ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ:
- Повышение уровня математического мышления;
- Углубление теоретических знаний;
- Расширение кругозора;
- Возникновение интереса к математике;
- Воспитание стремления к совершенствованию своих знаний;
- Формирование дружеских, товарищеских отношений;
- Выявление творческих и организаторских способностей детей.
ЦЕЛИ:
- Определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками;
- Выявление математических способностей учащихся;
- Развитие познавательного интереса к предмету;
- Умение рационально использовать своё время.
ОБОРУДОВАНИЕ: высказывания о математике, инструменты, интерактивная доска с программой Nootebok, мультимедийный проектор
ХОД ИГРЫ
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Почему торжественно вокруг? Слышите, как быстро смолкла речь? Это о царице всех наук Поведем сегодня с вами речь. |
Ты нам, математика, даешь Для победы трудностей закалку Учится с тобою молодежь Развивать и волю и закалку |
Не случайно ей такой почет Это ей дано давать советы, Как хороший выполнить расчет Для постройки здания, ракеты. |
И за то, что в творческом труде Выручаешь в трудные моменты Мы сегодня искренне тебе Посылаем гром аплодисментов! |
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Дорогие ребята и присутствующие здесь взрослые мы рады вас приветствовать в бескрайнем океане МАТЕМАТИКА на маленьких островках наших знаний.
Сегодня в интеллектуальной игре "Счастливый случай", которая будет проходить под девизом "Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий", встречаются ученики 7 класса, которые сегодня покажут свои знания и умения, которые они приобрели, обучаясь 7 лет в школе на уроках математики. Каждый из них будет стремиться называться знатоком математики 2009 года, а значит грамотным в математике, стойким и выносливым в борьбе и просто хорошим человеком.
Каждый участник будет набирать жетоны на всех этапах игры, по их количеству и определятся знатоки математики 2009 года. За каждого игрока будут болеть их родители, друзья и товарищи.
1 конкурс. "Разминка".
Учитель:
Чтоб все в игре прошло без запинки,
Её мы начнем, ну конечно, с разминки!
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица,
Потому, что считаем в уме.
Условия конкурса: каждому игроку зачитывается вопрос, на который нужно быстро дать короткий ответ, за правильный ответ ученик получает жетон, нужно набрать как можно больше жетонов.
Вопросы игрокам:
Как называется треугольник, у которого две стороны равны? (равнобедренным)
Может ли в треугольнике быть два тупых угла? (нет)
Что является графиком функции y = kx + b? (прямая линия)
Чему равна сумма углов треугольника? (1800)
Как называется первая координата точки? (абцисса)
Как называется значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство? (корень уравнения)
Как называется фигура, состоящая из точек и последовательно соединяющих их отрезков? (ломаная)
Как называется наука о свойствах геометрических фигур? (геометрия)
Как называются прямые линии, которые не пересекаются? (параллельные)
Как называется утверждение, справедливость которого устанавливается путем рассуждений? (теорема)
Как называется сторона, лежащая против прямого угла в треугольнике? (гипотенуза)
Как называется перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на прямую, содержащую противоположную сторону? (высота)
Как называется часть прямой, ограниченная двумя точками? (отрезок)
В каком случае дробь равна нулю? (числитель равен 0, знаменатель неравен 0)
Как называется произведение n множителей, каждый из которых равен а? (степень числа а с натур. показателем n)
Как называется произведение чисел, переменных и их степеней? (одночлен)
В каком случае уравнение ax = b имеет единственный корень? (при а?0)
Как называется треугольник, у которого стороны равны? (равносторонний)
Может ли в треугольнике быть два прямых угла? (нет)
Что является графиком функции y = x2? (парабола)
Чему равна сумма смежных углов? (1800)
Как называется утверждение, которое не доказывается? (аксиома)
Как называется вторая координата точки? (ордината)
Как называются прямые, образующие при пересечении четыре прямых угла? (перпендикулярные)
Как называется простейшая линия в геометрии? (прямая)
Как называется отрезок, соединяющий точку окружности с центром? (радиус)
В каком случае произведение равно нулю? (если один из множителей равен 0, а другой при этом не теряет смысл)
Как называется раздел геометрии, в котором изучаются фигуры на плоскости? (планиметрия)
Как называется фигура, состоящая из всех точек плоскости, равноудаленных от данной точки? (окружность)
Назовите один из способов доказательства теорем. (доказательство от противного)
Как называется отрезок, соединяющий вершину треугольника и середину противоположной стороны? (медиана)
Как называется независимая переменная? (аргумент)
Где на координатной плоскости расположен график функции y = kx при k>0? (в 1 и 3 коорд. Четвертях)
При каких угловых коэффициентах графики двух линейных функций пересекаются? (различны)
Как называется луч, выходящий из вершины угла и делящий его пополам? (биссектриса)
Чему равен катет, лежащий против угла в 300? (половине гипотенузы)
2 конкурс "Математика - гимнастика ума".
Отгадывание кроссворда каждым учеником на карточке, затем кроссворд проецируется на доску, заполнение всеми учащимися совместно, за правильный ответ каждый получает жетон
3 конкурс. "Заморочки из бочки".
Учитель:
Иногда заумные вопросы
Встречаются на жизненном пути.
Но если взяться со всей силой
Решение легко найти.
Каждый ученик вытаскивает из бочки карточку с заданием, решают их самостоятельно и приносят на проверку жюри, которые после проверки выдают жетоны.
(В это время игра со зрителями и родителями)
1. По плану тракторная бригада должна была вспахать поле за 14 дней. Бригада вспахивала ежедневно на 5 га больше, чем намечалось по плану, и поэтому закончила пахоту за 12 дней. Сколько гектаров было вспахано?
2. Пешеход рассчитывал, что, двигаясь с определенной скоростью, намеченный путь он пройдет за 2,5 ч. Но он увеличил скорость на 1 км\ч, поэтому прошел путь за 2ч. Найти длину пути.
3. Колхоз должен был закончить сев за 5 дней. Колхозники засевали в день на 20 га больше, чем предполагалось по плану, а поэтому закончили сев за 4 дня. Сколько гектаров должен был засевать колхоз?
4. Пешеход рассчитывал, что двигаясь с определенной скоростью, намеченный путь он пройдет за 1,2 ч. Но он увеличил скорость на 1 км\ч, поэтому прошел путь за 1 час. Найти длину всего пути.
5. Заказ по выпуску машин завод должен был выполнить за 20 дней. Но уже за 18 дней завод перевыполнил план на 6 машин, т.к. ежедневно выпускал по 3 машины сверх плана. Сколько машин выпустил завод?
6. Путь от А до В пешеход проходит за 2 часа. Если он увеличит скорость на 2км\ч, то уже за 1,8 ч он пройдет на 3км больше, чем расстояние от А до В. Найти расстояние от А до В.
Вопросы для игры со зрителями и родителями:
"Сговорились две ноги делать дуги и круги" (циркуль)
Первая женщина-математик в России (Софья Ковалевская)
Создатель системы координат (Декарт)
Что не имеет ни длины, ни ширины?(Точка)
Какой знак умножения употребляется при умножении столбиком? (крестик)
Мера измерения углов (градус)
Результат сложения (сумма)
Знаки, с помощью которых записывают числа.(цифры)
Половина диаметра - это: (радиус)
Международная игра-конкурс по математике (кенгуру)
Равенство двух отношений (пропорция)
Чьё имя носят "Начала" по геометрии? (Евклид)
Сумма одночленов - это:(многочлен)
Результат вычитания (разность)
Угол, равный половине развернутого (Прямой)
60 км\ч - это расстояние или скорость? (скорость)
Числа, используемые при счете(натуральные)
Фигуры, которые при наложении совпадают, называются:(равными)
Число, равное отношению длины окружности к длине её диаметра (пи)
Общее начало двух лучей(вершина угла)
Единица измерения площади, используемая в сельском хозяйстве.(гектар)
Единица измерения длины, равная 10 см (дециметр)
Великий русский математик - создатель неевклидовой геометрии (Лобачевский)
Автор первого учебника математики на Руси (Л.Ф.Магницкий)
Обыкновенная дробь, у которой числитель меньше знаменателя (правильная)
Сотая часть числа (процент)
Способ поиска простых чисел (решето Эратосфена)
Сторона, противолежащая прямому углу (гипотенуза)
График линейной функции (прямая)
Действие, обратное умножению (деление)
Наименьшее натуральное число (1)
Русская единица веса, которой измеряется вес золотых изделий (золотник)
Числовой множитель одночлена(коэффициент)
1/ 4 часть часа (15 минут)
Чему равен 1 пуд? (16 кг)
Какого размера носит сапоги дядя Степа (45)
Сколько секунд в 1 часе? (3600)
Сколько ног у мухи? (6)
Как называется старинный домашний прибор для измерения веса? (безмен)
Когда козе исполнится 7 лет, что с ней будет дальше? (пойдет 8-ой год)
4 конкурс. "Эстафета"
На интерактивной доске дается задание, каждый участник должен пройти один её этап и передать эстафетную палочку (компьютерную мышку) другому, ответы выбрать ниже задания.
ОТВЕТЫ: 24а; 8а2 ; 2а5в; 6а5в4; а6в5m; 5 а6в5m2; 2 а6в5m2n; 14 а7в5m2nk;
6 а7в5m3nk; 12 а7в5m5nk; 4 а7в7m5nk; 12 а10в10m5nk
5 конкурс. "Семейный"
Каждый участник садится вместе со своим родителем или старшим братом и сестрой, учитель задает вопросы, на которые они отвечают совместно.
Вопросы игрокам:
Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30км)
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (3 кг)
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Какая дробь больше: правильная или неправильная? (неправильная)
Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурок?(9)
Крышка стола имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько будет углов у крышки? (5)
Врач прописал три укола. Через полчаса - на укол. Через сколько часов будет сделан последний укол? (через час)
У Мамеда было 10 овец. Все, кроме 9, околели. Сколько овец осталось у Мамеда? (9)
Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 мин)
Многие месяцы заканчиваются 30 или 31 числом. Сколько месяцев имеют 28 число? (12)
Сейчас 6 часов вечера. Какая часть суток прошла? (3/4)
Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получилось число, больше чем 2, но меньше чем 3. (запятую)
5 конкурс. "Графический" Ученик допустил ошибки при построении графиков функций. (на интерактивной доске расположены рисунки графиков и формулы, которые нужно расставить правильно)
6 конкурс "Черный ящик".
Какие приборы используются в геометрии на местности и окружающей нас жизни? Некоторые из них лежат в этом ящике в натуральном виде, а некоторые в виде фотографий. Как они называются и как применяются?
- древний геометрический инструмент для рисования окружностей и дуг окружностей, также может быть использован для измерения расстояний, в частности, на картах. Может быть использован в геометрии, черчении, для навигации и других целей. Изобретен в Древней Греции.(Цимркуль (от лат. circulus - круг, окружность)
- столярный прибор для разметки на поверхности деревянного бруска прямой, параллельной краю бруска (рейсмус)
- столярный прибор для разметки параллельных прямых (малка)
-прибор для построения параллельных прямых в черчении(рейсшина)
- прибор для построения прямых углов в геодезии (теодолит)
- простейший прибор для построения прямых углов на местности (экер)
- прибор для измерения углов на местности (астролябия)
- прибор для измерения расстояний на местности (рулетка)
- прибор для измерения диаметра трубки (штангенциркуль)
- шест длиной около 2метров, заостренный с одного конца для проведения (провешивания) прямой на местности (веха)
7 конкурс "Исторический" (готовят рассказы о математиках).
Учащиеся подготовили рассказы и презентации об ученых- математиках .
О человеке, который хотел быть и юристом, и философом, и офицером, но стал математиком. Он первый ввел в математику прямоугольную систему координат. (Это Декарт)
Кто написал знаменитое произведение "Начало", которое сделало имя этого математика бессмертным? (Это Евклид )
Ученый, который известен как создатель школы математиков. Он открыл замечательное свойство прямоугольных треугольников .
(Это Пифагор)
Его называют "Коперником геометрии" . Он создал совсем другую геометрию, отличную от евклидовой. (Это Лобачевский)
Учитель: Ну вот и подошла к концу наша игра
Мой юный друг!
Сегодня ты пришел в этот класс,
Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,
Умом своим на все взглянуть.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть,
Но будешь ты рабочим, а может быть ученым,
И будешь математику любить.
Подведение итогов, награждение Знатока математики специальной медалью.