Водоемы нашего края

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Этап урока

                                                      Ход урока

Примечание

I. Орг.момент

1. Приветствие.
2. Посадка детей.

 

II. Проверка д/з.

  1. Какую тему изучали на предыдущем уроке? («Поверхность нашего края»)
  2. Какие формы рельефа мы узнали? (горы, равнины)
  3. Какие по форме бывают горы и почему? (с острыми вершинами – это молодые горы, Кавказ – и с пологими вершинами – это старые горы, Урал)
  4. Что вы знаете о равнинах? (есть плоскогорье, есть плоские равнины и холмистые)
  5. С каким новым понятием мы познакомились? Что это такое? (терриконы – это горы, которые создал человек)
  6. Что такое балка? (углубление с пологими, поросшими растениями склонами)
  7. Тест по изученному материалу.

 

 

 

 

(Приложение 1)

III. А/знаний.

  1. Отгадайте загадки:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

(вода)

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто я такая?

(вода)

  1. О каких 3-х состояниях воды идёт речь в первой загадке? (газообразном, жидком, твёрдом)
  2. Где мы можем встретить воду в жидком состоянии? (в природе – это ручей, река, озеро, море, океан)
  3. Как одним словом можно назвать то, что вы перечислили? (водоёмы)
  4. Сегодня на уроке мы познакомимся с водоёмами нашего края.

 

 

 

 

 

Презентация Слайд 1

IV. Изучение нового материала.

  1. Каким цветом обозначена вода на карте? (вода, водоёмы на карте обозначаются синим цветом)
  2. Почему планету Земля называют «голубой»? (2/3 земной поверхности занимает вода, и из Космоса Земля видна как голубая планета)
  3. Все ли водоёмы одинаковы? Можно ли разделить их на группы? На какие?
  4. А) по вкусу воды – солёная и пресная;
    Б) по происхождению – естественные (созданные природой) и искусственные (созданные человеком)

  5. Какие естественные водоёмы есть на территории Москвы? Назовите их. Желающие могут подойти к карте Москвы и Московской области, рассмотреть её. (реки Москва, Яуза, Котлы, Лихоборка, Каменка, Битца, Неглинка, Серебрянка)
  6. Какие искусственные водоёмы есть на территории Москвы? (пруды Чистые, Патриаршие, Олений, Терлецкие)
  7. Работа по учебнику (стр.15 – 1,2 абзацы) «Значение водоёмов».
  8. Как «живут» естественные водоёмы? За счёт чего питаются реки и озёра?

Презентация
Слайд 2

Презентация Слайд 3
Презентация
Слайд 4
Карта Москвы и МО

Сообщение ученика
Слайд 5

V. Физкультпауза.

(показ движений «под стихотворение»)

Течёт река… Течёт река…
Поит поля и города,
Несёт и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому, попробуй, передать!
Приятней плыть в живой волне.
Все дети счастливы вполне!

 

VI. Продолжение изучения нового материала.

  1. Рассказ учителя.
    А) О чём говорится в этом шуточном стихотворении (вспомните и статью из учебника)?(о роли реки)
    Б) Такое же назначение имеют водоёмы в природе и жизни человека:
    - «Поит поля и города…» (Люди берут воду из водоёмов для хозяйственных нужд)
    - «Поит поля и города…» (Вода нужна для питья и приготовления пищи)
    - «Несёт и лодки, и суда…» (По воде перевозят грузы и людей на судах)
    - «И рыбы ходят в глубине,
    И раки ползают на дне…» (Водоёмы – это дом для растений и животных)
    - «Купанье! Что за благодать!..
    Приятней плыть в живой волне…» (Люди купаются, значит, водоём – это место отдых людей)
  2. Работа по учебнику (стр.14):
    А) Какая река является главной в нашем городе? (Москва) Почему вы так решили? (одна из исторических версий говорит нам, что наш город назван по названию реки, на которой он строился)
    Б) чтение плана описания реки
    В) составление рассказа-описания:
    - река Москва
    - исток реки находится в Московской области, на 148км Минского шоссе
    - течение медленное
    - притоки: реки Яуза и Руза (самые крупные притоки), Сетунь, Сходня, Пресня, Пахра, Пехорка, Неглинная…
    - река Москва впадает в реку Оку
    - в холодное время года река большей частью покрыта льдом
    - растения Москвы-реки: водоросли, рогоз, камыш, кубышка, кувшинка
    - животные реки Москвы: утки, чайки, угри, язь, пескарь
    - использование реки человеком: «водный путь», место для отдыха, вода для хозяйственных нужд
    - к сожалению, люди загрязняют реку (вырубка зелёных насаждений вокруг реки, некоторые промышленные предприятия спускают отходы с химическими веществами
    - на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, постоянно проводится очистка речной воды
    Г) чтение статьи «Охрана водоёмов» (стр.15 – 3-ий и далее абзацы).
  3. Составление схемы «Правила поведения у водоёмов».

 

 

Презентация
Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7
Слайд 8-течение

 

 

Слайд 8-зима

 

Слайд 8-животные

 

 

 

 

Слайд 9

VII. Закрепление изученного материала.

1. Работа по тетради (стр.49-51)

- задание 1
а) чтение
б) самостоятельное выполнение (2 человека у доски-карточки)
в) проверка

- задание 5
а) чтение
б) самостоятельное выполнение
в) проверка

- задание 6
а) чтение
б) разбор каждой проблемы
в) запись

 

 

Слайд 10

 

Слайд 11

 

Слайд12

VIII. Домашнее задание.

  1. Стр.14-18 – читать, отвечать на вопросы.
  2. Доделать задания в тетради (стр.50, №4 – любую реку-приток Москвы реки или пруд).

 

IX. Итог урока.

  1. Какую тему изучали на уроке? (Водоёмы нашего края)
  2. Назовите главный водоём нашего города. (река Москва)
  3. Как мы должны относиться к водоёмам и почему? (мы должны охранять водоёмы, потому что это, прежде всего, дом для растений и животных; нельзя, чтобы в природе нарушалось экологическое равновесие)
  4. Разгадывание ребусов: «Виды водоёмов». ( море, река, ручей, океан, озеро, пруд)
  5. Назовите «лишний» водоём. Почему он «лишний»? (пруд, т.к. это по происхождению искусственный водоём, созданный руками человека)
  6. Какие ещё искусственные водоёмы вы знаете? (водохранилище, канал)

Вам понравился наш урок? Я тоже очень довольна вами. Спасибо за урок!

 

Презентация
Слайд 13

 

Презентация
Слайд 14

Приложение