Цели:
- Продолжить работу над правописанием безударных гласных в корне, умением подбирать проверочные слова.
- Развивать логическое мышление, речь, грамотное письмо.
- Прививать любовь к родному языку.
Оборудование:
Учебник, "Дидактический материал", тетради, карточки для составления алгоритма, аудизапись.
I. Орг.момент.
- Посмотрите, все ли готовы к уроку? Учебник, тетрадь, пенал, линейка на столах? Сели. Спинка прямая, не забываем про осанку.
II. Чистописание.
- Запишите строчные первые буквы слов:
Абрикос, олива, иголка, ежевика, яблоко.
- Что общего у этих букв?
- Сегодня на уроке мы часто будем использовать эти буквы. Но сначала напишем словарную работу.
III. Словарная работа.
- Запишите слова, поставьте ударение, безударную гласную подчеркните, выделите корень.
Берёза, вокзал, закон, обед, сосед, лопата, балкон, дельфин, комната, квартира.
- Посмотрите внимательно на эти слова и определите, что общего в них. (Безударная гласная стоит в корне).
- Подберите однокоренные слова к слову береза, выделите корень.
IV. Физминутка.
V. Сообщение темы и цели урока.
- Послушайте отрывок из рассказа Ф.Кривина ("Дидактический материал", упр. 72, стр. 40)
- О каком месте гласного звука в слове говорит буква "О"? Приведите примеры.
- Какие еще гласные звуки в безударном положении слышатся неясно? Назовите их, приведите примеры.
- Как вы думаете, какую орфограмму, знакомую вам, имеет в виду автор?
- Вспомните правило, которое соответствует этой орфограмме.
- Сегодня на уроке нам это правило необходимо.
VI. Повторяем то, что знаем.
С. 41("Дид. мат-л"), упр. 74.
- Спишите.
- Однокоренные ли эти слова? Почему?
- Выделите корень, поставьте ударение, обозначьте безударную гласную. Подчеркните одной чертой проверочные слова.
- Чем интересны последние два слова?
VII. Составление алгоритма написания безударных гласных в корне.
Давайте ответим на вопросы, данные в учебнике на стр. 76.
Составим алгоритм.
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Подчеркни безударную гласную в корне.
Подбери проверочное слово.
Напиши слово, вставь буквы.
Обозначь орфограмму.
Далее при работе будем пользоваться этим алгоритмом.
VIII. Пальчиковая гимнастика.
IX. Работа по учебнику.
С.76, упр.102 - выполнение по алгоритму, запись по образцу.
С. 76, упр.103 - коллективно с объяснением.
- В каких словах встретилась безударная гласная в корне, не проверяемая ударением?
X. Итог.
- Что мы сегодня повторяли?
- Расскажите правило, которое часто использовали на уроке.
- Как узнать, какие гласные буквы писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука?
XI. Домашнее задание.
С.84, упр.1.
XII. Оценивание.