Урок географии по теме "Реки". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели:

  • Сформировать представление о реке, её частях, частях  речной системы и долины.
  • Проследить взаимосвязь  характера течения и направления течения рек и рельефа; режима рек и питания от климата.
  • Развивать умение называть, показывать реки мира, России, области.
  • Развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами атласа.
  • Воспитывать любовь и красоту к рекам, бережное отношение к воде, к чистоте.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Методы познания: мультимедийные демонстрации,  статистический, анализ, синтез, прогноз, проблемный, сравнительный, сравнение, картографический, оценки.

Оборудование: Учебник «Планета «Земля» А.А. Лобжанидзе стр. 26-27: рабочая тетрадь, тетрадь-тренажер, компьютерная презентация, карты атласа, физическая карта мира и России, раздаточный материал (опорный конспект).

I. Организационный момент.

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха.

– Как называется наша основная тема?

II. Актулизация опорных знаний.

– Что называется гидросферой? (гидросфера)

– Какие воды входят в состав гидросферы?

III. Изучение нового материала

– Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок.

1. Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.

2. Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.

3. Между гор, между дол
Бежит белый конь

– Вы уже поняли, что тема урока (РекаСЛАЙД

IV. Определение целей. (привлечение учащихся)

– Что вы хотите сегодня узнать на уроке? СЛАЙД

– Работа с опорными конспектами, новые слова записывать справа

Учитель. Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки и поэты и писатели.... Много красивых, прекрасных строк им посвятили они.

О, Волга! колыбель моя,  СЛАЙД
Любил ли кто тебя, как я? (Некрасов)

Нева всю ночь рвалась к морю... СЛАЙД
И спорить стало ей невмочь...
... Но силой ветра от залива
Прегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова. (А.С. Пушкин)

Терек воет, дик и злобен, СЛАЙД
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят. (М.Ю. Лермонтов)

Учитель. Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, давайте попробуем сказать, что такое река. Ведь наверняка не найдется среди вас того, который мог бы сказать, что никогда не видел реку.

Течет река из далека… (читает ученик)
Течет река…, течет река…
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей.

1. Что такое река? СЛАЙД

– Давайте сверим свои определения с тем, что записано на экране.

2. Части реки.

– Река состоит из частей. Чтобы изучить части рек давайте посмотрим по карте, как изображаются реки? (тонкими голубыми линиями)

– Как вы думаете от чего зависит ширина линии? (от ширины реки)

– Работа с опорным конспектом (в ходе беседы учащиеся дорисовывают и подписывают части реки). СЛАЙД

1. Исток.

– Как и все в мире река имеет начало и конец.

– Кто из вас знает, как называется начало реки? (исток) СЛАЙД

– А как река может начинаться?

Вот отсюда, именно отсюда, СЛАЙД
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.

– Волга берет начало на Валдайской возвышенности из болота, там выход подземных вод.

Коварная, лихая, сумасбродная, СЛАЙД
Родная дочь Байкала – старика,
Ты по тайге меж гор течешь, свободная,
Могучая сибирская река.

– Ангара вытекает из озера Байкал.

От чистых ручьев из горной гряды  СЛАЙД
Бурлящих, пенящихся, юных как дева
Она превратилась в потоки воды
Спокойно текущих, как королева.

– Обь образуется при слиянии рек – Бии и Катунь.

Я родился у Казбека, СЛАЙД
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.

– Терек берёт начало в ледниках Кавказа.

Работа с опорным конспектом (Подписать на рисунке исток)

2. Устье.

– А как называется конец реки? (устье) СЛАЙД

Концом реки может быть другая река, озеро или море. В конечном итоге все реки несут свои воды в океан и относятся к бассейну того или иного океана, например река Енисей относится к бассейну СЛО.

– Существуют разные виды устьев. СЛАЙД

  1. Эстуарии – воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливные течениями, а прилегающая часть моря достаточно глубока, так что накопления наносов не происходит. СЛАЙД
  2. Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются не мелководных участках моря (озера) при впадении реки, несущий большое количество наносов.  СЛАЙД

Работа с опорным конспектом. Откройте в атласах физическую карту России и заполните таблицу, распределив реки в нужный столбик: Лена, Енисей, Волга, Обь

Дельта

Эстуарий

 

 

 

– Проверь себя. СЛАЙД

Работа опорным конспектом (Подписать на рисунке устье).

3. Длина реки.  СЛАЙД

Протяжённость реки от истока до устья называется длиной реки. Самая длинная Нил.

4. Приток. СЛАЙД

– Вы обратили внимание, как ширина реки меняется от истока к устью. Почему? (В неё впадают другие реки, которые называются притоками)

Приток это небольшая река, которая питает главную реку.

– Притоки впадают в реку с разных сторон, в зависимости от этого различают притоки правые и левые. Для того, чтобы определить какой приток левый, а какой правый мы должны встать лицом к устью вниз по течению и с правой руки от главной реки – правые притоки, а с левой – левые притоки. СЛАЙД

Работа с опорным конспектом – задание № 2. Заполнить таблицу.

Различают также притоки 1 порядка, 2 порядка, 3 и т.д.

– Как определить, тот, который впадает первым – первого порядка, тот, который впадает в приток первого порядка – второй и т.д. Например, река Кама приток первого порядка у р.Волга, а р. Белая приток второго порядка. СЛАЙД

Работа в тренажёрах – стр. 52, № 7

Работа  опорным конспектом (Подписать на рисунке притоки)

– Проверь себя. СЛАЙД

– Проверьте свой рисунок в опорном конспекте, который вы составили с оригиналом на слайде  и поставьте отметки. СЛАЙД

5. Речная система.

Главная река с притоками образует речную систему. СЛАЙД

6. Бассейн реки

Водосборный бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку. (Самый большой бассейн у реки Амазонка. Его площадь 7 млн.кв.км ) СЛАЙД

7. Водораздел реки.

Граница, разделяющая соседние речные бассейны, называется водоразделом (Уральские горы разде6ляют бассейны рек Оби и Печоры) СЛАЙД

8. Зависимость рек от рельефа.

– Что влияет на направление и скорость течения реки? (рельеф)

– В зависимости от рельефа реки бывают  двух типов. (учащиеся читают стихи)

1 ученик.
Равнинная река течёт лениво
Пленяя ночью города
На берегах склонились ивы
Скрывая тенью плеск весла

Там за живой стеной аира
В степенной глади нежных вод
Сонм серебристых рыб игриво
Разрезав телом толщу вод

Исчезнет в омуте глубоком
Пленяя взгляд красою форм
Оставив на прощанье только
Взмутнённый след на дне речном.

2 ученик.
С вершин, что спят за облаками,
От ледников, по склонам гор,
Бежит река между камнями,
Стремится к морю на простор.
Волной струится средь расщелин,
Преград не зная на пути,
Склон режет пропастью ущелий
И водопадом вниз летит.
Фонтаном брызг блестит, играя,
Прохладой манит в летний зной,
В лесах от взгляда ускользает,
В пещерах прячется порой.
Коварен нрав у речки горной:
В жару ручей журчит средь скал,
Потоком мощным, непокорным
В сезон дождей бушует вал.
Ущелье узкое ей тесно,
И, полноводна, глубока,
Меняя русло, ищет место
Для быстрых вод своих река.

– Какие типы рек в зависимости от рельефа существуют? СЛАЙД

– Работа по учебнику, стр. 77,  Выделите особенности равнинных и горных рек. (работа по вариантам: 1 вариант – особенности равнинных рек, 2 вариант – особенности горных рек).

– Назовите особенности горных и равнинных рек.

Особенности равнинных рек: СЛАЙД

  1. Небольшая разница в высоте между устьем и истоком
  2. Небольшая скорость течения
  3. Широкая неглубокая долина

Строение равнинной реки. СЛАЙД

Речная долина – понижение в рельефе, по которому течет река.

Русло – углубление в речной долине, где река течет постоянно.

Пойма – часть речной долины, затапливаемая в половодье.

Особенности горных рек: СЛАЙД

  1. Большая разница в высоте между устьем и истоком
  2. Большая скорость течения
  3. Узкая, глубокая долина

9. Пороги и водопады.

На горных реках, а иногда и на равнинных, зачастую образуются пороги и водопады.

Пороги – выходы трудноразмываемых твердых пород. На коротких участках реки, вода как бы «перепрыгивает»препятствия из горных пород. СЛАЙД

Водопады – падение реки воды с уступа, нескольких уступов – каскад. СЛАЙД–ШОУ

Легенда: Медовые водопады (Кавказ).

…И король сказал: "Найдите мне рай на земле!" И люди короля пошли в путь. Они перешли равнины, реки, горы… Они уже потеряли надежду, но неожиданно перед собой увидели уникальное по красоте место – ущелье реки и каскад водопадов – рай на земле. На берегу реки и в скалах обитали рои диких пчёл. Дожди размывали пчелиные соты, и капли мёда стекали по скалам. Людям, стоящим под скалами, на губы капал мёд.…Поэтому это райское место назвали "Медовые водопады".

Уже тысячи лет горы и солнце встречаются в районе медовых водопадов. Здесь живут история и природа, красота и любовь.

10. Зависимость рек от климата.

На реки большое  влияние оказывает климат, который определяет питание реки и режим.

Питание реки – поступление поверхностных  и подземных вод в реку. СЛАЙД

– В зависимости от источников питания выделяют типы питания рек: СЛАЙД

  1. Дождевое
  2. Снеговое
  3. Подземное
  4. Ледниковое
  5. Смешанное.

Поступление воды в реку определяет её режим.

Режим – изменение уровня и объёма воды в реке по сезонам. СЛАЙД

  1. Межень – сезонное стояние низких уровней воды в реках СЛАЙД
  2. Ледостав – это период, в течение которого наблюдается неподвижный ледяной покров на реке СЛАЙД
  3. Паводок – кратковременный подъём  уровня воды в реке. СЛАЙД

– С повышением уровня воды происходят стихийные бедствия.

11. Стих + СЛАЙД-ШОУ.

…Я раз за дровами
В лодке  поехал – их много с реки
К нам весной нагоняет –
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами.
Сами не с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островок  пропал под водой.

– О чём идёт речь в данном стихотворении?  (Половодье – постепенный и длительный подъём уровня воды в реке)

– Паводки и половодье нередко  приводит к кещё одному стихийному бедствию.

– Послушайте внимательно стихотворение.

12. Стих + СЛАЙД-ШОУ

Однажды в городе одном
Беда случилась, наводненье!
Водой  залило всё кругом,
Казалось: нет нигде спасенья.

Народ шёл в горы, если мог,
Сидел на крышах и на трубах.
Один охотник трубил в рог,
Да так, что посинели губы...

Был среди всех, почти святой,
Молился Богу неустанно.
К нему три лодки по одной
Подплыли, он махнул им дланью:

"Плывите вон! Я верю в то,
Что Бог меня здесь не оставит.
Я так молюсь, за это всё
Спасёт меня, он миром правит!"

Мужчина этот утонул,
В загробном мире встретил Бога.
Тот посадил его на стул
И вопрошает очень строго:

"Предвижу я вопрос, что с губ
Сейчас у Вас сорваться может.
Я не хочу быть с Вами груб,
Вам лодки я послал и что же?

Вы отмахнулись так от них,
Как будто от какой-то мухи!"
Мужчина слушает, притих,
Вокруг летали тихо духи...

В России есть пословица: "На Бога надейся, а сам не плошай!" – примечание автора

– О чём идёт речь? (Наводнение – это стихийное бедствие, выражающееся в затоплении части суши водой)

– Работа по учебнику, стр. 79, Выделить причины половодья и наводнения (Работа в парах).

– Каковы причины стихийных явлений в природе: половодья, наводнения?

13. Значение реки. СЛАЙД-ШОУ

– Реки имеют огромное значение в жизни человека и других живых организмов.

– Послушайте стихотворение и скажите каково значение рек?

Она обнажила тысячи глыб
Дорогу вперед себе пробивая
Пристанищем стала множеству рыб
И все же, о главном не забывая.

Она утоляет жажду людей
Воды питьевой, источник бесценный
Дорогою служит для кораблей
А, что получает за труд свой нетленный?

14. Проблемы рек. СЛАЙД-ШОУ

– Что же получает река за труд свой нетленный?

Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот...
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого пока.

– А какие прекрасные строки посвящены чистой воде: СЛАЙД

Очищается сердце мое
Здесь, на Чистой реке;
Цвет воды ее дивной –

Иной, чем у тысячи рек

– Так давайте и мы с вами будем бережно относится к воде, в частности к той небольшой речке которая протекает через наш посёлок.

V. Закрепление.

– Что такое река?

– Перечислите части реки.

– Какие компоненты природы оказывают наибольшее влияние на реки?

– Выполнение практической работы. (Приложение).

VI. Домашнее задание. СЛАЙД

  • § 30,
  • тренажёр стр. 53 №8,9, стр. 54 № 1,2;
  • работа с терминами

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

– Какую новую информацию получили о реках?

– Что для вас было трудно, в чём преуспели?

VIII. Оценивание учащихся.

Литература

  1. Бахчиева О.А., Богомаз Л.С., Николаенко Е.В. Методические рекомендации «Планета Земля», Москва «Просвещение, 2008 г.
  2. Герасимова Т.П., Грюнберг Н.П., Неклюкова Н.П. «Поурочные планы» 6 класс, Волглград, 2002 г.
  3. Герасимолва Т.П., Неклюкова Н. П. «Поурочные разработки по географии» 6 класс, «Вако» Москва, 2004 г.
  4. Дронов В.П., Мишняева Е.Ю «Материалы в помощь учителю», Москва «Просвещение», 2008 г.
  5. Лобжанидзе А.А. «Планета Земля» учебник для 6 класса, Москва «Просвещение», 2008 г.
  6. Лобжанидзе А.А. «Планета Земля» тетрадь – тренажёр 6 класс, Москва «Просвещение», 2008 г.
  7. http://geography.kz
  8. www.spheres.ru
  9. https://urok.1sept.ru/subjects/30/