Урок литературного чтения по теме "Тайна юмора и сатиры". Н.Носов "Федина задача"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • дать представление о сатире и юморе, показать их назначение и отличия,
  • организация самостоятельной аналитической работы;
  • способствовать приближению случаев, описанных Носовым к жизненным,
  • создать ситуацию, в которой литература (в частности сатира) выполняет свое назначение;
  • совершенствование навыков чтения.

Оборудование: выставка рисунков, рефераты, портрет Н.Носова, реквизит для инсценировки.

I. Оргмомент: загадка.

Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно
Ты беседуй чаще с ней
Станешь в десять раз умней (Книга)

II. Проверка домашнего задания.

Вместе с вами мы путешествовали по страницам книг, которые были написаны замечательными поэтами и писателями для детей.

Дома вы самостоятельно побывали в новом путешествии и познакомились с тайнами юмора и сатиры

Вопросы:

Как вы понимаете слово "юмор" (объяснение детей своими словами)

Какие юмористические передачи вы любите смотреть по телевидению? ("Ералаш", "Кривое зеркало")

Вы дома в тетрадь по чтению сделали выписку из толкового словаря о юморе, зачитайте.

Как вы понимаете значение слова "сатира" (объяснение детей)

Приведите примеры ("Фитиль", басни И.Крылова)

Прочитайте выписку из толкового словаря.

Выборочное чтение (стр.184)

Найти и прочитать в тексте статьи как называли Н.Н.Носова (чистокровный детский юморист)

Почему? Как вы думаете?

Почему его называли сатириком, - прочитайте, где об этом сказано в статье.

Найдите, как сам Н.Носов говорил о сатире и юморе?

А зачем вообще нужна сатира? - вопрос, на который мы постараемся сегодня ответить.

Инсценировка двух произведений Н.Носова.

Ребята для вас приготовили 2 сценки из рассказов Носова с элементами сатиры и юмора. Ваша задача быть критиками и назвать - в каком произведении элементы юмора, в каком элементы сатиры.

- 1 сценка - рассказ "Огурцы".

- 2 сценка - отрывок из рассказа "Живая шляпа".

Назовите произведение, отрывок из которого был представлен первый (Огурцы)

Подумайте, к какому жанру вы отнесете это произведение и почему? (сатира -Воровство - опасно для других)

Вызвал ли Котька у вас сочувствие? (нет - воровать нельзя)

Кто читал рассказ, ответьте на вопрос: исправил ли Котька свою ошибку и почему?

Кто догадался - как называется второе произведение? ("Живая шляпа")

А этот отрывок к какому жанру вы отнесете? (юмор)

Почему? (смешно, вызывает сочувствие, смех)

Обобщение:

Мы с вами разобрали два произведения Н.Носова - это "Огурцы", "Живая шляпа"

А какие еще произведения этого автора вы знаете?

III. Чтение рефератов:

Сегодня мы продолжили разговор о Н..Носове и его творчестве.

Сейчас Чернышова Светлана расскажет вам биографию Н.Носова

Пахомова Рита расскажет о его творчестве.

Физминутка.

"Незнайка" четверостишье

IV. Чтение и анализ текста.

Настр.185 вы видите рассказ Н.Носова "Федина задача", который написан в жанре мягкой сатиры, т.е. в нем есть элементы и юмора и сатиры.

Словарная работа:

Прежде чем читать этот рассказ, проведем словарную работу с теми трудными словами и непонятными выражениями, которые встретятся в тексте:

задачник - учебник

отрегулировал - настроил

репродуктор - радиоприемник

рокочущий бас - громкий грубый голос

чурбан - глупый человек

кафтан - удлиненный пиджак

"блохе кафтан" - на Руси был такой известный мастер, который сумел подковать блоху (Левша)

(Вы станете старше и обязательно прочитаете о Левше рассказ Н.Носова "Левша")

Титулярный советник - чиновник, растолковал - объяснил.

Чтение текста: 3 - подготовленные учениками.

а) 1 часть - стр.185 - 1 ученик:

Вопросы:

- Каким вам представляется Федя Рыбкин? (самостоятельный, усидчивый, решил уроки сделать сам)

- Как вы думаете, почему он включил радиоприемник? (Чтобы было веселей).

б) - Вы представили его себе самостоятельным? Хорошо!

- Попробуйте прочитать стр.186 самостоятельно (шепотом)

(В этот момент в классе звучит звонкая, громкая музыка)

Вопросы:

- О чем вы прочитали на этой странице? (не поняли)

- Вот и Федя не понял задачу, которую читал, потому что слушал песню. Как сказал Федя "плохая песня". "Плохая музыка" отвлекала и вас.

- А теперь нравится вам Федя? Почему? (рассеянный)

в) стр.187 - 2 ученик.

- Продолжим чтение, не отвлекаясь на посторонние звуки, т.к. мы помогаем Федору разобраться с задачей.

- Условие своей задачи начал читать Федор. О чем была домашняя задача Фёдора? (про машину, рожь, муку).

- А эта задача? (про одеяла и простыни)

г) стр.188 - 3 ученик.

- Давайте продолжим чтение и посмотрим - смог ли Фёдор решить задачу?

Вопросы:

- Почему же Фёдор не мог прочитать задачу всю сразу? (ему мешала музыка)

- Как вы думаете автор все выдумал, или так бывает на самом деле?

- А с вами этого не случалось?

V. Выборочное чтение.

Задание 1.

- Найдите в тексте отрывок к рисунку на стр. 185 .

Задание 2.

- Помогите все-таки Федору, самостоятельно найдите в тексте моменты из условия задачи, которую решал он и запишите ее полностью в свою рабочую тетрадь. Итак задача № 639: (По времени письменно или устно )

- Прочитайте! Молодцы!

Вывод : "Сколько на это ушло времени, а если бы Федор не включал музыку, он решил бы задачу быстро, не отвлекаясь на посторонние звуки".

VI. Итог:

Зачем Н.Носов сочинил такой рассказ? (чтобы дети смеялись над своими недостатками, избавлялись от них)

Вот мы и пришли к ответу на вопрос "Зачем нужна сатира?"

Попробуйте ответить. (Сатира помогает человеку увидеть собственные недостатки и исправиться)

Прочитав этот рассказ и другие произведения Н.Носова, вы, я надеюсь, задумаетесь о своих недостатках и постараетесь их исправить.

Надеюсь, что рассказы Н.Н.Носова будут полезны и вам.

Работали сегодня хорошо, особая благодарность артистам, докладчикам, чтецам.

(Самооценка учащимися)

VII. Домашнее задание - творческое.