Проектирование экологического проекта "Лосиный остров. Войди в природу другом!" в процессе педагогического сопровождения учащихся

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология


I этап. Проблема. Технология проектирования экологических проектов направлена на изучение различных аспектов экологии, формирует и поддерживает интерес школьников к миру живых существ, способствует более глубокому осмыслению экологических законов и пониманию происходящих в природе и человеческом обществе процессов. Глубокое изучение темы исследования учащимися, поисковая деятельность, осознание всеобщих взаимосвязей между явлениями живой и неживой природы приоткрывают школьникам дверь в мир современной науки, обеспечивают становление активной жизненной позиции. В результате, экологические проблемы перестают быть глобально-отвлеченными и становятся личностно-значимыми. В этом случае мы говорим, что начинает формироваться экологическое сознание.

Под экологическим сознанием традиционно понимается совокупность экологических представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Исследовательская деятельность учащихся - важное звено в формировании научной картины мира. Она служит одним из главных механизмов приобщения учащихся и учителей к используемому в современной науке методологическому и методическому аппарату; способствует боле глубокому и осознанному усвоению программного учебного материала; является центральным, системным звеном деятельности, осуществляющим на практике интеграцию различных учебных предметов и курсов и реализацию регионального компонента образовательного процесса.

На основе анализа научно-теоретической литературы и собственного опыта автора можно выявить несколько проблем процесса обучения на современном этапе:

Ограниченность во времени рамками классно-урочной системы и требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности выпускников начальной школы в соответствии с социальным заказом общества;

Необходимостью формирования интереса к предмету у учащихся новыми средствами;

Оторванностью теоретических знаний по предмету "Окружающий мир" от практических навыков.

Данные проблемы мы пытаемся решить в процессе экспериментальной деятельности, разрабатывая технология проектирования экологическим проблем, оказывая учащимся помощь, поддержку и сопровождение.

II этап. Стратегическая идея. Формировать у учащихся знания, умения и навыки в работе с разными видами информации на опережение и взаимодействию в команде.

III этап. Методологическое обоснование деятельности в данном направлении. Для проектирования были использованы следующие методологические подходы:

Интегративный подход направлен на разрешение противоречий, через решение проблемы с разных научных и методических взглядов.

Компетентностный подход - это попытка построить процесс обучения проектирования, обеспечивающий становление субъектной системы деятельности, формирования компетенций у учащихся, которые нельзя "сложить" из набора знаний и умений, необходимо еще личное осознание и формирование экологической культуры.

Деятельностный подход связан с включением учащихся в исследовательскую и проектную деятельности. Деятельность тесно связана с индивидуальными и личностными качествам субъектов, которые осуществляют учащиеся.

В процессе деятельности субъектами усваиваются действия: принятие решений, реализация их, контроль и коррекция, познание той сферы, в которой они могут проявить свои способности и интересы.

На основе методологических подходов определены принципы:

  • принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности;
  • принцип коллективизма заключается в том, что воспитанник имеет возможность вступать в разнообразные отношения с другими: интеллектуальные, учебно-трудовые, самодеятельно - творческие и др.;
  • принцип сотрудничества - в процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций;
  • принцип инициативности обуславливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности;
  • принцип самообразования - включая учащихся в разнообразные виды деятельности и стимулируя их активность, необходимо обеспечить надлежащие условия и проявлять заботу о том, чтобы каждый из них добивался успехов в этой деятельности, чтобы она вызывала у них положительные эмоциональные переживания и в порядке обратного воздействия стимулировала их активность и личностное развитие;
  • принцип индивидуальности - воспитание должно исходить из интересов, способностей и возможностей ребенка;
  • принцип связи с жизнью. Реализация этого принципа требует такого построения воспитательного процесса, при котором вся жизнедеятельность детей ощущается ими как значительная, нужная людям, обществу.

IV этап. Описание проекта в терминах.

В процессе проектирования по экологическим проблемам с учащимися, были исследованы следующие понятия:

Проектирование - процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Экология - наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы

Экологическое воспитание - деятельность по формированию экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Экологическая культура - совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.

Экологическое сознание - совокупность экологических представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в самой природе, существующего отношения к природе.

Компетенция это - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимая для эффективной продуктивной деятельности его в определенной сфере.

V этап. Целеполагание.

Цель работы заключается в формировании учебно-поисковых знаний, умений, навыков, компетенций в процессе совместной коллективной деятельности в процессе разработки проектов.

Задачи:

  • помощь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой и человеком;
  • воспитывать ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
  • формировать систему ценностных ориентиров, развивать чувство патриотизма, любви к своей малой родине.
  • развивать умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
  • формировать умение выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений в городе;
  • развивать мотивационную сферу личности, как фактора повышения интереса к изучению поставленных проблем;
  • приобрести коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, умения предотвращения конфликтных ситуаций, умелого выхода из них;
  • формировать знания о ресурсах и проблемах города, перспективах его развития;

VI этап. Для более полного представления о проведенной экспериментальной работе представим последовательность этапов работы с классом

1. Этап планирования работы с учащимися над проектом:

  • коллективное обсуждение проекта:
  • обсуждение возникших идей (мозговой штурм);
  • перечисление возможных тем проектов;
  • согласование интересов, разрешение спорных вопросов;
  • формулирование темы проекта, вычленение проблемы;
  • целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы);
  • ознакомление с методами проведения исследований, для решения поставленной проблемы;
  • выбор объекта исследований, средств и этапов деятельности;
  • распределение работы, выбор формы контроля по ходу выполнения проекта.

2. Аналитический этап - этап самостоятельного получения информации и ее анализа, при этом каждый школьник, выполняет свою часть работы:

Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта и конкретно поставленной задачи перед группой;

Проводит поиск и сбор информации исходя из собственного опыта, так и обмена информацией с участниками проекта, обработки информации из Интернета, литературных источников;

Структурирование информации, представление в различных формах, упорядочение, формулирование ключевых слов;

Подбор и приготовление материалов, проведение собственного исследования,

Сопоставляет полученные результаты с литературными данными;

Анализирует полученные данные.

3. Этап обобщения информации - это этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков на основе:

Объединения в единое целое, собранной группой информации, обобщение полученных данных;

Систематизация полученных результатов;

Выстраивание общей логической схемы по результатам исследований, согласно поставленным задачам;

Вычленение проблемы и пути ее решения.

4. Этап презентации полученных результатов:

  • Осмысление полученных данных и способ достижения результатов;
  • Обмен полученной информации;
  • Построение устного доклада (сообщения о проделанной работе), выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
  • Обсуждение и совместная презентация участниками результатов работы над проектом; выступление учащихся в классе, школе, участие в фестивале проектно-исследовательской деятельности.

VII этап. Система классных мероприятий в рамках работы по формировании экологической культуры (Реализация проекта)

Проблемный классный час "Природа Лосиного острова в опасности". Опережающая форма поддержки сопровождения. Ученики получают от классного руководителя "информацию" для размышления, еще до того как у них возникла оформившееся идея. Цель является помощью в осознании необходимости своего культурного развития, пробуждение интереса к саморазвитию. В процессе дискуссии по теме были выявлены следующие проблемы экологии:

  • Проблема охоты на животных.
  • Мусор в лесопарке.
  • Загрязнение воздуха.
  • Загрязнение воды.

Конкурс плакатов по проблемам экологии. Это форма опосредованной поддержки учащихся при формировании экологической культуры, в которой обращение происходит ко всей группе, не исключающее и индивидуальные формы работы. В процессе художественной проработки материала, проблема перестает быть отвлеченной, а переходит в категорию субъектного уровня.

Классный час "Помоги природе Лосиного острова" проходит в форме экологической игры.

Классный час проводится в форме "мозгового штурма" по решению экологических проблем, которые были выделены ранее. Роль учителя состоит в регулировании и задании направлений поисковой деятельности учащихся. Команды, работающие над тем или иным экологическим проектом, предлагают пути ее решения.

Экскурсии в группах по Лосиному острову.

Одной из форм экологической деятельности является учебная экскурсия обязательный урочный и внеурочный компонент всего образовательного процесса в школе. Экскурсия используется на протяжении длительного периода развитая образования. В ходе проведения экскурсии, учащиеся не только изучают свое природное и социокультурное окружение, но и непосредственно соприкасаются с экологическими проблемами своего микросоциума (под которым мы понимаем территориальную общность людей проживающих в одном населенном пункте, имеющую общую инфраструктуру и социоэкологические проблемы), осуществляют на ее основе экологическую деятельность. Поэтому мы рассматриваем экскурсию как одну из форм экологической деятельности и как технологию экологического образования школьников.

Подготовка, просмотр и анализ видеороликов. Для правильного оформления видеороликов по проблемам экологии проводится классный час "Экологический видеоролик". Для учащихся устанавливаются общие требования:

  • название работы, авторы;
  • когда и где осуществлялась съемка;
  • краткое освещение экологической проблемы по литературным и Интернет - источникам.

Подготовка видеороликов осуществляется в рамках внеурочной работы вместе с родителями. Учитель выполняет консультативную функцию.

На завершающем этапе осуществляется просмотр видеороликов классом и работы выносятся на обсуждение.

5. Презентация проектов.

6. Обсуждение проделанной работы в классе (дискуссия)

VIII этап. Рефлексия.

В результате экспериментальной работы в классе по проектированию экологических проектов с учащимися, начали формироваться следующие компетенции:

  • ценностно-смысловые компетенции, обеспечивающие механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности;
  • общекультурные компетенции, помогающие в освоении учеником картины мира, расширяющие до культурологического и всечеловеческого понимания мира;
  • учебно-познавательные компетенции, способствующие развитию умений отличать факты от домыслов;
  • информационные компетенции, формулирующие умения поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее преобразования, сохранения и передачи;
  • коммуникативные компетенции, способствующие взаимодействию учащихся с окружающими людьми, развитию навыков работы в группе, коллективе, владению различными социальными ролями;
  • социально-трудовые компетенции, обучающие действовать учеников в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
  • компетенции личностного самосовершенствования, направленные на овладение учениками способов деятельности, выраженных в виде самосознания, психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Таким образом, работа над проектами, помогает развивать не только практические навыки у школьников, но позволяют овладеть им социальным опытом в современном обществе.

Список использованной литературы:

  1. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. - 2005. - №6.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
  3. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. - Ростов н/Д., 2005.
  4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. - 2005. - №9.
  5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. - 2004. - №2.
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. -  М., 2005.
  7. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. - 2000.- №4.
  8. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. - 2004. - №2.
  9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005.