Урок по теме "Математическая культура". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

1. Вступительное слово учителя (сопровождение - компьютерная презентация. см. Приложение)

Понятие культуры включает в себя: жизненные ценности, нормы поведения и материальные произведения.

Понятие "культура" постоянно видоизменялось.

В переводе с латинского-возделывание, взращивание;

По определению Цицерона: "Культура-возделывание души человека";

В 60-е годы 20 века дается такое определение: "Культура-совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком".

КУЛЬТУРУ СОСТАВЛЯЮТ:

Все виды искусства.

  • Архитектура.
  • Литература.
  • Фотография.
  • Религия.
  • Мифология.
  • Музеи.
  • Хобби.
  • Коллекционирование.
  • Этикет.
  • СМИ.
  • Техника.
  • Спорт.
  • Кулинария.
  • Медицина.
  • Различные науки, в том числе математика.

Характеристики математической культуры.

Умение видеть красоту математики, проявлять интерес к ее истории и практическому применению.

Правильно применять школьный математический язык, обосновывать свои суждения и действия.

Понимание математического материала.

Умение работать с различными источниками информации.

Владение рациональными приемами вычислений и способами решения задач.

Умение графическим способом отображать основные закономерности и полученные результаты вычислений, измерений.

Знание истории своей страны, любой из отраслей наук- один из признаков развитой математической культуры. История математики богата своими открытиями. Все они связаны с именами великих ученых.

Сегодня вы познакомитесь с биографиями и открытиями лишь некоторых из них.

2. Выступления учеников с докладами о великих математиках и древних системах исчисления:

Захаров Павел - "Евклид".

Баянова Дарья - "Декарт. Лобачевский. Эйлер. Ковалевская. Архимед. Гаусс".

Кузьмичев Сергей - "Системы исчисления в Риме и Древней Руси".

3. Одним из признаков математической культуры является умение оперировать с логическими элементами, развитое логическое мышление.

4. Выполнение логических упражнений и тренингов.(демонстрация слайдов с упражнениями.

В каждом из заданий пять элементов, четыре из которых обладают общим свойством, а пятый не обладает этим свойством. За 30 секунд необходимо исключить элемент, не относящийся к группе других элементов.

8;20;-4;18;5

Делимое, частное, плюс, деление, делитель.

Основание, показатель, степень, произведение.

11;3;5;18;7

Точка, отрезок, прямая, уравнение, плоскость

Координата, ось, абсцисса, фигура, ордината.

145; =434; 56;-186; 875

"Выделение существенных признаков математических понятий."

За 20 секунд из пяти предложенных терминов выбрать два, которые наиболее точно определяют математическое понятие.

Геометрия(фигура, точка, свойства, уравнение, теорема).

Уравнение(корень, равенство, сумма, неизвестное, произведение).

Треугольник(вершина, катет, сторона, центр, перпендикуляр) Сумма(слагаемое, равенство, плюс, делитель, множитель) Периметр(разность, сторона, сумма, фигура, прямоугольник) Дробь (делимое, делитель, числитель, знаменатель, произведение)

Степень(корень, показатель, решение, основание, переменная) Координата(плоскость, абсцисса, ось, ордината, прямая).

5. Умение работать с информацией различного вида является одним из признаков математической культуры.

5.1. Панкратьев Илья расскажет о методах работы с различными информационными источниками.

5.2. Чарыев Сердар расскажет об истории создания Интернета.

Из множества сайтов и порталов есть те, которые принесут вам огромную пользу в развитии логического мышления и привития интереса к математике.

Вот адреса некоторых сайтов и пример задачи, размещенной на одном из них:

www.etudes.ru www .domzadanie.ru

Задача: Может ли дробь, у которой числитель меньше знаменателя, быть равной дроби, в которой числитель больше знаменателя?

Ответ: -3/6= 5/-10

6. Рациональные приемы устного счета , письменных вычислений, решения задач служат одним из показателей математической культуры.

6.1.Тарасова Ксения рассказывает о рациональных приемах устного счета.

6.2.Китова Анастасия расскажет о примерах рациональных способов решения задач.

6.3.Решение упражнений:

6.3.1.. Вычислить: а2в + ав2, если а= 0,7 в=0,3 6.3.2.Найти значение дроби:

а) 5а? - 10а? / (а-2)? при а= 1,8

б) 6(в-3)? / 3в? - 9в? при в=1,2

7. Вспомним понятие "пропорции". Используется в различных областях живописи, культуры.

Одной из разновидностей пропорции является божественная пропорция или "золотое сечение".

Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения- высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и частей в искусстве, науке, технике и природе. Золотое сечение- это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.

Впервые понятие ЗС ввел Пифагор.(слайд) В эпоху Возрождения интерес к ЗС усилился среди ученых и художников. Большие исследования и рисунки были сделаны известным художником и ученым Леонардо да Винчи. (слайды)

1855 год немецкий профессор Цейзинг измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что золотая пропорция- это основа в строении человеческого тела. Свои утверждения он проверял на греческих статуях, в частности Аполлона Бельведерского.(слайды) Французский архитектор Ле Корбюзье нашел элементы ЗС в архитектурных строениях.(слайды)

8. Одним из видов математической культуры является графическая культура. Это не только умение строить графики и диаграммы, но и умение провести анализ того или иного явления, мониторинг, динамику и графически интерпретировать полученные данные.

8.1. Хомченко Анастасия представит реферат "Основные способы построения графиком функций".

8.2. Голдова Анна расскажет о видах и способах построения диаграмм и представит результаты анкетирования учащихся класса.

8.3. Выполним задание:

8.3.1. Постройте круговую диаграмму активности учащихся 7а класса в подготовке проекта "Математическая культура", если в классе-29 учеников, а проекте участвовали-9 (на слайде - задание и правильная диаграмма.)

Выставление оценок. Подведение итогов.

Вывод (слайд).

Культурный человек должен обладать обширными знаниями во всех областях, уметь применять эти знания на практике, видеть и замечать прекрасное, своими поступками создавать прекрасное.

Не останавливаться на достигнутом, совершенствовать свои навыки и умения, добиваться успехом.

Приложение.