Обобщающий урок по русскому языку в 5-м классе "Экскурсия по Весне"

Разделы: Русский язык


Цель: повторить и обобщить знания учащихся по темам, изученным в 5 классе.

Задачи: проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами и графически обозначать их, находить главные и второстепенные члены предложения, выполнять разбор слова по составу, продолжить работу по развитию речи и творческих способностей учащихся, прививать любовь к родному языку, родной природе.

Оборудование:

  1. Ваза с первыми весенними цветами.
  2. Портрет
  3. Рисунки первоцветов.
  4. Выставка "Весна нашими глазами" (рисунки, стихи, сочинения)
  5. П.И.Чайковский "Времена года. Весна"
  6. Карточки, раздаточный материал.
  7. Эпиграф к уроку.
  8. Презентация.

Ход урока

Эпиграф:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года:
А.С.Пушкин.

Урок начинается с прослушивания музыки П.И.Чайковского "Времена года. Весна. Март"

(звучание музыки 1 минуту)

Слово учителя:

Сегодняшний урок мы начали с музыки талантливейшего русского композитора П.И.Чайковского

- Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка?

(чувство тревоги и радости одновременно, ожидание перемен)

-Слайды с весенними пейзажами (№ 1-14)

- Перемена. Что означает слово?

(1. Замена, смена другим. Погода переменилась. 2. Изменение, поворот к чему-либо. Резкая перемена температуры. 3. Перерыв между уроками. Большая перемена.)

- Индивидуальная работа по карточке №1 у доски.

КАРТОЧКА №1.

1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Кист..ю мя..кою в..сна на в..твях рису..т поч..ки.

2. Сделать полный синтаксический разбор предложения.

Март.

Слово учителя:

Многие поэты писали о весне. Это одно из прекрасных времен года, в котором есть свои загадки. Послушаем стихотворение поэта В.Орлова:

После зимней
Глубокой дремоты
Дел немало
На шаре земном.
Перед праздником
Столько работы!
Нужно помнить весне
Обо всём.
И весна в изумрудном
Платочке
Ходит, бродит
В лесах и в садах.
И на память себе
Узелочки
Оставляет на голых
Ветвях.
Днём и ночью
Ей нужно трудиться -
Перекрасить леса и поля.
Нужно к маю земле
Нарядиться,
Чтобы стала красивой
Земля.
Нужно солнце почистить
До блеска -
На ветру потускнело оно.
Нужно зимнюю снять
Занавеску
И промыть
Голубое окно,
Проводить холода
За ворота,
Не спеша отворить
Ручейки...
А закончится
Эта работа -
И развяжутся все узелки.
В.Орлов

Продолжит рассказ о весне стихотворение Тютчева Ф.И. "Зима недаром злится".

Зима недаром злится,
Прошла ее пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон-
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
Да пуще лишь шумит:
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя:
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

- Сравним образы весны, созданные поэтами и увиденные вами.

(В первом стихотворении мы "видим" Весну-труженицу, которая готовит землю к празднику, как и любая хозяйка готовит дом к приезду гостей. Во втором стихотворении Весна - молодая румяная девушка, веселая, задорная)

- Проверка работы по Карточке№1. Запись в тетрадь.

- Вопросы классу:

1. Что значит обозначить орфограмму?

2. Какое выразительное средство использует поэт? (олицетворение, метафора)

Апрель

- Слайды (№ 15-25)

3.

КАРТОЧКА № 2.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Прох..дила в..сна по опушк.. сквозь в..сенние синие сны и т..хонько св..тились в..снушки на лице у д..вчонки В..сны.

Объясните (графически) постановку знаков препинания.

Стихотворение Елены Серовой "Подснежник".

Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик,
И весна придет!

- Мы продолжаем говорить о весне и встречаем следующий весенний месяц - апрель.

- Что происходит в природе в апреле?

(первая зелень, яркое теплое солнце, бабочки, птицы)

- Говоря о весне, мы не можем не вспомнить слова на данную т ему. Вам сейчас предстоит объяснить их правописание:

Растение, выращенный, росток, выросли, растаял, расцвели, пробирается, расстилается, расстелется.

Физминутка.

Давайте все вместе "нарисуем" весну:

Потрясем кистями рук - идет теплый весенний дождь.

Движения рук над головой - радуга-коромысло над землей повисло.

Прыжки - капельки дождя скачут по листочкам.

Загадки о весне (Приложение 1)

Май

Слайды (№ 26 - 35)

Слово учителя:

- И вот последний месяц весны - май. Обратите внимание на оформление. Вы очень постарались к сегодняшнему уроку: рисовали, сочиняли стихи, писали сочинения. Самое время познакомиться с вашими работами.

(На доске вывешены оформленные ученические работы)

- Работа с текстом:

Ребята получают карточки с текстом. Один из учащихся читает вслух.

И снова Весна!

Набрав полные лёгкие весеннего воздуха, я радостно подумала: "Весна!". Земля ещё не везде освободилась от снега, но местами уже успела украситься свежей зелёной порослью. Веточки деревьев, омытые ночным дождём, а с раннего утра и весь день согреваемые тёплым апрельским солнышком, слегка зазеленели от набухших почек. Воздух напоён ароматом набухающих почек, готовых вот-вот взорваться буйной зеленью. Пройдет немного времени, и двор станет белоснежным от обилия цветущих деревьев.

- Назовите слова из текста, с помощью которых автор описывает весну.

- Подберите примеры из текста: (Слайды с заданиями №36 - 40)

Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное.

Из 1 предложения выписать слово, в котором звуков больше, чем букв

Выписать сложное предложение, начертить схему.

Вывод:

- Как вы понимаете слова из стихотворения А.Пушкина, взятого к уроку в качестве эпиграфа?

(Весна - удивительное время года, когда природа пробуждается от глубокого зимнего сна. Земля прихорашивается, одеваясь в яркие одежды. Солнце светит ярче. Воздух кажется прозрачным. Все живое радуется, улыбается.)

Проверочная работа по Карточке № 3

(звучит музыка П.И.Чайковского.

Карточки раздаются на парту)

Карточка № 3

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте их, расставьте пропущенные знаки препинания.

Уж та..т снег б..гут руч..и
В окно пове..ло в..сною:

Сделайте полный синтаксический разбор предложения.

Выпишите слова, в которых звуков больше, чем звуков.

Итог урока:

Учитель выставляет и комментирует оценки, благодарит учащихся за урок.

Литература:

  1. Информация - http://www.photoclip.ru/index.php?show_aux_page=35.
  2. Материалы Интернета. Сайт Фото природы. Весна.
  3. Ф.И.Тютчев "Весенние воды". Москва. "Детская литература" 1990г.
  4. Материалы Интернета. Сайт "Стихи о весне".

Приложение 1.

Приложение 2.