Открытое занятие по развитию связной речи "Чайная посуда"

Разделы: Логопедия


Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • актуализация и активизация словаря по теме "Чайная посуда".
  • совершенствование грамматического строя речи: образование и употребление в речи форм родительного и винительного падежей существительных; образование относительных прилагательных; согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе; употребление предлога "на".
  • совершенствование связной речи путем развития диалогической речи, составления загадки-описания.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие мышления;
  • развитие целостного восприятия;
  • развитие произвольного внимания;
  • развитие общей и мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание активности, инициативности, самостоятельности, бережного отношения к предметам, сделанным людьми.

Оборудование: самовар, чайная посуда (настоящая и игрушечная), "Волшебный мешочек", фланелеграф, плоскостные изображения чайной посуды для фланелеграфа, магнитофон, аудиозапись стихотворения Д. Хармса "Иван Иваныч Самовар", массажные дорожки.

Раздаточный материал: разрезные картинки (блюдца), пластмассовые стаканчики, трубочки.

Предварительная работа: знакомство со стихотворением Даниила Хармса "Иван Иваныч Самовар", разучивание логоритмического упражнения "Посуда".

Ход занятия

Организационный момент. Актуализация опорных знаний.

Логопед встречает детей, организует приветствие.

- Дети, у нас сегодня необычное занятие. Один книжный персонаж попросил у вас помощи. И мы отправляемся к нему. А к кому, догадайтесь.

Звучит стихотворение Даниила Хармса "Иван Иваныч Самовар".

- Из какого стихотворения этот отрывок? (- Этот отрывок из стихотворения "Иван Иваныч Самовар".)

- Кто автор этого стихотворения? (- Автор этого стихотворения Даниил Хармс.)

- О чем это стихотворение? (- Это стихотворение о том, как Иван Иваныч Самовар угощал всех чаем?)

- Какая посуда нужна для чаепития? (- Чашка, блюдце, сахарница, конфетница, заварочный чайник, чайная ложка.)

- Как назовем ее одним словом? (- Чайная посуда.)

- Догадались, к кому мы идем в гости? ( - К Ивану Иванычу Самовару.)

- Ну что, готовы? Тогда отправляемся!

Дети идут по массажной дорожке.

- Вот мы и пришли к Ивану Иванычу Самовару. Садитесь, пожалуйста.

Основная часть.

Игра "Собери разбитые блюдца"

- Ребята, я вам уже говорила, что Ивану Иванычу Самовару нужна ваша помощь. Он ждет гостей. А у него разбилась вся посуда. Давайте поможем ему ее склеить.

- Перед каждым из вас лежат на подносе осколки. Из них нужно собрать блюдца.

Дети собирают плоскостные изображения блюдец. Логопед спрашивает у каждого ребенка, какое блюдце он сложил.

Игра "Что без чего?"

- Разбились не только блюдца, но и другая посуда.

Давайте склеим оставшуюся посуду. Подойдите к фланелеграфу. Посмотрите и скажите без чего:

Чайник

Сахарница

Чашка

Ложка

Блюдце

На фланелеграфе плоскостные изображения чайной посуды, на подносе части посуды.

Дети называют без чего чайник, сахарница, ложка, блюдце, чашка, находят деталь посуды и прикрепляют на фланелеграф. После говорят, что они приклеили каждому предмету посуды?

- Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. Посуда вся собрана. Кому вы помогли склеить посуду?

- Теперь поможем Ивану Иванычу накрыть на стол.

Игра "Волшебный мешочек"

- Сейчас мы с вами поиграем в игру "Волшебный мешочек" и расскажем без чего нельзя попить чай.

Каждый ребенок находит в мешочке предмет посуды, ощупывает его и говорит, без чего нельзя попить чай. Затем выставляет эту посуду на стол.

- Давайте назовём все предметы посуды. (- Чайник, чашка:.)

- Что это за слова? (- Это слова-предметы.)

Игра "Какой? Какая? Какое?"

- Дети, каждая посуда сделана из разного материала. Давайте рассмотрим, из чего сделана наша посуда и расскажем Ивану Иванычу, какая она.

Чашка сделана из фарфора - она фарфоровая

Блюдце сделано из фарфора - оно фарфоровое

Чайная ложка сделана из серебра - она серебряная

Сахарница сделана из дерева - она деревянная

Конфетница сделана из стекла - она стеклянная

Чайник сделан из фарфора - он фарфоровый

Сухарница сделана из соломы - она соломенная

Самовар сделан из железа - он железный

- Мы сейчас называли слова "фарфоровая", "стеклянная", "серебряная".

- О чем нам рассказали эти слова? (- Эти слова нам рассказали о том, какая посуда).

- Что это за слова? ( - Это слова-признаки.)

Логопед предлагает вспомнить, какую посуду каждый ребенок достал из "Волшебного мешочка" и поставил на стол.

- Алёна, что ты поставила на стол? (- Я поставила на стол фарфоровые блюдца).

Аналогично отвечает на вопрос каждый ребенок.

- Кому вы помогли накрыть стол? (- Мы помогли накрыть стол Ивану Иванычу Самовару.)

 

Физминутка

Подвижная игра "Посуда".

- Вы хорошо потрудились. Давайте теперь отдохнем. (Приложение 5, 6)

Логопед предлагает детям выйти на ковер и представить, как они превращаются в посуду.

- Хлопни, топни, покружись и в посуду превратись.

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Дети надули живот, одну руку поставили на пояс, другую изогнули.
Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные бедняжки.

Присели, одну руку поставили на пояс.
Вот серебряные ложки

Голова на тонкой ножке

Потянулись, сомкнули руки над головой, одну

ногу согнули в колене.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс

Вытянули руки вперед.

Хлопни, топни, покружись и в детей превратись.

Закрепление материала.

Игра "Посчитай посуду".

- И так стол накрыт. Давайте еще раз посмотрим, какая посуда оказалась на столе и посчитаем ее.

Дети пересчитывают посуду (одно фарфоровое блюдце, два фарфоровых блюдца, три фарфоровых блюдца, четыре фарфоровых блюдца, пять фарфоровых блюдец). Аналогично с каждым предметом посуды.

Составление загадок-описаний.

- Ребята, мы помогли Ивану Иванычу склеить посуду и накрыть стол. А теперь давайте загадаем друг другу загадки о посуде, которая стоит на столе.

- Послушайте мою загадку. Железный, пузатый, носатый, всех чаем угощает. Что это? (Самовар)

После загадки логопеда, дети придумывают и загадывают свои загадки.

Упражнение "Кипит вода".

- Вот и самовар скоро закипит. Давайте изобразим, как бурлит кипящая вода.

Логопед предлагает детям взять трубочки и стаканчики с водой.

- Сделайте глубокий вдох носом и подуйте в соломинку, не раздувая щек.

- Молодцы ребята. Вы хорошо потрудились. Помогли Ивану Иванычу склеить посуду, накрыть стол, поиграли в разные игры, загадали интересные загадки. Он благодарит вас и хочет угостить. Поблагодарите Ивана Иваныча. И нам пора возвращаться.

Логопед предлагает вернуться обратно по массажным дорожкам.

Итог занятия.

- Дети, к кому мы сегодня ходили?

- Что мы делали у Ивана Иваныча?

- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?