Изучение лирики Н.Заболоцкого "Художественная картина мира Н.Заболоцкого"

Разделы: Литература


Цели урока: познакомить учащихся с личностью поэта, с его видением мира; произвести письменный анализ стихотворения "Дождь".

Оборудование урока: компьютер, экран, мультимедиапроектор, презентация, электронные версии текстов стихотворений Николая Заболоцкого.

Организационный момент.

1. Проверка домашнего задания в форме беседы. (Стороны личности поэта, тематика его произведений.)

2. Лекция учителя с показом презентации.

Мировоззренческое кредо Н. Заболоцкого состоит в утверждении поэтом эволюционистского единства с миром. Он писал: "Я поэт, живу в мире очаровательных тайн. Они окружают меня всюду. Растения во всем их многообразии - эта трава, эти цветы, эти деревья - могущественное царство первобытной жизни, основа всего живущего, мои братья, питающие меня и плотью своею, и воздухом, - все они живут рядом со мною. Разве я могу отказаться от родства с ними?: Косноязычный мир животных, человеческие глаза лошадей и собак, младенческие разговоры птиц, героический рев зверя напоминают мне мой вчерашний день. Разве я могу забыть о нем?.. Я - человек, часть мира, его произведение:"

К эволюционистскому мировоззрению Н.А.Заболоцкий шел вполне сознательно. Первый толчок к нему, по его собственному признанию, он получил от "Диалектики природы" Ф.Энгельса. Для становления его эволюционизма также большое значение имело его знакомство с трудами К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского. Заметное влияние на него оказала также натурфилософия В.Хлебникова - поэта, у которого он учился писать свои собственные стихи.

В чем же состоит своеобразие художественного мировидения у Н.А.Заболоцкого? В чем оно выразилось? Какие основные признаки его художественной картины мира? Мы можем выделить шесть таких признаков:

1. Синтетизм научности и художественности.

В научной картине мира Н.А.Заболоцкий находил объективную основу для своей поэзии. К "Диалектике природы" Ф.Энгельса отнесся творчески, мечтая о будущем единстве человека с миром.

В начале 30-х годов Н.А.Заболоцкий знакомится с космогоническими идеями К.Э.Циолковского, изложенными в работах "Растение будущего", "Животное космоса", "Самозарождение", "Будущее Земли", и вступает с ним в переписку. В январе 1933 г. поэт писал основателю космонавтики: "Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они близки мне".

Н.А.Заболоцкий мечтал о синтезе науки и искусства.

2. Экологический футурологизм (переходящий в утопизм)

Особенность художественной картины мира, характеризующаяся эволюционным предвидением будущего, в котором возможна гармония между человеком и природой. Эта особенность художественного мира Н.А.Заболоцкого наиболее ярко представлена в его ранних поэмах: "Торжество земледелия", "Безумный волк", "Деревья", "Птицы" и "Школа Жуков".

Мы ощущаем здесь явную идеализацию живой природы, преувеличение гармонии в ней. Все дело только в том, чтобы эту гармонию не разрушал человек. Вот почему поэма "Птицы" заканчивается словами, выражающими надежду на гармонические отношения человека с природой. Он должен стать "не насильником, а умным хозяином", и в этом случае:

:Какой неистленно прекрасной
Станет природа! И мысль, возвращенная сердцу, -
Мысль человека каким торжеством загорится!

3. Гиперрационализм (одухотворенность).

Н. Заболоцкий наделяет в своих произведениях человеческим разумом не только животных, но и растения и даже неорганические предметы. В поэме "Деревья" мы слышим такие голоса:

- Я листьев солнечная сила,

- Желудок я цветка.

- Я пестик паникадило.

- Я тонкий стебелек смиренного левкоя:

- Я облака большое очертанье.

- Я ветра колыханье.

- Я пар, поднявшийся из тела человека.

- Я капелька воды не более ореха.

- Я дым, сорвавшийся из труб:

Одухотворение предметов дает возможность Н.А.Заболоцкому создать иллюзию его полного единства с миром, с природой. Вот почему он свободно обращается в своих стихах к дроздам, кузнечикам, березам, рябинам и т.п. неговорящим в реальности предметам. В гиперрациональности есть своя эволюционная подоплека: все, что в эволюции предшествовало появлению человеческого разума, все-таки принимало участие в нем, поскольку человек с его разумом - венец природы; все же, что было создано человеком, благодаря его разуму, несет на себе его отпечаток.

4. Метаморфизм заключается в переходе одного явления - в другое. Метаморфизм сродни буддийской реинкарнации, но у Н.А.Заболоцкого речь идет не только о переселении душ, но и о материальных превращениях. Так, с одной стороны, в буддийском духе он писал:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, -
На самом деле то, что именуют мной, -
Не я один. Нас много. Я - живой.
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!
(Метаморфозы, 1937)

Но, с другой стороны, в этом же стихотворении изображаются и другие, более неожиданные превращения:

Как все меняется! Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком,
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит.

Эволюционная подоплека метаморфоз очевидна. Все дело только в том, что переход цветка в мысль или быка в поэму опосредован в действительной эволюции целой серией внутренних метаморфоз, тогда как расстояние от мертвого тела до растений, которые растут на его могиле, более короткое.

5. Культурологический антропоморфизм.

Человек как творец культуры занимает центральное место в образе мироздания, созданном Н.А.Заболоцким. Он прославляет его в стихотворении "Венчание плодами", "Седов", "Север", "Бетховен", "Город в степи", "Творцы дорог" и мн. др. В "Венчании плодами" (1932) поэт рисует эволюционную историю мичуринских яблок:

Когда землей невежественно правил
Животному подобный человек,
Напоминали вы уродцев и калек:
Теперь:
Чтоб, дивно увеличиваясь в теле,
Не знали вы в развитии преград,
Чтоб наша жизнь была сплошной плодовый сад, -
Скажите мне, какой чудесный клад
Несете вы поведать человеку?:
Когда плоды Мичурин создавал,
Преобразуя древний круг растений,
Он был Адам, который сознавал
Себя отцом грядущих поколений:

6. Эстетизм.

Как художник, Н.А.Заболоцкий, естественно, не мог пройти мимо красоты. Если ранний Н.А.Заболоцкий идеализировал природу, то поздний пишет стихотворение "Я не ищу гармонии в природе" (1947), поскольку в самой по себе природе господствует "дикая свобода, где от добра неотделимо зло". Но отсюда не следует, что поздний Н.А.Заболоцкий перестанет восхищаться красотой природы. Свою любовь к природе он выразил во множестве стихов - "Поэма весны" (1956), "Вечер на Оке" (1957), "Гомборский лес" (1957) и др.

По поводу русского пейзажа Н.А.Заболоцкий предупреждал:

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
("Вечер на Оке")

Но для тех, кому эта радость открыта, русский пейзаж может открыться яркими красками:

Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя множество диковин
В его живых черта распознаешь.
("Вечер на Оке")

3. Работа с эпиграфом.

4. Задание: рассказать о видении картины мира поэтом на примере стихотворения "Завещание".

5. - Стиховедческая наука утверждает, что нет универсального ключа к любому стихотворению. Сегодня каждый из вас найдёт свой ключ к стихотворению Н. Заболоцкого "Дождь". (Анализ стихотворения, данные записываются в таблицу. Приложение 1. Коллективная работа.)

6. Выводы. Художественная картина мира Н. Заболоцкого. Записать в тетради или на распечатанных листах, затем зачитать.

7. Домашнее задание: выполнить анализ стихотворения "Гроза" Н.Заболоцкого, используя таблицу (Приложение 2); выполнить сравнительный анализ стихотворений "Дождь" и "Гроза". (Приложение 3)

Презентация.