Урок-игра по русскому языку "Великий, могучий русский язык". КВН в 6-м классе

Разделы: Внеклассная работа


Цели: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку, как учебному предмету, развить желание изучать его более углубленно.

Оборудование: плакаты, стенды, высказывания русских поэтов о русском языке.

Ход игры

Учитель: Здравствуйте, ребята! В нашем зале собрались любители русской словесности. Сегодня ребята почитают стихотворения о русском языке, покажут небольшую инсценировку о нелепой ситуации, возникающей из-за незнания русского языка. А также мы выявим победителя нашей игры. В игре встречаются 2-е команды. Попрошу команды на сцену.

1 чтец (читает стихотворение А. Яшина "Русский язык")

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте о нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

2 чтец (читает стихотворение Г. Зумакуловой)

Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала: "мама",
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.

Учитель: А сейчас представление команд.

1 команда "Веселых и находчивых".

Наш девиз:

"Будем активно мыслить!"
Привет, друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день.
Чудесный праздник-КВН.
Чтоб этот праздник-КВН
Вам по душе пришелся всем,
Нужно знания иметь прочные
И быть веселым и находчивым!

2 команда "Любознательные".

Наш девиз: "Пусть ум победит силу!"

Мы веселые ребята
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть.
И соревнуясь нынче с вами, мы останемся друзьями.
Так пусть борьба кипит сильней
И наша дружба вместе с ней.

Учитель: Итак! Начинаем игру!

1 конкурс: Конкурс капитанов. Ответить на вопросы -шутки.

Капитану 1 команды.

Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква "Ц")

Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

В каком слове отрицание "Нет" слышится сто раз? (стонет)

Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

Капитану 2 команды.

1. Что общего у дня и ночи?("ь" на конце)

2. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

3. Что находится между горой и оврагом? (буква "и")

4. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

2 конкурс: Конкурс знатоков ударений. К доске, на которой заранее написаны слова, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов.

гусеница (личинка бабочки) мельком (в самое короткое время)
торты (кондитерское изделие) вахтер (дежурный сторож)
балуюсь (шалить) щавель (растение)
комбайнер (водитель комбайна) силос (корм для скота)
тефтели (шарики из мясного фарша) квартал (часть города)

Учитель: Пока команды думают, предлагаю посмотреть сценку, когда от запятой зависела жизнь человека. Вспомните знаменитую фразу "Казнить нельзя, помиловать!"

Сценка "В королевстве пунктуации" (Приложение №1)

Учитель: А сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. "Ведь пословица недаром молвится", "Без пословицы не проживешь". Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.

3 конкурс: Конкурс знатоков поговорок.

1 команде.

1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха)

2. Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане?(За словом в карман не полезет)

3. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? ( Кто рано встает, тому Бог дает).

2 команде.

1. Какая поговорка говорит нам, о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг).

2. Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку).

3. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться).

4 конкурс: Конкурс телефонистов.

Учитель: Я сообщу скороговорку на ухо ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им "по телефону" скороговорку. Побеждает та команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст.

1 команде: Жутко жуку жить на суку.

2 команде: Раз дрова, два дрова, три дрова.

Учитель: А теперь перейдем к фразеологическим оборотам, которыми богат наш язык. В русском языке много оборотов, где употребляются слова РУКА и ГОЛОВА, в прямом и в самых разнообразных переносных значениях. Перечислите эти фразеологические обороты, кто больше?

1 команде - слово РУКА

2 команде - слово ГОЛОВА

5 конкурс: Прочитайте высказывание.

Учитель: Прочитайте, что написано на плакатах. Слова нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам. (Приложение №2)

Учитель: Итак, мы играли, соревновались, узнавали. Все старались. Молодцы!

Подведение итогов игры. Награждение победителей.