Цель: познакомить родителей с особенностями развития ребенка 3 - 4 лет.
Задачи:
- Оказание помощи родителям в анализе особенностей своего ребенка.
- Обучение родителей находить подход к своему ребенку, помогать ему справляться со всеми трудностями, которые подстерегают его в начале жизненного пути.
Методы активизации: Использование примеров, вопросов, рекомендаций, анализа педагогических ситуаций; музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
- Индивидуальные беседы с родителями о том, что их радует в развитии малыша, что огорчает, чем любит заниматься малыш, чем не любит и т.д.
- Анкетирование родителей (вопросы даны в приложении 1)
Подготовка наглядного и раздаточного материала:
- приглашения на родительское собрание;
- высказывания знаменитых людей;
- памятки.
Ход собрания
Часть 1.
Вступление:
Звучит песня "Большой хоровод", муз. А. Хайта, Сл. Е. Жигалкиной
Детство - цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далекому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный поводырь.
Почему Вы проснулись, ослепленные солнцем? Почему за окном серебрилась роса? Почему ее капельки, как зеркала, отражали повсюду Вашу улыбку? Почему Вы проснулись с предвкушением счастья?
Потому, что настало утро нового дня. Для волшебных общений с Вашим ребенком, постижения непостижимой поэзии. Вы проснулись факиром, всемогущим факиром. И ведь это не грезы, а это реальность, потому что Вам, будничным и прозаичным, удалось сотворить неожиданно Чудо. Удалось сотворить, что творил раньше Бог. Вы, земные, нежданно создали божественное - лучезарного, солнечного малыша. Посмотрите, как он благодарен за это. Как растет, подрастает, превращается в Вас: Для того чтобы повторить Вас в потомках. Вашу мимику, жесты, улыбку и смех. Ваши думы и мысли, надежды и чаяния. Цвет волос, разрез глаз: Даже Вашу курносость: Или, может быть, правильный греческий нос. Ослепительность солнечных капель веснушек:Он:повторит, что кажется неповторимым, и сумеет продлить Вашу жизнь на века.
Это Чудо Вас сделало мамой, папой. Потом сделает бабушкой, дедушкой.
А пока - наслаждайтесь общением с Чудом. Берегите его и колдуйте над ним! Совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним. Дайте ему руку, свою крепкую руку. Его нежные пальчики вложите в ладонь и ведите по жизни, ее лабиринтам, словно гид - гид, который осилил уже этот путь. Будьте его другом, станьте верой, надеждой.: А с любовью к Вам он сам пришел в этот мир.
А как стать верным другом, верой, надеждой? В этом помогут знания, знания о том, какой может быть ребенок в том или ином возрасте; знания о том, что в период его взросления бывают "кризисы"; знания о том, что можно и чего нельзя делать и говорить своему единственному "Чуду". Вперед навстречу необходимым знаниям и к верной дружбе со своим малышом на всю жизнь.
Вопросы родителям:
Наблюдаются ли какие - то изменения в развитии ребенка?
Стал ли он другим за год?
Что нового появилось в его поведении?
Какие у него успехи и неудачи?
Обратите внимание на слова великого русского педагога К. Д. Ушинского: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнавать человека во всех отношениях".
Задержки в развитии тоже не допустимы, но следует помнить, что возможности маленького ребенка велики, но не безграничны. Поэтому родителям важно знать психофизиологические показатели развития детей. У детей велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на их излишнюю активность. Детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.
Вопросы для обсуждения:
Вы, вероятно, заметили стремление детей к самостоятельности, появление у них новых интересов? Если да, то в чем они проявляются?
Какова любимая фраза ребенка?
Ребенок не желает подчиняться требованиям взрослых, перестраиваются отношения между ним и взрослыми. Он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Осознание ребенком себя происходит обычно к концу третьего года жизни, когда он практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания. Внешне эти изменения выражаются в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице. Кстати, не все родители замечают появление этой особенности и затрудняются ответить на вопрос, в каком лице говорит о себе ребенок. Ребенок хочет быть взрослым. Это явление получило название кризиса трех лет, когда ребенку свойственно проявление негативизма, капризов и упрямства.
Давайте разберемся в понятиях.
Негативизм - это желание ребенка делать наоборот, не подчиниться ни в коем случае воле взрослого. При этом перед сверстниками и "посторонними" взрослыми ребенок не демонстрирует свою независимость.
Ситуация для анализа.
Мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но сегодня говорят: " Иди катайся". На что он отвечает: "Не пойду".
Дело в том, что в голосе матери он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено.
Иногда взрослые путают понятия "упрямство" и "капризы".
Вопрос:
Кто может развести эти понятия?
Комментарии:
Упрямый ребенок настаивает на своем не потому, что ему так сильно хочется чего-то, а потому, что он этого потребовал. Упрямство - своеобразная защитная реакция против влияния взрослых. То же можно сказать и о негативизме. Только негативисту все равно, что делать, лишь бы наоборот, а упрямцу важно сделать именно то, на чем он настаивает. Это закономерные явления, нормальные в известных пределах. Но бывает, кризис заходит слишком далеко - и мы наблюдаем, что ребенок проявляет строптивость, то есть бунтует против норм воспитания.
Одной из основных ошибок воспитания, ведущей к появлению упрямства, является повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку без учета его реальных умений. Малыш не может регулировать свое поведение. Родители же выдвигают требования на основе собственных представлений о том, что ребенок обязан делать и уметь, без учета его представлений и желаний. Если родители не желают учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, проявляют к нему излишнюю требовательность, это может стать причиной проявления детского упрямства. Бесполезно требовать от ребенка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю, не становился на колени в новой одежде, не брал в руки бездомного котенка. У детей нет врожденно стремления к чистоте, эти качества могут быть сформированы только в процессе воспитания и обучения. Надо постепенно приучать ребенка к опрятности, но не возмущаться тем, что не все еще у него получается.
Что такое капризы? Если упрямый ребенок проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает "кукситься" и ныть, плакать по любому поводу. Для упрямца самое главное - не уступить взрослому, настоять на своем, и если взрослый отстанет, ребенок будет только этому рад. Капризный ребенок стремиться добиться еще большего внимания к себе, к своей особе, ему нравиться быть в центре внимания. Любимое выражение упрямого ребенка: "Я хочу", а капризного: "Я не хочу". Капризный ребенок, как правило, находится в особом состоянии "готовности к капризу".
А сейчас давайте разберемся на примерах в причинах капризов и упрямства детей.
Ситуация для анализа:
Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец - то после долгих усилий колготы почти надеты, но : наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, "эту бесцельную возню", быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик: "Сам, сам! Сам!" Мать строго говорит: "Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь "Сам"".
Вопросы:
Правильно ли поступила мама?
Каковы последствия поведения мамы?
Как вы выходите из них?
Что бы вы посоветовали маме?
Важно подчеркнуть, что в детском выражении "Я сам" проявляется стремление к самостоятельности. Это наблюдается даже у самих маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.
Пример. Ребенок пытается одеться сам, но мама все делает за него. Он тяжко вздыхает и говорит: "А я так хотел сам!".
Ситуация для анализа:
Девочка Таня во время обеда говорит: "Не хочу суп". Она постоянно высказывает бабушке свое недовольство тем, что суп теплый, "в нем пенки" и др. Бабушка идет у нее на поводу: предлагает другие блюда, пытается заинтересовать внучку, рассказывает сказку и т.д. Все бесполезно. Девочка осталась голодной, поэтому она не может заснуть после обеда, переутомляется, отравляет вечер себе и взрослым.
Вопросы:
Определите: в данной ситуации в большей степени проявляется упрямство или каприз? Обоснуйте ответ.
В чем причины такого поведения ребенка?
Были ли у вас подобные ситуации?
Как вы из них выходили?
Необходимо подчеркнуть, что не надо идти на поводу у ребенка. Здесь могут быть разные варианты решения конфликта: либо лишить девочку супа, либо уговорить съесть его. В данном случае важно единодушие всех членов семьи.
Иногда детям говорят, что они еще "успеют наработаться", взрослые полностью их обслуживают, а потом удивляются - почему ребенок не любит трудиться. Не надо делать за ребенка то, с чем он может справиться сам. Здесь важно иметь в виду тот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. Ребенку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.
Важно помнить, что для маленьких детей характерно явление "нечаянной оплошности". Это означает то, что у них недостаточно сформирована координация движений, необходимые навыки. Часто они просто не рассчитывают на свои силы и поэтому падают, роняют, проливают, рвут и т.д. Эти оплошности происходят непреднамеренно, ребенок сам испытывает негативные эмоции - испуг, страдание, недоумение. В таких случаях надо поддержать малыша, вселить в него уверенность в собственные силы, не ругать, когда ему и так плохо. Бывает, что ребенок загляделся на витрину, упал, испачкался, а мама его еще и шлепнула. Он - в слезы. А ведь правильнее было бы успокоить малыша.
Необходимо помогать детям в овладении необходимыми навыками, больше с ними общаться. Например, показывать, как раскладывают ложки, убирать игрушки.
Дети очень эмоциональны, чутки к поведению и настроению взрослых. Ребенок начинает реагировать не только на то, что ему говорят родители, но и на то, как говорят. Например, если ребенку сказать, что он плохой, он возразит: "Нет, я хороший" но конечно, лучше оценивать не личность ребенка, а его поступки. В книге Ю. Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?" приводится любопытный пример: "Девочка трех лет, увидев, что бабушка рассержена, просит назвать ее Зайчиком, что она на домашнем языке означает: "Ах, ты, моя хорошая", т.е. ребенок старается заслужить одобрение".
Советы родителям.
На ваших столах памятка "Как не надо вести себя родителям во время кризиса ребенка трех лет" (Приложение 2). Прочитайте, подчеркните самый главный совет.
После чтения - обсуждение.
Вопросы:
О каких секретах вы узнали впервые?
С каким из выводов вы согласны?
С каким из советов вы не согласны? Почему?
Помогут ли вам эти советы?
Музыкальная пауза
Часть №2
Вопросы:
Приведите пример, чему и как подражают ваши дети.
Всегда ли они подражают положительным поступкам взрослых и сверстников?
Обобщение ответов.
Большую роль в воспитании играет положительный пример взрослых. Бывает так, что родители требуют от ребенка одного, а сами поступают по-другому. Ребенок не знает, как правильно, начинает хитрить, приспосабливаться.
Когда маленький человек только начинает усваивать социальный опыт, поведение родителей играет важную роль. Л. Н. Толстой писал, что "все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют свои недостатки, но и оправдывают их в себе, при этом желая не видеть этих недостатков в детях". Поэтому, уважаемые родители, если вам трудно расстаться со своими привычками, манерами поведения, то хотя бы не демонстрируйте их своему ребенку или не ругайте его за это.
Приведу банальный пример.
В доме звонит телефон, и папа просит сказать, что его нет. Ребенок повторяет: "Папа сказал, что его нет дома".
Часто воспитатели наблюдают такие факты поведения детей: они "чокаются" кружками с кефиром, "пьют пиво", играют "пьяных" и др.
Или вот еще один, очень показательный пример.
Мальчик во время завтрака очень нехотя ест кашу, приговаривая при этом: "Ешь, дурак, ешь:". Таким образом, после каждой съеденной ложки он ругает себя и насильно заставляет есть. На вопрос воспитателя, зачем он говорит такие слова, ребенок отвечает: "Да меня дома мама так всегда кормит".
Понаблюдайте за общением своих детей с куклами, со сверстниками.
Маленькие дети импульсивны, то есть чувство у них преобладает над разумом, они часто совершают поступки под влиянием сиюминутных чувств и желаний, поэтому так часто нарушают правила поведения.
Дети искренни и непосредственны, им трудно хранить секреты. Они могут сказать лишнее посторонним людям, поэтому взрослым не рекомендуется говорить в присутствии детей о том, что они хотели бы скрыть от окружающих.
Приведу пример, подтверждающий одно из качеств, свойственных детям младшего возраста, - детскую непосредственность.
Мама показывает ребенку подарок для бабушки и говорит, что это секрет. Ребенок, только увидев бабушку, заявляет радостно: "Бабушка, у нас для тебя подарок, только это секрет!"
Вопрос родителям: какое качество ребенка проявляется в данной ситуации.
Для четвертого года жизни любознательны, они задают вопросы взрослым.
Вопросы родителям:
Какие вопросы задают ваши дети?
Как вы на них отвечаете?
Чем любят заниматься ваши дети дома?
Наблюдаете ли вы игры детей?
В этом возрасте возрастает способность к самостоятельным действиям. Дети любят играть, рисовать, лепить, конструировать, слушать сказки. Нужно отвести ребенку место, удобное для игры. Взрослым рекомендуется активно включаться в игры, взяв себе какую - нибудь роль.
Звучит песня "Большой хоровод", муз. А. Хайта, Сл. Е. Жигалкиной.
Что ж, сегодня у нас появилась надежда на то, что мы можем помочь нашим детям преодолеть капризы, упрямство, а значит, помочь обрести радость дружбы, союза с нами, понимание разумной любви.
Чаепитие.
Список используемой литературы.
- Арнаутова Е. П. Педагог и семья. Москва, 2002г.
- Баркан А. "Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка".
- Гиппенрейтер Ю.Б. "Общаться с ребенком. Как?"
- Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши. 100 ответов на родительские "почему?". Ярославль, 1999г.
- Метенова Н.М. Взрослым о детях. Ярославль, 2003г.
- Метенова Н.М. Родительское собрание. Методика проведения и практические материалы. Ярославль, 1999г.
- Уварова Н.А. Организация сотрудничества с семьей в системе дополнительного образования детей. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2003г.