Цель: Обобщить знания учащихся по разделу «Природа летом».
Задачи:
- Развивать речь учащихся;
- Совершенствовать читательские навыки;
- Воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.
1. Организационный момент
-Какой сегодня день? (Опишите облачность, назовите температуру, время года, день месяца, недели)
Отгадайте загадку:
Солнце печёт.
Липа цветёт.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто знает, кто скажет,
Когда это бывает?
(Летом)
Назовите летние месяцы.
Посмотрите на круги. Закройте глаза и вспомните летний день. (Звучит музыка)
- Какой летний день вы представили?
2. Сообщение темы и цели
- О чём сегодня будем говорить?
Мы отправляемся в лето. Настроение?
Тема: Обобщение по разделу «Природа летом».
- Чем будем заниматься?
Совершенствовать читательские навыки;
Развивать речь;
Вместе с писателями будем учиться наблюдать за природой, учиться вести себя в природе. В конце урока посмотрим, кто из ребят научился наблюдательности и получил летнее солнышко в подарок.
- Как будем работать? (Дети поднимают сигналы: жёлтый цвет – работаем с отличным настроением, зелёный цвет – деловое рабочее настроение).
3. Работа по теме
- Какое стихотворение заканчивает наш раздел?
Прочитайте произведение Б. Пастернака «За поворотом»
-Оцените ребят. Какой совет дадим?
Дифференцированная работа.
- Прочитайте вопросы и дайте ответы:
Красные сигналы (при работе детям необходима помощь учителя): Почему маленькую птичку не пугают мрак и тучи? Какое у неё есть оружие?
Зелёные сигналы (самостоятельно отвечают): Каких людей приглашает птичка в лес?
Жёлтые сигналы (творческие личности): Что может увидеть и услышать вдумчивый читатель в этом стихотворении? (увидеть природу, что за чащей начинается лес, услышать звуки леса)
- Можно ли в этом стихотворении увидеть наш лес?
- Что вы можете рассказать о человеке, который написал это стихотворение?
Борис Пастернак – один из крупнейших поэтов мира. Он был настоящим интеллигентом, человеком очень глубоким и многосторонним, писал музыку. Может быть, оттого его стихи так образны и мелодичны. Поэт в совершенстве владел несколькими языками. За свою писательскую деятельность Б. Пастернак получил Нобелевскую премию, как и Иван Бунин. [3]
Давайте поиграем. У меня на столе лежат карточки. Надо их прочитать. Вспомнить название произведения и автора. За правильно отгаданное произведение от лета приз «Солнышко»
Карточка 1.
Поднялось и заиграло
Солнце над полями.
Порассыпалось своими
Жгучими лучами.
И. Суриков.
( С. Есенин « С добрым утром»)
Карточка 2.
Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом.
А. Блок
(И. Бунин «Розы»)
Карточка 3.
Засуха.
Я помню: летнею порою
Грозил нам голод. Вкруг поля
Все были выжжены жарою.
Желтея, трескалась земля.
Грозы молили все у неба;
Толпился в церкви весь народ.
Кричали дети у ворот:
«Дай, Боже, дождичка, дай хлеба
Для деток маленьких твоих!»
И бог молитвы услышал их.
Не даром в скорби непритворной
Упала пахаря слеза.
Примчались тучи стаей чёрной,
И разразилася гроза.
Н. Минский
(А. Толстой «Детство Никиты»)
Карточка 4.
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг
Да по колено травы.
И. Суриков.
( М. Пришвин « Золотой луг»)
Карточка 5.
Снуют пунцовые стрекозы,
Летят шмели во все концы.
Б. Пастернак
(А. Толстой «Детство Никиты»)
Карточка 6.
Косят клевер. Пахнет розами
Нежно, сладко, как в саду.
Свежий воздух над покосами
Весь настоян на меду.
В. Рождественский
(И. Бунин «Розы») [4]
- Какие произведения есть ещё в разделе, но мы не назвали?
Отправимся в лес отдохнуть.
Физминутка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая выше ноги,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки,
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
Вместе давайте вспомним жанры произведения.
Перед вами карточки. В группах соедините название произведения, автора и допишите жанр, как в образце.
Стихотворение Б. Пастернак «Голуби»
____________ М. Пришвин «С добрым утром»
____________ С. Есенин «За поворотом»
_____________ А. Толстой «Золотой луг»
____________ И Тургенев «Детство Никиты» [2]
(Группа, которая быстрее закончит работу, работает у доски )
Проверим вместе с вами (проверяем через документ-камеру).
Стихотворение Б. Пастернак «За поворотом»
Рассказ М. Пришвин «Золотой Луг»
Стихотворение С. Есенин «С добрым утром»
Повесть А. Толстой «Детство Никиты»
Стихотворение И Тургенев «Голуби»
Расскажите:
- Чем рассказ отличается от повести? Чем рассказ отличается от стихотворения?
-Какое из произведений вам понравилось больше всего? Почему?
Проверим ваше внимание, наблюдательность.
Вам предлагаю найти и прочитать описание природы по первым строчкам произведения.
Работаем в парах. Каждый ученик читает начало произведения на карточке и находит в учебнике, записывают вместе на карточке.
Зачитываем работу:
А) Утренний дымок ещё стоял в густых чащах сада. На поляне, над медовыми жёлтыми метёлками, над белыми кашками, толклись лёгкими листиками бабочки……………..
(А. Толстой « Детство Никиты» с. 92)
- Какую цель ставит автор, описывая утро?
Б) И вот, наконец, сорвалась буря - и пошла потеха!. …..
(И.С. Тургенев «Голуби», с.100)
- Какой описана буря?
В) Всё притаилось… всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, не слыхать, не видать ни одной птицы….
(И.С. Тургенев «Голуби», с.100)
-Какие запахи и звуки летнего дня вы здесь уловили?
Г)Тишина бывает разная. Тишину этого освежённого ливнем луга никак, разумеется, нельзя назвать «мёртвой» тишиной. …..
(В. Бианки «Неслышимка», с 103) [1]
-Каким надо быть человеком, чтобы увидеть и услышать звуки природы?
4. Итоги
- Как вы думаете, что хотели нам сказать авторы этого раздела? (Любите природу, берегите лес, всех живущих в нём. Учитесь слушать звуки природы, различать их, видеть невидимое в природе. Любите лето.)
Перед вами темы ваших рассказов: «Лесное озеро», «Цветущий луг», «Лесная поляна», «Июньское утро», «Знойный полдень», «Грибной дождик». Заслушаем и оценим наших рассказчиков. За лучший рассказ вы получите солнышко.
Оцените свою работу. Карточки сигналы (красный цвет – нужна помощь, зелёный цвет – всё ясно, жёлтый цвет – я всё усвоил на уроке).
Эксперт (один из учащихся) подтверждает работу учащихся, даёт совет.
Дома необходимо перечитать понравившееся произведение. Подготовить к нему вопрос устно.
-Кто ещё кроме писателей и поэтов может восхищаться природой летом?
Перед вами великий русский пейзажист И. И. Шишкин. А вот его картины: «Рожь», «Сосновый бор». [5]Найдите, к какому произведению раздела подходит эта картина, зачитайте отрывок из произведения.
- Какое впечатление произвели на вас эти картины?
(Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создаётся впечатление, будто мы уже видели этот чудесный уголок природы.)
Оцените свою работу и работу соседа.
Покажите своё настроение. (Работа с сигналами: жёлтый, синий, зелёный)
Литература
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 3-й класс. «В одном счастливом детстве». – М.: Баласс, 2008.
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве»: 3-й класс. – М.: Баласс, 2008.
- Окулова Г. Е. Слово о писателе – на урок. – Оса: Росстани – на Каме, 1995.
- Литературное чтение. 3 класс: поурочные планы по учебнику Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «В одном счастливом детстве»/ авт.-сост. Н. В. Лободина.- Волгоград: Учитель, 2008.
- www.bibliotekar.ru/rusShiskin/index.htm