1. Введение.
Спортивные соревнования являются одной из самых интересных и увлекательных форм внеклассной работы в школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям в школе и дома. Повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив. Действительно, нигде так не раскрывается ученик, как во время соревнований. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребенок, сам того не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учится побеждать и проигрывать. Если проиграешь? Ну и что: не каждый же раз выигрываешь. Зато можно показать какой ты сильный, ловкий, смелый, смекалистый. Кроме того, можно стать и героем в школе, заняв первое место, попасть в сборную команду и соревноваться с учащимися других школ.Нет,что не говори,а соревнования - это здорово! Еще более зрелищными и эмоциональными являются спортивные праздники. Для того, чтобы они достигли своей цели, праздники должны тщательно готовиться. Я работаю в школе 45 лет. За это время провел очень много различных спортивных соревнований и праздников.
В этой работе я хотел бы конкретно рассказать, как мы в своей школе проводим праздник, посвященный Дню Защитника Отечества. Почему я решил возродить праздники, посвященныеДню Защитника Отечества? Сейчас в школе почти отсутствует военно-патриотическое воспитание. Упразднены пионерская и комсомольская организации, нет начальной военной подготовки, молодые люди,заканчивающие школу, не горят желанием идти служить в армию.
А ведь защита Отечества- священный долг гражданина России. И мы, учителя физкультуры, ответственны за то, чтобы выпускники имели отменную физическую, психологическую и нравственную подготовленность. И основы должны закладываться в школе. Юноша, готовящий себя к выполнению воинской обязанности, ведь не каждый попадет в институт, должен четко уяснить такую истину: служить в армии будет легче, если серьезно готовится к этому еще в школе. А обязанность каждой общеобразовательной школы воспитывать у своих питомцев, завтрашних призывников, морально-волевые и физические качества, так необходимые для службы в армии.
В начале третьей четверти, на совещании при директоре, представляется план подготовки и проведения военно-спортивного праздника, посвященного Дню Защитника Отечества и утверждается состав организационного комитета. В него входят представители администрации, медицинские работники, работники хозслужб, классные руководители, учителя физкультуры, представители учащихся. Каждый член оргкомитета отвечает за определенный участок работы. Директор школы, являясь председателем комитета, отвечает за приглашение гостей, общий контроль за подготовкой праздника. Заместитель по воспитательной работе отвечает за подготовку учащихся ведущих праздник, награждение, связь с классными руководителями. Хозяйственные службы обеспечивают техническое обеспечение (работу усилителей, микрофонов и т.д.). Классные руководители,физорги классов организовывают команды, обеспечивают явки команд на тренировки, придумывают названия команд, эмблемы, выступления групп поддержки, распределяют обязанности среди бойцов. Учителя физической культуры отвечают за подготовку команд, посредников и их помощников,за составление программы праздника, общее руководство.
После того, как информация доведена до оргкомитета, классных руководителей, начинается подготовка к празднику. Два раза в неделю в спортзале школы проводятся тренировки по тем конкурсам, которые включены в программу. Отдельно проводятся тренировки командиров групп, так как они будут руководить своими бойцами на празднике. Очень важный момент - эта проведение генеральной репетиции парада открытия. По опыту своей работы могу с уверенностью сказать, что без этого провести праздник на высоком уровне очень трудно. На генеральной репетиции оттачивается взаимодействие всех участников соревнований: командиров, бойцов, ведущих программу, руководителей праздника, технических служб, и т.д. Учитывая, что на такие мероприятия приглашаются гости, а так же, как правило, телевидение, все должно быть отработано до последней мелочи. Этот праздник мы проводим для учащихся 9-11 классов. Первые два года участвовали только юноши, а девушки были участниками групп поддержки и зрителями. Праздник назывался " А ну-ка, парни!"
C 2004 года девушки захотели тоже участвовать в качестве полноправных членов команд и выполнять почти все те же конкурсы, что и юноши. Поскольку команды стали смешанные, то название праздника не отвечало составу участников. Мы объявили конкурс на новое название и среди нескольких предложенных вариантов большинство поддержало название "Вперед, все вместе!".
2. Подготовка спортивного праздника.
В первые годы я сам осуществлял руководство праздником, то есть был ведущим.
C 2004-2005 учебного года было решено доверить ведение праздника учащимся 11-х классов. С этой задачей они отлично справились. Ведущей этого праздника стала ученица 11а Ковалёва Дарья.
Какова же программа праздника?
- Строевая подготовка: повороты на месте, построение в одну, две, три шеренги, ходьба на месте. Участвует вся группа 10 человек.
- Огневая подготовка: разборка и сборка автомата (один юноша и одна девушка)
- Химическая подготовка: надевание противогаза (одна девушка и один юноша)
- Теоретическая подготовка: ответы на вопросы по военно-спортивной тематике (один человек)
- Спортивная подготовка: поднимание гири 16 кг (один юноша), подтягивание на перекладине (один юноша), броски в кольцо (один юноша).
- Преодоление полосы препятствия: лазанье по канату, проползание по-пластунски " под колючей проволокой" (натянутая над полом волейбольная сетка), полет-кувырок, преодоление "ручья"- ходьба по узкой опоре (перевернутая гимнастическия скамейка), преодоление "болота" (прыжки из кружка в кружок) (участвует вся команда - 10 человек).
- Команда состоит из 10 человек: командир и девять бойцов. Участники команд имеют эмблему, а команды свое название . Например, в 2009-2010 уч.году они назывались:
- 11А - "Витязи"
- 10А -"Вымпел"
- 9Б - "Барсы"
Очень важный вопрос судейства соревнований.
К нему мы привлекаем самых авторитетных людей в школе: директор - главный посредник. Посредники: заместитель директора по учебной работе, заместитель по внеклассной работе, учителя, выпускники школы. Кроме того, помощниками посредников выступают учащиеся девятых классов, которые не только судят соревнования, но и, находясь в атмосфере праздника, учатся соревноваться, так как на следующий год они сами будут участниками этого праздника. Каждый вид судит посредник. У него есть таблица, которой он руководствуется при судействе соревнований.
Разборка и сборка автомата: юноши- 10 баллов - (40 сек. и лучше)
1 балл - 49 секунд; девушки 10 баллов - (44 секунды и лучше).1 балл - 53 секунды.
Строевая подготовка оценивается из 10 баллов.
Химическая подготовка: юноши надевание противогаза - 10 баллов (6 сек и лучше).
1 балл - (12 сек); девушки-10 баллов (7сек.и лучше) 1 балл-12сек.
Теоретическая подготовка (ответы на 3 вопроса) оценивается из 10 баллов.
Спортивная подготовка:
- поднимание гири 16 кг оценивается: количество баллов равно количеству повторений;
- подтягивание на перекладине:количество баллов равно количеству повторений;
- броски в кольцо одно попадание по одному баллу, каждый делает по 10 бросков.
Преодоление полосы препятствий оценивается по качеству выполнения, путем вычитания штрафных баллов за допущенные ошибки каждым из 10 участников.
Перед началом преодоления каждая команда имеет 100 баллов. После окончания конкурсов посредники складывают все баллы, завоеванные группой, и по наибольшей сумме определяют место команды.
Как проводился праздник "Вперед, все вместе" в 2009-2010 учебном году.
За две недели до начала соревнований в вестибюле школы появилось красочное объявление:
"Внимание, внимание" 22 февраля в спортивном зале школы состоится военно - спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества "Вперед, все вместе!". В празднике принимают участие команды: 11А - "Витязи", 10А - "Вымпел", 9Б - "Барсы".
3. Основные этапы.
- Парад открытия.
- Военно-спортивные соревнования команд:
- Группа на строевой подготовке.
- Армрестлинг.
- Группа на спортивном часе.
- Группа на химической подготовке.
- Группа на огневой подготовке.
- Группа на теоретической подготовке.
- Конкурс капитанов.
- Группа на преодолении полосы препятствий.
- Выступление групп поддержки.
4. Награждение, закрытие праздника.
В день открытия праздника командиры групп, бойцы готовят места соревнований. Каждый класс готовит определенное место. Сразу же командирам указывается, что они должны по окончании праздника со своими бойцами привести спортивный зал в порядок, т. к. следующий день учебный и спортзал должен быть готов к занятиям. 22 февраля в 12 часов 30 минут команды под звуки марша входят в, красочно украшенный, спортивный зал. Каждая команда в своей форме, с эмблемой, выстраивается по периметру. Отдельно стоят посредники, помощники посредников.
Сценарий праздника
Руководитель: "Парад! В зал шагом марш!"
Участники входят в зал под музыку О.Газманова "Москва, звонят колокола".
Руководитель командует "Парад смирно! Равнение на середину! Тов. директор школы! Участники военно-спортивного праздника, посвящённого Дню защитника Отечества для открытия соревнования построены. Руководитель праздника Салтыков. Разрешите открыть праздник.
Директор: "Праздник открыть разрешаю!" Звучит гимн РФ.
Рук-тель: "Парад, вольно!" Слово предоставляется ведущей праздник Ковалёвой Даше.
Ведущий(вед.): Слово предоставляется дир.школы Фёдорову А.М.
Дир."Здравствуйте юные бойцы!".
Ответ: "Здравия желаем тов.директор школы!"
Дир:" Поздравляю вас с Днём защитника Отечества!
Ответ: "Ура! Ура! Ура!"
Вед: Представляем участников:"Команда 10а "Вымпел"
Ответ: "Здесь!" Команда 11а"Витязи"
Ответ:"Здесь !" Команда 9б "Барсы"
Ответ:"Здесь!"
Слово предоставляется ветерану ВОВ Кузнецову А.И.
Вед: "А, сейчас мы начинаем наши соревнования. Каждый солдат должен быть дисциплинированным, подтянутым, быстро и чётко выполнять команды и приказы командиров. Посмотрим как это делают наши участники. Первый конкурс "Строевая подготовка" Участвует вся группа.
Приглашается: 1)10а; 2) 11а; 3) 9б
Вед: "Вас приветствует группа поддержки 9б кл".
Вед: ,,Когда-то в добрые старые времена, перед большой битвой проводились поединки самых сильных воинов. Их называли,, поединщиками,, от слова поединок. Победитель своим успехом поднимал боевой дух товарищей и вселял в них уверенность в победе. Давайте вызовем трех бойцов, чтобы в честной борьбе они выяснили кто из них сильнейший.
Приглашаем участников на арм рестлинг.
Вед: "Тяготы армейской жизни легче перенести,если солдат хорошо физически подготовлен.
Объявляется третий конкурс: "Спортивный час". Участвуют -3 чел.
Приглашается: 1)9б 2)11а 3)10а
Рекорды школы: подтягивание- 27раз -Эзенкин Игорь; поднимание гири - 35 раз Маклаков Андрей, Дремалов Христофор; броски в кольцо-5 раз - Гень Александр.
Вед: "Сейчас со своим номером выступит группа поддержки 11а кл.
Вед: "Начинаем четвертый конкурс "Химическая подготовка". Нужно быстро надеть противогаз.
Участвуют: 1 юноша и 1 девушка.
Рекорд школы девушки: 4 сек. - Осипова Дарья; юноши: 5 сек.- Храмов Александр.
Приглашаются: 1) 11а 2) 10а 3) 9б
Вед: " Просим посредников объявить предварительные результаты соревнований"
Вед: "Умению стрелять и ухаживать за огнестрельным оружием в армии уделяется большое внимание. И в следующем конкурсе мы увидим как наши бойцы умеют разбирать и собирать автомат Калашникова. Приглашаются: 1)10а 2)11а 3)9б.
Участвуют: 1 юноша и 1 девушка.
Рекорды школы
- юноши: Никитин Пётр - 25сек.(сумма:разборка и сборка)
- девушки: Осипова Дарья-24сек.
Вед: "Теперь мы посмотрим,что приготовила группа поддержки 10а кл."
Вед: "Настало время 6 конкурса "Теоретическая подготовка" Необходимо дать правильные ответы на вопросы по военно-спортивной тематике.Участвует -1чел.
Приглашаются: 1)9б, 11а, 10а (сразу 3 чел.: по 1 чел. от класса)
Вед: "Мы приглашаем на конкурс командиров групп. Надо правильно и быстро разложить карточки с названиями воинских званий от рядового до маршала (карточки раскладывать сверху вниз в порядке возрастания)
Вед: "И, последний по порядку, но не по значимости конкурс: "Преодоление полосы препятствий".
Участвуют 10 чел.
Приглашаются: 1)11а 2)9б 3)10а
Вед: "Вот,и закончились наши соревнования. Я прошу старшего посредника Фёдорова А.М. подвести итоги конкурсов и провести награждение.
Заключительное слово старшему посреднику Фёдорову А.М. и руководителю праздника Салтыкову В.В. (поблагодарить всех участников, судей, помощников).Фото на память.
5. Подведение итогов.
После окончания праздника, когда еще хорошо в памяти сохранились детали, я анализирую, что получилось хорошо, а что плохо. Стараюсь больше обращать внимание на недостатки. Обязательно опрашиваю участников, зрителей, учителей: что им понравилось, что нет, и что они хотели бы изменить или дополнить, а я мог бы учесть эти замечания при планировании праздника на следующий год.
Еще немаловажный момент: необходимо поблагодарить всех классных руководителей, учителей, посредников и т.д. за их помощь в проведении этого большого мероприятия. Без них, конечно, успешно провести праздник было бы невозможно.
Как правило, директор своим приказом по школе объявляет благодарность всем тем, кто был причастен к проведению праздника.
6. Приложения.
Процесс соревнований отражается на большом экране: вот так выглядела итоговая таблица: Таблица № 1. Результаты Военно-спортивных соревнований "Вперед, все вместе!".
Таблица № 1
ВИДЫ КОНКУРСОВ |
||||||||
Участники соревнований | Строевая подготовка | Огневая подготовка | Химич. подготовка | Теоретич. подготовка | Спортив. час | Полоса препятствий | Сумма баллов | Место |
9Б "Барсы" | 8 баллов | АКМ-10б | 20Б | 6Б | Броски- 6б. Гиря-14б. Под-.36 б Всего-5б |
84.0 б. | 184.0б | 3 |
11А "Витязи" | 10 баллов | АКМ 10б |
20 б. | 4.0 б. | Броски - 6б. Гиря- 35б Под-.45б Всего-86б |
89.0б. | 219.0б | 2 |
10А "Вымпел" | 9 баллов | Акм 8б | 20 б. | 10 б. | Броски 6б. Гиря 37б. Под.45б Всего-88б. |
88.0 б. | 223.0б | 1 |
"Вперёд,все вместе!"
Программа праздника
- Огневая подготовка
- Строевая подготовка
- Спортивная подготовка
- Теоретическая подготовка
- Химическая подготовка
- Полоса препятствий
7. Использованная литература.
- М.И.Видякин “Физкультура. Внеклассные мероприятия в средней школе”. 2004 г.