Цель урока: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме.
Задачи урока:
- Закрепить пройденный материал; воспитывать любовь к Родине, вызывать интерес к важнейшим событиям прошлого.
- Развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас, закреплять умения и уточнять значения терминов и понятий.
ХОД УРОКА
1. Фронтальная работа. Разминка. Работа в парах.
Составьте даты из пропущенных в пословицах и поговорках цифр.
Что это за даты? Вспомним в парах . ( 4 карточки)
1)
- ……. в поле не воин.
- За …. зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
- …… сапога- пара.
- …… года скачи-не доскачешь.
2)
- .……. за всех, все за одного.
- За одного битого ….небитых дают.
- Пошёл на все …… стороны.
- Цифра вроде буквы о - это …. иль ничего.
3)
- От великого до смешного - …..шаг
- Одна голова- хорошо, а ……лучше.
- Не узнавай друга в …дня - узнавай в три года
- …….. пятниц на неделе.
4)
- Лучше …. раз увидеть, чем сто раз услышать.
- Убить ….. зайцев.
- Конь о ….. ногах, да и то спотыкается.
- …. смертям не бывать, одной не миновать
- Какие даты вы получили? Что за события они вам напомнили?
- Вспомним, знаете ли вы их?
2. Парная работа. Повторение дат и событий. (соединить карточки)
Сопоставить даты и события.
1223 г. битва на реке Калке 1237 г. битва на реке Сити 15 июля 1240 г. битва Невская 1240 , июль взятие Киева Батыем 5 апреля 1242 г. битва на Чудском озере - Ледовое побоище
- Какие даты вы повторили? Какие события произошли в это время?
- Что объединяет все эти даты? ( 13 век)
3. Тема урока .Фронтальная работа.
- Сегодня мы повторим, что мы знаем о Руси 13 века.
- С какого года начинается 13 век? ( с 1201г.)
А когда заканчивается?(1300г.)
- Единым ли государством была Русь? (нет, единого государства не было, это отдельные земли)
- Как вы думаете, если были отдельные княжества и земли ,то какое было на Руси войско- единое или в каждом княжестве своё? ( в каждом княжестве своё)
-А теперь вспомните, мы подобрали даты к битвам. А кто был противником русских княжеств в этих битвах? (шведы, немцы, монголо- татары)
Для дальнейшей работы давайте повторим ключевые слова и их значения.
4. Словарная работа. Работа в парах сменного состава (взаимотренаж)
- Курган - высокий холм над могилой.
- Орда - название племени монголо-татар.
- Князь - предводитель войска и правитель
- Город - большое поселение людей.
- Аркан - длинная верёвка с петлёй на конце.
- Калита - сумка, кошель.
- Рожон - заострённый кол или тяжёлое копьё.
- Хан - правитель
- Бойницы - отверстия в стенах крепости.
- Пищали - старинные ружья.
- Бердыш - боевой топор
- Кольчуга - рубашка из металлических колец.
- Мы убедились ,что значения слов вы знаете. А теперь ответьте на вопрос: как называется самый многочисленный народ, который воевал с Русью? ( Монголо- татары)
- Кому принадлежат слова и с какими событиями они связаны?
“Когда нас всех не будет, тогда всё ваше будет.” ( русским князьям перед битвой с монголо- татарами)
А вот когда это было и где давайте вспомним.
5. Работа в парах. Работа с текстом с пропущенной датой.
Текст с пропущенной датой.
Русско-половецкая рать встретилась с монгольским войском (вставь дату) недалеко от реки (название реки) Монголы предложили русским князьям сдаться без боя, обещая всякие милости, на что те ответили: “ Когда нас всех не будет, тогда всё ваше будет”. В битве монголы разгромили русские дружины и половцев. Домой вернулась только одна десятая часть русских воинов, все остальные погибли. Несколько князей были убиты в бою, а остальные, поверив обещаниям татар отпустить всех, добровольно сложивших оружие, попали в плен. Все они умерли мучительной смертью.
- Так когда же это произошло и где ? ( 31 мая 1223 г. недалеко от реки Калки)
6. Физминутка.Фронтальная работа. Анаграммы.
С О К З Е Л К Ь
А Н Х
А О Р Д
- Название какого города встретилось?
- Что вам известно про оборону города Козельска?
7. Работа с дополнительным материалом .Фронтальная работа.
Текст про оборону Козельска
Оборона города Козельска.
К городу монголо-татары подошли в конце марта 1238 года. Город стоял на круче, омываемой двумя реками. Он был обнесён деревянными стенами с башнями, укреплён рвом глубиной почти 25 метров ( примерно с 8- этажный дом). Перед приходом татар горожане наморозили слой льда на стене города, выходившей в поле, и на входных воротах. Этот небольшой город держал орду под своими стенами почти два месяца и пал лишь на 50-й день в результате обмана монголо-татарами, которые изобразили паническое бегство. Козельцы бросились их догонять, выйдя из крепости. Но они тут же были окружены превосходящими силами противника и уничтожены. Татары ворвались в город и всех убили.
- Что нового узнали про оборону города?
- Кому принадлежат слова:
“Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют гости. Но если кто к нам с мечом войдёт, тот от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля.” (Александр Невский)
- Сколько лет было князю, когда он участвовал в битве на реке Неве? ( 19 лет)
8. Работа в парах. Работа с текстом “ Найди ошибки”
Найдите ошибки и исправьте, допущенные в тексте.
Летом 1230 года 5- тысячный шведский отряд на 100 кораблях вошёл в устье Невы.
Часов в 10 утра русские воины внезапно напали на испанский лагерь.
К вечеру новгородцы были наголову разбиты.
Шведам удалось закрепиться на берегах Невы и Ладожского озера.
Ночью, спешно погрузившись на подводные лодки, шведы уплыли.
- Над кем одержал победу князь Александр в 1240 году?
- А о каком событии говорится в этом отрывке:
И там, где копья пригибались,
Они в отчаянной резне
Сквозь строй немецкий прорубались
Плечом к плечу,
Спиной к спине…
Уже смешались люди, кони.
Мечи, секиры, топоры.
А князь по- прежнему спокойно
Следил за битвою с горы.
(К.Симонов “Ледовое побоище”)
- О каком событии идёт речь в стихотворении?
Кто одержал победу и когда?
9. Индивидуальная и самостоятельная работа. Итоговый тест (на карточках написать ответ : “да”, “ нет”
Игра “ Было это или нет” ( да, нет)
- Первое княжество, на которое напали монголо-татары, была Рязань.
- Монголо-татары покорили всю Индию.
- Монголо-татары всегда отпускали пленных.
- Захватчики старались не убивать ремесленников.
- Захватчики стреляли из ружей.
- Город Козельск сдался без боя.
- Войско Александра Невского одержало в 1240 году победу над немецкими рыцарями.
- Князя Алексея прозвали Невским.
- Доспехи рыцаря могли весить почти 50 кг
- В 1242 году войско Александра Невского боролось с немецкими рыцарями.
10. Рефлексия урока ( памятка)
- Я считаю..
-Я думаю, что..
- У меня сегодня получилось..
- Я узнал, что…
- Моё мнение..
- Мне удалось…
- У меня получилось…