Цели урока:
- Познакомиться с экологическими группами птиц
- Установить связь особенностей строения птиц в связи со средой обитания
- Определить значение и роль птиц в природе и жизни человека (Приложение 1)
Оборудование: таблицы "Экологические группы птиц", чучела птиц, выставка книг, мультимедиапроектор, аудиозапись "голоса птиц".
Эпиграф урока:
"Боги людям открыли не всё.
В путь пустившись
Люди сами познали немало"
Ксенофан
Ход урока
Орг. Момент.
Актуализация знаний
(Звучит запись голосов птиц)
- Почему сегодняшний урок я начала с того что включила запись голосов птиц? (ответы уч-ся )
- Что вы узнали на прошлом уроке? О чём мы говорили?
(ответы уч-ся)
Игра "Почемучка" (Приложение 2).
- Дайте характеристику надотряду Типичных птиц.
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя об экологических группах птиц
Выступление учащихся со своими минипроектами. (опережающее обучение) Приложение 3, приложение 4, приложение 5.
Во время выступлений уч-ся класса заполняют таблицу (Приложение 6), используя материал минипроектов, таблиц, текста учебника.
Физминутка на снятие усталости мышц спины, на улучшение мозгового кровообращения и кровообращения малого таза.
Игра "Третий лишний".
Перед вами ряды птиц. В каждом ряду одна птица лишняя. Определите кто? И почему? (Приложение 7)
Работа в парах. Решение задач.
Задачи
1.Сойка запасает на зиму 4 кг желудей. За один полёт она переносит 6 желудей. Масса одного жёлудя равна 3,2 г. Какую массу желудей сойка переносит за один полёт? Сколько полётов должна совершить сойка, чтобы сделать зимний запас желудей?
2. В течение одного часа самка мухоловки - пеструшки прилетает к гнезду с кормом 26 раз. За это время она преодолевает расстояние от гнезда к месту охоты и обратно равное 2,5 км. Добывает корм птенцам мухоловка - пеструшка по 18 часов в сутки. Период выкармливания птенцов составляет 18 дней. Какое расстояние преодолевает мухоловка - пеструшка в период кормления птенцов за сутки? Сколько км она преодолевает за весь период выкармливания птенцов?
3. Золотая ржанка, гнездящаяся на Аляске, вынуждена при миграции на Гавайские острова преодолевать без посадки 3500 км, со средней скоростью 50 км/ч. Сколько суток пребывает ржанка в полёте?
Итог урока.
- Какие цели стояли перед нами?
- Достигли мы их или нет? Каким образом?
Рефлексия
Ваше отношение к сегодняшнему уроку?
Комфортно вам было сегодня на уроке или нет?
Что вам дал сегодняшний урок?
Что дало участие при создание проектов?
Домашнее задание
/49/ со с.230, вопрос 3 с.236.
Объявление оценок с комментированием.
Контроль знаний (разноуровневый тест) приложение 8.
Литература:
- Е.Н. Анашкина "300 вопросов и ответов о птицах" Ярославль "Академия К" 1998г.,
- Е.Н. Дмитров "Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения" Тула "Родничок" 1999год.
- Интернет. Энциклопедия "Википедия"
- Учебник "Биология. Животные" 7 кл. автор В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко, Москва изд.центр "Вентана - Граф"