Цели:
Коррекционно-образовательные:
- актуализация и активизация словаря по теме "Чайная посуда".
- совершенствование грамматического строя речи: образование и употребление в речи форм родительного и винительного падежей существительных; образование относительных прилагательных; согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе; употребление предлога "на".
- совершенствование связной речи путем развития диалогической речи, составления загадки-описания.
Коррекционно-развивающие:
- развитие мышления;
- развитие целостного восприятия;
- развитие произвольного внимания;
- развитие общей и мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание активности, инициативности, самостоятельности, бережного отношения к предметам, сделанным людьми.
Оборудование: самовар, чайная посуда (настоящая и игрушечная), "Волшебный мешочек", фланелеграф, плоскостные изображения чайной посуды для фланелеграфа, магнитофон, аудиозапись стихотворения Д. Хармса "Иван Иваныч Самовар", массажные дорожки.
Раздаточный материал: разрезные картинки (блюдца), пластмассовые стаканчики, трубочки.
Предварительная работа: знакомство со стихотворением Даниила Хармса "Иван Иваныч Самовар", разучивание логоритмического упражнения "Посуда".
Ход занятия
Организационный момент. Актуализация опорных знаний.
Логопед встречает детей, организует приветствие.
- Дети, у нас сегодня необычное занятие. Один книжный персонаж попросил у вас помощи. И мы отправляемся к нему. А к кому, догадайтесь.
Звучит стихотворение Даниила Хармса "Иван Иваныч Самовар".
- Из какого стихотворения этот отрывок? (- Этот отрывок из стихотворения "Иван Иваныч Самовар".)
- Кто автор этого стихотворения? (- Автор этого стихотворения Даниил Хармс.)
- О чем это стихотворение? (- Это стихотворение о том, как Иван Иваныч Самовар угощал всех чаем?)
- Какая посуда нужна для чаепития? (- Чашка, блюдце, сахарница, конфетница, заварочный чайник, чайная ложка.)
- Как назовем ее одним словом? (- Чайная посуда.)
- Догадались, к кому мы идем в гости? ( - К Ивану Иванычу Самовару.)
- Ну что, готовы? Тогда отправляемся!
Дети идут по массажной дорожке.
- Вот мы и пришли к Ивану Иванычу Самовару. Садитесь, пожалуйста.
Основная часть.
Игра "Собери разбитые блюдца"
- Ребята, я вам уже говорила, что Ивану Иванычу Самовару нужна ваша помощь. Он ждет гостей. А у него разбилась вся посуда. Давайте поможем ему ее склеить.
- Перед каждым из вас лежат на подносе осколки. Из них нужно собрать блюдца.
Дети собирают плоскостные изображения блюдец. Логопед спрашивает у каждого ребенка, какое блюдце он сложил.
Игра "Что без чего?"
- Разбились не только блюдца, но и другая посуда.
Давайте склеим оставшуюся посуду. Подойдите к фланелеграфу. Посмотрите и скажите без чего:
Чайник
Сахарница
Чашка
Ложка
Блюдце
На фланелеграфе плоскостные изображения чайной посуды, на подносе части посуды.
Дети называют без чего чайник, сахарница, ложка, блюдце, чашка, находят деталь посуды и прикрепляют на фланелеграф. После говорят, что они приклеили каждому предмету посуды?
- Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. Посуда вся собрана. Кому вы помогли склеить посуду?
- Теперь поможем Ивану Иванычу накрыть на стол.
Игра "Волшебный мешочек"
- Сейчас мы с вами поиграем в игру "Волшебный мешочек" и расскажем без чего нельзя попить чай.
Каждый ребенок находит в мешочке предмет посуды, ощупывает его и говорит, без чего нельзя попить чай. Затем выставляет эту посуду на стол.
- Давайте назовём все предметы посуды. (- Чайник, чашка:.)
- Что это за слова? (- Это слова-предметы.)
Игра "Какой? Какая? Какое?"
- Дети, каждая посуда сделана из разного материала. Давайте рассмотрим, из чего сделана наша посуда и расскажем Ивану Иванычу, какая она.
Чашка сделана из фарфора - она фарфоровая
Блюдце сделано из фарфора - оно фарфоровое
Чайная ложка сделана из серебра - она серебряная
Сахарница сделана из дерева - она деревянная
Конфетница сделана из стекла - она стеклянная
Чайник сделан из фарфора - он фарфоровый
Сухарница сделана из соломы - она соломенная
Самовар сделан из железа - он железный
- Мы сейчас называли слова "фарфоровая", "стеклянная", "серебряная".
- О чем нам рассказали эти слова? (- Эти слова нам рассказали о том, какая посуда).
- Что это за слова? ( - Это слова-признаки.)
Логопед предлагает вспомнить, какую посуду каждый ребенок достал из "Волшебного мешочка" и поставил на стол.
- Алёна, что ты поставила на стол? (- Я поставила на стол фарфоровые блюдца).
Аналогично отвечает на вопрос каждый ребенок.
- Кому вы помогли накрыть стол? (- Мы помогли накрыть стол Ивану Иванычу Самовару.)
Физминутка
Подвижная игра "Посуда".
- Вы хорошо потрудились. Давайте теперь отдохнем. (Приложение 5, 6)
Логопед предлагает детям выйти на ковер и представить, как они превращаются в посуду.
- Хлопни, топни, покружись и в посуду превратись.
Вот большой стеклянный чайник. Очень важный, как начальник. |
Дети надули живот, одну руку поставили на пояс, другую изогнули. |
Вот фарфоровые чашки, Очень крупные бедняжки. |
Присели, одну руку поставили на пояс. |
Вот серебряные ложки Голова на тонкой ножке |
Потянулись, сомкнули руки над головой,
одну ногу согнули в колене. |
Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принёс |
Вытянули руки вперед. |
Хлопни, топни, покружись и в детей превратись.
Закрепление материала.
Игра "Посчитай посуду".
- И так стол накрыт. Давайте еще раз посмотрим, какая посуда оказалась на столе и посчитаем ее.
Дети пересчитывают посуду (одно фарфоровое блюдце, два фарфоровых блюдца, три фарфоровых блюдца, четыре фарфоровых блюдца, пять фарфоровых блюдец). Аналогично с каждым предметом посуды.
Составление загадок-описаний.
- Ребята, мы помогли Ивану Иванычу склеить посуду и накрыть стол. А теперь давайте загадаем друг другу загадки о посуде, которая стоит на столе.
- Послушайте мою загадку. Железный, пузатый, носатый, всех чаем угощает. Что это? (Самовар)
После загадки логопеда, дети придумывают и загадывают свои загадки.
Упражнение "Кипит вода".
- Вот и самовар скоро закипит. Давайте изобразим, как бурлит кипящая вода.
Логопед предлагает детям взять трубочки и стаканчики с водой.
- Сделайте глубокий вдох носом и подуйте в соломинку, не раздувая щек.
- Молодцы ребята. Вы хорошо потрудились. Помогли Ивану Иванычу склеить посуду, накрыть стол, поиграли в разные игры, загадали интересные загадки. Он благодарит вас и хочет угостить. Поблагодарите Ивана Иваныча. И нам пора возвращаться.
Логопед предлагает вернуться обратно по массажным дорожкам.
Итог занятия.
- Дети, к кому мы сегодня ходили?
- Что мы делали у Ивана Иваныча?
- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?