Воспитание педагогическим коллективом школы рассматривается в неразрывной связи с обучением. Организация воспитательной работы в школе подчинена главной идее - человек есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Иначе говоря, человек развивает, учит, воспитывает себя сам, а не какая-то посторонняя сила, будь то даже родители, педагоги, ближайшее окружение. По-другому и быть не может, ибо только в этом случае возникает сама возможность обретения человеком личной ответственности.
От того, какие наши дети сегодня, зависит, каким будет наше общество завтра. В поведении детей и подростков проявляется их отношение к другим людям и к самим себе, к окружающему предметному миру и природе, к нравственным, правовым, эстетическим и другим нормам и ценностям общества. Поведение можно рассматривать как один из важнейших факторов, связывающих ребёнка или подростка с окружающим миром, оказывающим влияние на формирование социальных качеств его личности. Для воспитания особенно важны те аспекты поведения, в которых проявляются и формируются взаимоотношения детей друг с другом и с окружающими людьми.
Нужна кропотливая работа по развитию ума и способностей учащихся. Не каждый урок и далеко не каждому ученику позволяет осознавать неповторимость своего "Я" и находить основания для положительного самовосприятия, самовыражения и самоутверждения
Но в природе ничего не происходит само по себе. Ребенок - существо не самодостаточное для развития в силу возраста, малых знаний, слабости физический и духовных сил. Поэтому воспитательные усилия должны быть специально спланированы и организованы. Воспитатель выступает как помощник, защитник, советчик или как образец для подражания. Его задачу мы видим в том, чтобы создавать условия для саморазвития ребенка, а для этого педагог должен хорошо знать человеческую природу, закономерности ее развития, внутренние мотивы поведения ребенка.
Исходя из вышеназванных идей, анализируя состояние воспитательной работы, можно утверждать, что в санаторной школе-интерната сложилась собственная воспитательная система.
Главное предназначение санаторной школы-интерната - укрепление здоровья детей. Ежегодно в школу поступают порядка 120 учащихся из районов Республики Татарстан. Отборы детей ведутся противотуберкулёзными диспансерами под непосредственным руководством республиканского противотуберкулёзного диспансера. В связи с наметившейся в последние годы тенденцией к ухудшению показателей здоровья школьников, увеличением распространения заболеваемости туберкулёзом, лечение в школе проходит по полугодовому циклу, чтобы охватить большее количество детей, нуждающихся в санаторном лечении.
Исходя из этого, главной целью работы нашей санаторной школы-интерната является: "Обучение школьников на основе диагностики с учетом их способностей и возможностей путем внедрения здоровьесберегающих технологий в лечебно-оздоровительном и учебно-воспитательном процессе".
Специфика школы заключается в следующем:
- кратковременное пребывание детей в школе;
- дети приезжают к нам с разным уровнем знаний, интеллекта, воспитанности;
- социальный состав семей тоже на разном уровне.
В связи с этим главная воспитательная задача нашей школы - в короткие сроки создать дружный детский коллектив, в котором было бы уютно и тепло каждому ребенку, где бы он мог раскрыть свои индивидуальные качества личности.
Задачи воспитательной работы:
- Способствование формированию у учащихся гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей;
- Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового
- образа жизни;
- Способствование развитию коммуникативных навыков и формирование бесконфликтного общения;
- Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности;
- Совершенствование системы воспитательной работы.
Исходя из цели и задач воспитательной работы, были определены приоритетные направления воспитательной деятельности:
- Гражданско-патриотическое;
- Спортивно-оздоровительное;
- Духовно-нравственное;
- Художественно-эстетическое;
- Экологическое;
- Семейное;
- Изучение личности;
- Индивидуальная работа с детьми "группа риска";
- Кружковая работа.
На основе выдвинутых задач были сконструированы воспитательные планы и программы /планы работы методического объединения воспитателей, классных коллективов, социального педагога, педагога-психолога и медицинского персонала/.
Воспитательную деятельность осуществляют 20 воспитателей в 10 воспитательных группах, педагог-психолог, социальный педагог. Из 20 воспитателей - 13 имеют высшее педагогическое образование, 7 - средне-специальное педагогическое образование, 5 - имеет 1 кв. категорию, 11 - 2 кв. категорию.
Воспитатели стремятся успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ними задачи. Они используют различные методы и формы воспитательной работы, такие как: тематические мероприятия, воспитательные часы, экскурсии, конкурсы, индивидуальные беседы с детьми и родителями и т.п.
Педагогический коллектив обязательно имеет, свои школьные традиции это позволяет иметь "свой имидж".
Традиции - это то, чем сильна школа, то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее. Появляются ожидания, связанные с каким то праздником, следовательно, каждый может представить и спрогнозировать своё участие в определённом деле. Такая прогнозируемость и облегчает подготовку традиционных дел, и одновременно усложняет её, т. к. каждый год ждут, что праздник не будет похож на прошлогодний.
Все школьные традиционные дела делились на общешкольные, классные и групповые.
Что же касается традиционных школьных дел, то все они прошли успешно, это:
- "1 сентября - День Знаний" - торжественная линейка
- "День Учителя"
- "Открытие школьной спартакиады", проведение мероприятий по плану "Спортивного календаря"
- "Праздник царицы Осени"
- "Пусть всегда будет мама"
- "День борьбы со СПИДом"
- День борьбы с туберкулезом
- "Новогодние ёлки", "Новогодний бал"
- День защитника Отечества "Уроки Мужества"
- "Международный женский день - 8 Марта"
- "Масленица"
- "День птиц"
- Месячники по профилактике дорожного травматизма и правонарушений
- "Войны мы не знали, но все же:"
- "День защиты детей" (по основам безопасности жизнедеятельности)
- "Последний звонок".
В традиционных школьных мероприятиях участвуют все группы, но степень активности групп в жизни школы, естественно, разная. Это связано с работой классных руководителей, воспитателей их желанием и умением организовать, зажечь детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ребенка.
Для формирования "имиджа" школы, обмена опытом, выхода учеников школы на более высокий уровень особое значение имеет участие в районных, окружных и городских конкурсах. Ребята, которые принимают, участие в этих конкурсах, приобретают новые навыки, умения и получают возможность проявить свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень. В этом учебном году наши ученики школы, под руководством педагогического коллектива, приняли участие в районных, республиканских, всероссийских фестивалях и конкурсах.
Некоторые участники конкурсов награждены дипломами, благодарственными письмами и памятными призами.
Изучение личности.
Задачи воспитателя многогранны. Воспитатель создает психологически-комфортный микроклимат среди учащихся.
Ребенок переступил порог школы - этот период сложный для ребенка. Как пройдет его адаптация? Многое зависит от нас, взрослых, от умения включить воспитанника в ритм жизни школы.
Воспитательная работа в нашей школе начинает с ознакомления и изучения личных дел учащихся, их диагноза, состояния здоровья, характеристики и семейно-бытовых условий. При изучении личности ребенка также помогает наблюдение за ребенком в различных видах его деятельности, беседы в доверительной обстановке с четко определенной целью и анализ результатов деятельности ребенка. Знание диагноза, изучение семейно-бытовых условий помогает воспитателю лучше понять психическое состояние и особенности поведения воспитанника, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при воспитании.
В основе воспитательной работы школы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям. Целостное представление об окружающем мире учащиеся получают через переживание особых традиционных моментов школьной жизни, позволяющее формировать развитую личность.
Большое внимание уделялось инициативе учащихся в планировании и самостоятельности в проведении мероприятий. В связи с тем, что воспитанники испытывают много психологических проблем. Воспитатели групп уделяют большое внимание индивидуальной работе с учащимися, организуют для своих детей экскурсии, походы и т.п.
Вся эта работа способствует улучшению микроклимата в группе, решению многих школьных повседневных проблем.
Анализ планов работы воспитателей, их деятельности с учащимися показал, что большинство педагогов проектировали и вели работу по изучению личности воспитанника, осуществляли педагогическую фиксацию его стремления к саморазвитию, самовоспитанию. Но следует отметить, что диагностический инструментарий педагогов не всегда отвечал современным требованиям. Некоторые воспитатели ограничивались только выявлением уровня воспитанности, хотя диагностическая работа должна вестись по разным направлениям в течение всего учебного года.
Практика показала, насколько важны в современных условиях творческая активность педагогов, поиск ими наиболее совершенных приемов воспитания и обучения школьников. Приступая к разработке мероприятия, они ставили перед собой цель: сделать воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающим для детей. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования. При ответе на вопрос, какое мероприятие, проводимое в группе, в классе, запомнилось, дети называют открытые воспитательные часы, открытые уроки в декадах учителей по предметам и экскурсии, которые прошли в школьном коллективе. Хочется отметить, чтобы педагоги могли "раскрываться" не только на открытых часах и уроках.
Кружки.
В школе имеются дополнительные условия для развития творческих способностей учащихся, воспитания чувства ответственности за порученное дело. Для этого работают кружки разного направления.
Количество и наполняемость кружков.
Кружок | Руководитель | Наполняемость |
"Эрудит" | Галиуллина Г.М. | 15 |
Экологический кружок "Зеленая планета" |
Галлямова Г.Н. | 16 |
Кружок рукоделия "Мастерство" | Салихова А.А. | 17 |
Спортивный кружок "Спортландия" |
Гыйлфанов Р.Г. | 19 |
Кружок танца "Ты - звезда!" | Гиниатуллина И.Ф. | 18 |
Умелый подход к детям, аккуратное и своевременное ведение документации, энтузиазм и целенаправленность - главные черты этих руководителей кружков. Они расширяют кругозор учащихся, активизируют их интерес.
Индивидуальная работа с детьми "группа риска".
Большую помощь в решении вопросов воспитательной работы оказывает социальный педагог Нурмиева Е.Н. и педагог-психолог Хаертдинова Р.Г. Направления деятельности их работы весьма разнообразны: организационная, научно-методическая работа, работа с педагогическим коллективом, диагностико-коррекционная работа с социально-дезадаптированными учащимися, изучение познавательных процессов школьной мотивации, психологическая помощь учащимся в разных жизненных ситуациях.
В течение учебного года в школе активно велась работа и по профилактике наркомании и по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. С этой целью был организован и проведены профилактические беседы с участием специалистов разных сфер. Проводились малые педсоветы, тематические беседы, просмотры кинофильмов на актуальные темы. По социальной статистике большинство семей, в которых живут наши учащиеся - неполные семьи. Особым вниманием в работе социального педагога и психолога пользуются проблемные учащиеся и дети из неблагополучных семей.
Педагогическому коллективу школы нужно серьезно задуматься над своим отношением к детям из неблагополучных семей, и пересмотреть методы и формы воспитательного воздействия на таких детей.
Важную роль в воспитательной работе играет школьная библиотека. Совместная работа с районными и городскими библиотеками позволяет заведующей школьной библиотекой, Шагалиевой З.Г., вовлекать все больше учащихся в ряды читателей, что особенно актуально в наше время, когда книга теряет свои позиции учителя и воспитателя разносторонне развитой личности, по сравнению с компьютерами и различными техническими развлекательными средствами современной жизни.
Анализ воспитательной деятельности школы показал, что в 2009-2010 учебном году, была проделана большая работа по воспитанию учащихся.
Воспитатели, кл. руководители работали по утвержденным планам, анализ которых показал, что все они составлены с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересов, с использованием разнообразных форм деятельности.
Задачи, поставленные перед группой, классом соответствовали направлению работы школы и вытекали из воспитательных потребностей.
Внеурочная воспитательная деятельность осуществлялась через работу кружков и секций, решая задачи развития творческих способностей детей и проблему занятости их во внеурочное время.
Внешкольная работа строилась также на проведении массовых мероприятий совместно с СМС, сельской библиотекой, средней общеобразовательной школой, общественными организациями села и района.
Были подготовлены и проведены интересные тематические вечера, концерты, спортивные соревнования, акции, операции.
Учащиеся школы принимали участие в районных и областных мероприятиях, становились победителями различных конкурсов и соревнований.
Несмотря на это, план воспитательной работы реализован не в полном объеме: некоторые мероприятия были отменены или проведены хуже, чем было запланировано.
Но наряду с этим выявлены некоторые недостатки в воспитательной деятельности школы, к числу которых относятся:
- недостаточное взаимодействие семьи и школы;
- недостаточная работа по вовлечению подростков из неблагополучных семей и семей социального риска во внеклассную и внешкольную работу;
- недостаточное взаимодействие заинтересованных органов (правоохранительных, общественных) со школой в вопросах воспитательной деятельности
Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы в 2009-2010 учебном году можно считать решенными, цель достигнута. На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать задачи на будущий 2010-2011 учебный год:
- Продолжить работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей.
- Повысить роль ученического самоуправления в жизнедеятельности школы и класса, развивать у ребят самостоятельность, инициативу, ответственное отношение к делу.
- Продолжить обновлять и развивать систему работы по охране здоровья учащихся. Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к здоровому образу жизни.
- Развивать внеурочную деятельность учащихся, направленную на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала.
- Создавать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся.
- Организовать единую систему работы школьного Совета профилактики правонарушений.
- Формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга.