Цели:
- дать представление о сатире и юморе, показать их назначение и отличия,
- организация самостоятельной аналитической работы;
- способствовать приближению случаев, описанных Носовым к жизненным,
- создать ситуацию, в которой литература (в частности сатира) выполняет свое назначение;
- совершенствование навыков чтения.
Оборудование: выставка рисунков, рефераты, портрет Н.Носова, реквизит для инсценировки.
I. Оргмомент: загадка.
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно
Ты беседуй чаще с ней
Станешь в десять раз умней (Книга)
II. Проверка домашнего задания.
Вместе с вами мы путешествовали по страницам книг, которые были написаны замечательными поэтами и писателями для детей.
Дома вы самостоятельно побывали в новом путешествии и познакомились с тайнами юмора и сатиры
Вопросы:
Как вы понимаете слово "юмор" (объяснение детей своими словами)
Какие юмористические передачи вы любите смотреть по телевидению? ("Ералаш", "Кривое зеркало")
Вы дома в тетрадь по чтению сделали выписку из толкового словаря о юморе, зачитайте.
Как вы понимаете значение слова "сатира" (объяснение детей)
Приведите примеры ("Фитиль", басни И.Крылова)
Прочитайте выписку из толкового словаря.
Выборочное чтение (стр.184)
Найти и прочитать в тексте статьи как называли Н.Н.Носова (чистокровный детский юморист)
Почему? Как вы думаете?
Почему его называли сатириком, - прочитайте, где об этом сказано в статье.
Найдите, как сам Н.Носов говорил о сатире и юморе?
А зачем вообще нужна сатира? - вопрос, на который мы постараемся сегодня ответить.
Инсценировка двух произведений Н.Носова.
Ребята для вас приготовили 2 сценки из рассказов Носова с элементами сатиры и юмора. Ваша задача быть критиками и назвать - в каком произведении элементы юмора, в каком элементы сатиры.
- 1 сценка - рассказ "Огурцы".
- 2 сценка - отрывок из рассказа "Живая шляпа".
Назовите произведение, отрывок из которого был представлен первый (Огурцы)
Подумайте, к какому жанру вы отнесете это произведение и почему? (сатира -Воровство - опасно для других)
Вызвал ли Котька у вас сочувствие? (нет - воровать нельзя)
Кто читал рассказ, ответьте на вопрос: исправил ли Котька свою ошибку и почему?
Кто догадался - как называется второе произведение? ("Живая шляпа")
А этот отрывок к какому жанру вы отнесете? (юмор)
Почему? (смешно, вызывает сочувствие, смех)
Обобщение:
Мы с вами разобрали два произведения Н.Носова - это "Огурцы", "Живая шляпа"
А какие еще произведения этого автора вы знаете?
III. Чтение рефератов:
Сегодня мы продолжили разговор о Н..Носове и его творчестве.
Сейчас Чернышова Светлана расскажет вам биографию Н.Носова
Пахомова Рита расскажет о его творчестве.
Физминутка.
"Незнайка" четверостишье
IV. Чтение и анализ текста.
Настр.185 вы видите рассказ Н.Носова "Федина задача", который написан в жанре мягкой сатиры, т.е. в нем есть элементы и юмора и сатиры.
Словарная работа:
Прежде чем читать этот рассказ, проведем словарную работу с теми трудными словами и непонятными выражениями, которые встретятся в тексте:
задачник - учебник
отрегулировал - настроил
репродуктор - радиоприемник
рокочущий бас - громкий грубый голос
чурбан - глупый человек
кафтан - удлиненный пиджак
"блохе кафтан" - на Руси был такой известный мастер, который сумел подковать блоху (Левша)
(Вы станете старше и обязательно прочитаете о Левше рассказ Н.Носова "Левша")
Титулярный советник - чиновник, растолковал - объяснил.
Чтение текста: 3 - подготовленные учениками.
а) 1 часть - стр.185 - 1 ученик:
Вопросы:
- Каким вам представляется Федя Рыбкин? (самостоятельный, усидчивый, решил уроки сделать сам)
- Как вы думаете, почему он включил радиоприемник? (Чтобы было веселей).
б) - Вы представили его себе самостоятельным? Хорошо!
- Попробуйте прочитать стр.186 самостоятельно (шепотом)
(В этот момент в классе звучит звонкая, громкая музыка)
Вопросы:
- О чем вы прочитали на этой странице? (не поняли)
- Вот и Федя не понял задачу, которую читал, потому что слушал песню. Как сказал Федя "плохая песня". "Плохая музыка" отвлекала и вас.
- А теперь нравится вам Федя? Почему? (рассеянный)
в) стр.187 - 2 ученик.
- Продолжим чтение, не отвлекаясь на посторонние звуки, т.к. мы помогаем Федору разобраться с задачей.
- Условие своей задачи начал читать Федор. О чем была домашняя задача Фёдора? (про машину, рожь, муку).
- А эта задача? (про одеяла и простыни)
г) стр.188 - 3 ученик.
- Давайте продолжим чтение и посмотрим - смог ли Фёдор решить задачу?
Вопросы:
- Почему же Фёдор не мог прочитать задачу всю сразу? (ему мешала музыка)
- Как вы думаете автор все выдумал, или так бывает на самом деле?
- А с вами этого не случалось?
V. Выборочное чтение.
Задание 1.
- Найдите в тексте отрывок к рисунку на стр. 185 .
Задание 2.
- Помогите все-таки Федору, самостоятельно найдите в тексте моменты из условия задачи, которую решал он и запишите ее полностью в свою рабочую тетрадь. Итак задача № 639: (По времени письменно или устно )
- Прочитайте! Молодцы!
Вывод : "Сколько на это ушло времени, а если бы Федор не включал музыку, он решил бы задачу быстро, не отвлекаясь на посторонние звуки".
VI. Итог:
Зачем Н.Носов сочинил такой рассказ? (чтобы дети смеялись над своими недостатками, избавлялись от них)
Вот мы и пришли к ответу на вопрос "Зачем нужна сатира?"
Попробуйте ответить. (Сатира помогает человеку увидеть собственные недостатки и исправиться)
Прочитав этот рассказ и другие произведения Н.Носова, вы, я надеюсь, задумаетесь о своих недостатках и постараетесь их исправить.
Надеюсь, что рассказы Н.Н.Носова будут полезны и вам.
Работали сегодня хорошо, особая благодарность артистам, докладчикам, чтецам.
(Самооценка учащимися)
VII. Домашнее задание - творческое.