Цели: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку, как учебному предмету, развить желание изучать его более углубленно.
Оборудование: плакаты, стенды, высказывания русских поэтов о русском языке.
Ход игры
Учитель: Здравствуйте, ребята! В нашем зале собрались любители русской словесности. Сегодня ребята почитают стихотворения о русском языке, покажут небольшую инсценировку о нелепой ситуации, возникающей из-за незнания русского языка. А также мы выявим победителя нашей игры. В игре встречаются 2-е команды. Попрошу команды на сцену.
1 чтец (читает стихотворение А. Яшина "Русский язык")
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте о нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
2 чтец (читает стихотворение Г. Зумакуловой)
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала: "мама",
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Учитель: А сейчас представление команд.
1 команда "Веселых и находчивых".
Наш девиз:
"Будем активно мыслить!"
Привет, друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день.
Чудесный праздник-КВН.
Чтоб этот праздник-КВН
Вам по душе пришелся всем,
Нужно знания иметь прочные
И быть веселым и находчивым!
2 команда "Любознательные".
Наш девиз: "Пусть ум победит силу!"
Мы веселые ребята
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть.
И соревнуясь нынче с вами, мы останемся друзьями.
Так пусть борьба кипит сильней
И наша дружба вместе с ней.
Учитель: Итак! Начинаем игру!
1 конкурс: Конкурс капитанов. Ответить на вопросы -шутки.
Капитану 1 команды.
Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква "Ц")
Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
В каком слове отрицание "Нет" слышится сто раз? (стонет)
Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
Капитану 2 команды.
1. Что общего у дня и ночи?("ь" на конце)
2. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
3. Что находится между горой и оврагом? (буква "и")
4. Какое государство можно носить на голове? (Панама)
2 конкурс: Конкурс знатоков ударений. К доске, на которой заранее написаны слова, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов.
гусеница (личинка бабочки) | мельком (в самое короткое время) |
торты (кондитерское изделие) | вахтер (дежурный сторож) |
балуюсь (шалить) | щавель (растение) |
комбайнер (водитель комбайна) | силос (корм для скота) |
тефтели (шарики из мясного фарша) | квартал (часть города) |
Учитель: Пока команды думают, предлагаю посмотреть сценку, когда от запятой зависела жизнь человека. Вспомните знаменитую фразу "Казнить нельзя, помиловать!"
Сценка "В королевстве пунктуации" (Приложение №1)
Учитель: А сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. "Ведь пословица недаром молвится", "Без пословицы не проживешь". Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.
3 конкурс: Конкурс знатоков поговорок.
1 команде.
1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха)
2. Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане?(За словом в карман не полезет)
3. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? ( Кто рано встает, тому Бог дает).
2 команде.
1. Какая поговорка говорит нам, о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг).
2. Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку).
3. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться).
4 конкурс: Конкурс телефонистов.
Учитель: Я сообщу скороговорку на ухо ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им "по телефону" скороговорку. Побеждает та команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст.
1 команде: Жутко жуку жить на суку.
2 команде: Раз дрова, два дрова, три дрова.
Учитель: А теперь перейдем к фразеологическим оборотам, которыми богат наш язык. В русском языке много оборотов, где употребляются слова РУКА и ГОЛОВА, в прямом и в самых разнообразных переносных значениях. Перечислите эти фразеологические обороты, кто больше?
1 команде - слово РУКА
2 команде - слово ГОЛОВА
5 конкурс: Прочитайте высказывание.
Учитель: Прочитайте, что написано на плакатах. Слова нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам. (Приложение №2)
Учитель: Итак, мы играли, соревновались, узнавали. Все старались. Молодцы!
Подведение итогов игры. Награждение победителей.