Вид урока: изучение нового материала на проблемной основе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология: развивающая технология.
Время проведения: пятый урок в разделе.
Цели урока:
1. Дидактические цели:
-создать условия для формирования общего представления о Владимиро- Суздальской земле, об основании и основателях Москвы.
2. Развивающие цели:
- продолжить развитие и становление:
- интеллектуальных умений;
- практических умений: работа с картой, лентой времени, дополнительной литературой;
- положительных качеств личности ребёнка;
- расширить социальный опыт учащихся;
- обучать элементам творческой деятельности.
3. Воспитательные цели:
- воспитать любовь и интерес к истории;
- создать образный и эмоциональный фон для усвоения темы;
- воспитывать гордость за нашу Родину, любовь к Отчизне, Москве как столице нашего государства, любовь к своему народу.
Оборудование:
- Карта «Древнерусское государство - Киевская Русь»
- Карта «Русские княжества в XII- начале XIII века».
- Ленты времени (классная и индивидуальные)
- Историческая игра «Соедини слова и символы с портретами князей».
- Тетради по истории.
- Дополнительная литература об основании и укреплении Москвы.
- Мультимедийный проектор, компьютер, слайды.
Базовые понятия урока: кочевники, усобицы, ров, вал, посад, Кремль
Подготовка к уроку
Учащиеся должны:
1.Знать:
- имена князей Киевской Руси;
- их более важные дела в период княжения.
2.Уметь:
-выделять главное в прочитанном, в рассказе учителя;
- работать с картой, лентой времени.
Учитель должен:
- умело спланировать и организовать познавательную деятельность учащихся на уроке;
- создать проблемную ситуацию и организовать поиск для её разрешения;
- подготовить иллюстративные карточки, подготовить слайды об основании Москвы для демонстрации через мультимедийный проектор
-подготовить слайды о современной Москве для демонстрации через мультимедийный проектор;
- обеспечить высокий эмоциональный настрой детей на уроке.
Ход урока
I. Оргмомент - Я желаю вам сегодня добра: возьмитесь за руки, пошлите друг другу добрые пожелания. Если вам будет трудно, я помогу. |
Создание внутреннего комфорта и удовлетворения. |
II. Сообщение базовой темы. Актуализация базовых знаний. (Портрет князя Олега) - Назовите имя этого князя. Что вы о нём знаете? - Древнерусское государство усилилось в последующие княжения, став единой сильной державой. |
Систематическое повторение позволяет прочно и надолго запомнить учебный материал. |
Игра «Соедини слова и символы с портретами князей». - Проверим вашу работу. По ключевым словам и символам расскажите о том, чем прославился каждый князь. III. Выход на тему урока а) Изучение новой темы На доске две карты: №1 №2 - До середины XII века Древняя Русь имела название Киевская Русь. Почему? (показ по карте№1). Учитель: А с середины XII века могучая Киевская держава распалась на отдельные княжества. (Показ по карте №2). (Обсуждение периода раздробленности Руси, насколько опасно для государства такое неустойчивое состояние.) Почему это произошло? Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на 86 странице. - С середины же XII века выросли прекрасные русские города: Владимир, Суздаль. Они расположились на северо-востоке от Киева за густыми лесами, оврагами, реками. Обширное княжество возникло на северо-востоке от Киева. И называться оно стало Владимиро-Суздальская Русь (Слайд №2). С главным городом Владимиром. - Это княжество в середине XII века было очень сильным, т.к. находилось за огромными массивами леса, которые защищали его от набегов кочевников. Владимирские бояре гордились своей Владимиро-Суздальской землёй: (учитель ориентирует детей на последний абзац страницы 86. Абзац прочитывается.) |
Игра развивающего характера. Отрабатывает познавательные умения, закрепляет и расширяет базовые знания учащихся.
Это задание способствует развитию монологической речи, её точности, осознанности, структурной выдержанности, краткости, убедительности. Продолжение обучения чтению текстов исторического содержания, сложных для восприятия даётся в пересказе учителя с фрагментарным чтением учащихся. |
Физкультминутка б) Поиск и формирование второй части темы «Основание Москвы» (Слайд №3) - Какой город здесь изображен? Как вы думаете, почему тема о Владимиро-Суздальской Руси продолжилась разговором о Москве. Выскажите свои предположения. - Чуть позднее мы узнаем, правы ли в своих предположениях ребята. Запишите в своих тетрадях тему «Основание Москвы» (Слайд №4). По ходу моей мини-лекции вы составите опорный конспект. - В начале XII века в Москва была крепостью Владимиро- Суздальской земли и играла большую роль, т.к. находилась на пересечении путей с севера на юг и с запада на восток (показ на карте). Холм, который носил название Боровицкий, т.к. когда-то на нем шумел сосновый бор (отсюда и название Боровицкий). (Слайд №5) Очень удобное местоположение. Поэтому его и использовали для строительства крепости. Обратил внимание на это место Владимирский князь Юрий Долгорукий (портрет в учебнике на странице 88). Он решил: «Пусть небольшая крепость в лесу сторожит окраины Владимиро-Суздальской земли». И обнесли воины Долгорукого холм валом, рвом, деревянными стенами. ( Слайд №6). - При каком князе построили первую крепость? Запишите в тетрадь, правильно имя князя. (Слайд№7) - Вокруг крепости располагался посад. (Слайд №8). |
Задание подчёркивает внимательное, уважительное отношение к личности ребёнка. Обучение краткому пересказу, требующему сжатия информации, умения выделить причинно-следственные связи, учитель учит приёмом составления опорного конспекта к устному пересказу. Такой конспект заставляет ребёнка, вспоминая учебный материал, самостоятельно конструировать предложения, помогает держать в памяти сюжетную линию. Используя в динамике (показывая изображение стен Кремля, посада), учитель формирует у учащихся представления об исторических реалиях. Исполнение требований орфографического режима. |
в) Работа по учебнику на странице 88 над углублением понятия посад. - Прочитать объяснение слова. - Прокомментировать что значит «торгово-ремесленный». - Много городов в северных землях основал Юрий Долгорукий, но Москва ему сразу полюбилась. Поэтому в 1147 г. он в своём письме пригласил в гости Черниговского князя «Прииде, ко мне, брате, в Москов». Это и есть первое упоминание о нашей столице, именно этот год считается годом рождения Москвы. (Слайд №9) 1147 г., запись даты в хронологическую таблицу в тетради. |
|
г) Работа с лентой времени -Какой это век? Показать на ленте времени демонстрационной, на индивидуальной записать дату. - Москва в то время была окраиной Владимиро-Суздальского княжества. В отдалении от крупных городов. Поэтому мы и продолжили тему разговором о Москве. В XIV веке, с 1325-1340 гг. при князе Иване Калите (показ портрета). Кремль обнесли стеной из дубовых (более прочных) брёвен (Слайд №10). -Какой записью вы продолжите конспект? - Во время пожара в Москве сгорел город и эти крепостные стены (Слайд №11). - Внук Ивана Калиты Дмитрий (показ портрета) поставил прочные стены из белого камня, которые превратили её в мощную крепость. (Слайд №12) Эти стены простояли 100 лет, но со временим и разрушилась и эта стена. - За это время Кремль приобрёл вид города. Было построено много церквей и соборов. Правнук Дмитрия Иван III построил стены из красного кирпича (Слайд №13). Эта стена была более мощная, с башнями, которые служили для своевременного обнаружения противника (пауза в мини - лекции). - А Москвичи продолжали укреплять свой город. К середине XVI века они окружили каменный стенной посад. (Слайд№14) В начале XVII века столицу обнесли высокими деревянными стенами (Слайд №15). Теперь Кремль стоял за четырьмя кольцами стен. Так основалась и укреплялась Москва. |
Формирование временных преставлений детей. «Лента времени» - опора для рассуждений, справочное пособие, увлекательная игра. |
IV. Закрепление изученного, проверка степени усвоения нового материала а) Несколько учащихся читают опорные конспекты. б) А теперь проверим себя, поработав с иллюстративной таблицей. Указать стрелочками при каком князе были построены деревянные, кирпичные, белокаменные стены. - Расположение стрелок должно соответствовать данной схеме (учитель показывает её). - Дома продолжите работу над таблицей, используя фломастеры, краски. Сделайте её цветной. |
Реализация принципа самостоятельности при индивидуальной работе. Развитие общеучебного навыка: овладение методом сравнения. Это задание активизирует деятельность памяти учащихся с учетом всех её компонентов: запечатление – сохранение – воспроизведение. |
V. Работа с дополнительной литературой - История Москвы очень интересна. Книг об истории Москвы немало. На партах лежат книги по теме «История древней Москвы». Оцените в парах, что из данных книг можно использовать для подготовки к следующему уроку об основании Москвы. Вам в этом поможет оглавление (содержание). VI. Домашние задание - Дополнительный материал из книг, а также страницы 86-88 учебника. |
При беглом просматривании материала ученики должны определить степень соответствия данной книги указанной теме, учесть возможность использования фрагментов книги для сообщений, обосновать свою точку зрения, доказать соответствие книги чтением или пересказыванием. |
VII. Закрепление изученного - В 1997 г. Москве было 850 лет. - Какой это век? Покажите его на ленте времени. Карточка «1197г. 850 лет Москве» укрепляется на ленте времени. - Обратите внимание на то, какой большой временной отрезок от основания Москвы до наших дней. Многое изменилось с тех далёких давних времён. Что же теперь представляет собой Москва? Сегодня Москва - один из красивейших городов мира (Слайд №№16 - 20) VIII. Итог урок Учитель: -Чем вам понравился урок? -Что больше всего понравилось? |
Формирование представлений о современной Москве как столице нашего государства. Рефлексия: формирование умения детей оценивать урок, степень участия в нём, познавательную ценность урока. |