили раньше:" - это начало рассказа Владимира Богомолова "Иван". Что произошло, покажет группа учеников (инсценировка эпизода из главы 1)

Этот мальчишка ведет себя совсем не по-детски. Читая текст дальше, вскоре мы узнаем о его тяжелой судьбе. Инсценировка фрагмента главы 4 в исполнении учеников.

Учитель: В 1962 году режиссер Андрей Тарковский снял художественный фильм "Иваново детство" по рассказу В.Богомолова "Иван". Какими увидел режиссер героев рассказа?...

(демонстрация фрагмента фильма)

Иван - почему не Ваня, Ванюшка, Ванечка?

Почему Иван так упрямо не хочет уезжать в тыл, где безопасно?

Какие качества солдат и офицеров проявляются в общении с Иваном?

Благодаря деталям образы взрослых фронтовиков становятся живыми, наполненными. У них, например, свои особенности речи. Отметили ли вы их? Любимое словечко подполковника Грязнова? (Вник?) Капитана Холина? (Случ-чего)

Какие предметы у разведчика Бондарева означали, очевидно, танки, орудия, пулеметы и т.д.? (зернышки пшеницы и ржи, семечки подсолнечника и хвоя - иглы сосны и ели).

Как, по-вашему, может играть Иван - ведь он же ребенок?

Посмотрите, какие игры, исходя из заданности характера героя, его жизни, увидел режиссер А.Тарковский. (Фрагмент фильма "Игры")

На страницах рассказа упоминаются фамилии уже погибших людей. Страшно, когда смерть идет рядом. Автор же словно хочет сказать: человек жив, пока его помнят:

Вспомните, кто они: Котька Холодов, Ляхов и Мороз (рассказы учащихся)

А.Тарковский в фильме "Иваново детство" по-другому решает участь погибших разведчиков. Сравните и скажите, в чем смысл различия эпизодов.

(Фрагмент фильма "Последний выход в разведку": в фильме погибших товарищей разведчики смогли похоронить).

Задание письменное: дописать недостающую часть предложений. К примеру:

1) Подполковник Грязнов дает по телефону распоряжение: "Создай условия! Прежде всего дай ему: (бумаги и чернила или карандаш). Что напишет - :(в пакет и сейчас же с надежным человеком отправь в штаб полка)".

2) "(Грязнов) обратил ко мне крупное рябое лицо, суровое и задумчивое:

-Ненависть в нем не перекипела. И нет ему покоя: Может, ещё вернётся, а скорей всего, к партизанам уйдёт: А ты о нем забудь:Ничего не было, ты не знаешь никакого Бондарева, ничего не видел и не слышал. И никого ты не переправлял! А потому и спрашивать нечего. Вник?"

(Проверка выполнения, комментарии)

1-й ведущий.

Я не помню детской колыбели.
Кажется:
Я просто утром встал
И, накинув бурку из метели,
По большой дороге зашагал.
Как я мог пройти такие дали?
Увеличь стократно все пути!
Где я был?
В газетах не писали.
Где я шёл?
По звёздам не найти. (Алексей Недогонов "Долг")

2-й ведущий Беззаботное счастливое детство осталось там, в довоенном времени. Оно было прервано войной и уже не вернулось никогда:Только во сне можно было вернуться в детство, почувствовать запах яблок, умыться чистым дожём, радоваться общению с родителями и со сверстниками: (Фрагмент фильма "Сон перед последним выходом")

Ученик читает отрывки последней главы рассказа.

Звучит музыкальный фрагмент Альбиони

Ученик

Р.Рождественский /из поэмы "Реквием"/

Помните!
Через века,
через года, -
помните!
О тех, кто уже не придёт
никогда, - помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны,
горькие стоны. Памяти павших
будьте достойны!
Вечно достойны!