Цели урока:
- Образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания студентов по химическому составу, производству, срокам хранения и дефектам сыров.
- Воспитательная: воспитание чувство коллективизма, совершенствование навыков работы в команде.
- Развивающая: продолжить развитие умений анализировать, выделять главное, применять знания на практике, творчески подходить к решению разнообразных задач.
Тип урока: контроль знаний и умений.
Метод проведения: деловая игра.
Межпредметные связи: кулинария, санитария и физиология питания, организация предприятий общественного питания, калькуляция и учет, оборудование предприятий общественного питания.
Оборудование урока: рекламная документация (буклеты, журналы с изображением сыров), натуральные образцы сыров, посуда.
Подготовительный этап: вся группа делится на 3 команды (Орбита; Дружба; Рокфор) и им выдается домашнее задание, приготовить по 4 блюда, в состав которых входят различные сыры.
Ход урока
Организация группы: 2 мин.
Сообщение целей урока: 3 мин.
Педагог объясняет, что урок проводится в виде деловой игры. Игра проводится в виде соревнования, где команды выполняют различные задания на заданное время. Команда, набравшая максимальное количество баллов, получает зачёт по теме "Сыры". Оценивать ответы будет жюри, в состав которого входят студенты - отличники из других групп профессии одного профиля, в количестве 4 человек. Учитель выступает в роли координатора.
Создание проблемной ситуации.
Задание №1:
Педагог: "Исправьте ошибки в опорной схеме (выдаётся каждой команде). Максимальная оценка 5 баллов - 5 мин.
Высший сорт - 70-80 баллов.
1 сорт - 50-70 баллов.
Температура хранения: от 6 - 8 градусов, 90 % влажности, 8 дней.
Высший сорт - 87-100 баллов.
1 сорт - 75-86 баллов.
Температура хранения: от 6 - 8 градусов, 90 % влажности, 10-15 дней.
Задание № 2 игра - шифровка 4 балла: 5 мин.
Педагог: "Расшифруйте смысловое значение предложений на аудиовосприятие:
1 сыр - продукт, получаемый разложением молока со сгустком (надо: свёртыванием молока с созреванием сгустка);
2 сыр содержит витамины: С, V, .K (надо: В1, B2, B12, H, E, A);
3 срок хранения сыров t = + 20градусов 20 дней (надо до + 8 градусов 10 дней).
Задание № 3 - 10 баллов: 10 мин.
Педагог:
Каждая команда заранее оформила выставку из 4 блюд, в состав которых входят различные сыры. Максимальное количество баллов (10) получает та команда, которая наиболее интересно представит свои блюда, с указание химического состава тех или иных сыров.
Команда № 1.
Бутерброды с сыром в ассортименте.
Салат из свеклы с сыром и чесноком..
Морковно-сырные оладьи с салатом.
Сыр на шампурах с малиновым соусом.
Команда № 2.
Спагетти с соусом из сыра и овощами.
Шницель из сыра с луком.
Сырные лепешки с зеленью.
Суфле из сыра по-французски.
Команда № 3.
Сырные оладьи с джемом.
Картофельная запеканка с сыром.
Фрикадельки с сырной начинкой.
Бифштекс с сыром и помидорами.
Задание № 4 - 5 баллов: 5 мин.
Викторина: "Отгадайте, о каком сыре идёт речь".
1. Этот сыр имеет правильную форму с незначительным количеством пустот, тесто без глазков, с привкусом пряностей, на изломе без рисунка (плавленый).
2. Этот сыр имеет вид цилиндра, консистенция нежная, вкус кисловатый, глазки угловатой формы (Российский).
3.Этот сыр созревает при участии зелёной плесени в течении полутора месяцев, консистенция сыра нежная (Рокфор).
Задание № 5 - 5 баллов: 5 мин.
Педагог: "Найдите ошибки в предложенном тексте". Каждой команде выдается один и тот же текст.
Сыр-это самый многовариантный продукт из всего спектра молочных продуктов, т.к. он идеально подходит для приготовления бутербродов, соусов, холодных и горячих блюд. Сыры обладают низкой (надо "высокой") калорийностью и физиологической полноценностью. Питательная ценность, усвояемость, приятный вкус позволяют употреблять сыр не только как прекрасную пищу для больных (надо "для больных и здоровых") людей, но и как закуску, возбуждающую аппетит после еды (надо "перед едой"). Сыр получают из растительного молока (надо "животного") путём свёртывания и обработки.
Задание № 6 -8 баллов: 7 мин.
Каждой команде выдается по 2 образца сыра (Голландский, Чеддер) необходимо рассмотреть и определить внешние дефекты (трещины на корке; крошливость; поражение плесенью; вмятина; ослизнение).
Подведение итогов, комментарии и выставление оценок: 3 мин.
Таблица (пример) оценивания команд.
Название команды | ||||
№ задания. | Максимальное количество баллов. | Орбита. | Дружба. | Рокфор. |
1 | 5 | |||
2 | 4 | |||
3 | 10 | |||
4 | 5 | |||
5 | 5 | |||
6 | 8 | |||
Итог. | 37 |
Используемая литература.
- Товароведение и организация торговли продовольственными товарами. А. М. Новикова, Москва, Академия, 2004.
- Сборник дидактических материалов по курсу "товароведение пищевых продуктов". Э. П. Королькова, З. П. Матюхина. НМЦ, Москва, 1993.