Настоящая программа предлагается для обеспечения факультативного курса краеведения для учащихся 8 класса . С учётом имеющихся ресурсов программа характеризует условия, в которых планируется организовать работу факультатива , анализ ресурсов, цели и задачи данного курса, расписание занятий, учебно-тематический план, ожидаемые результаты, заключение, в котором приводится дополнительная информация.
Данный факультатив имеет основной целью пробудить интерес к родному краю, желание беречь общий дом и заботиться о нём. Раскрывает многие стороны жизни Человека и Природы в Пермском крае, является дополнительным источником материала о природе, истории и культуре, достопримечательностях нашего края
Знать свой край, любить и беречь – это даже не задача всего человечества и каждого в отдельности, это нормальное ощущение комфорта и спокойствия, без которого наша жизнь превращается в выживание.
Необходимость изучения предмета в том, что Прикамье – это территория близкая и доступная нам уже с детства, потому уже сейчас нужно узнать и понять детям, как прекрасен и неповторим наш общий дом, как необходимы ему наши внимание и забота.
Предполагается при изучении курса работа с разными источниками информации, усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.
Программа факультатив рассчитана на один год обучения, общее количество часов – 34 часа.
Основные цели и задачи курса
Цели курса:
- Формирование гуманистического мировоззрения, экологической культуры у детей;
- Привитие у детей любви к природе, разумного и бережного отношения к ней;
- Ознакомление детей с историей и культурой своего края.
Задачи курса:
1) Образовательные:
- Познакомить детей с достопримечательностями своего края;
- Рассмотреть экологические вопросы;
- Научить работать с литературой, подбирать необходимый материал, писать рефераты, доклады, сообщения.
2) Развивающие:
- Привлекать детей к разнообразной творческой деятельности, приучить детей активно участвовать в конкурсах, соревнованиях;
- Развивать интерес к окружающему миру.
3) Воспитательные:
- Воспитывать у детей желание к совместной деятельности;
- Вовлечь детей в творческую трудовую деятельность через занятия факультатива;
- Пробудить стремление вести здоровый образ жизни;
- Воспитывать у детей чувство патриотизма;
- Привить детям нравственно-логическую культуру.
По окончании изучения предмета учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
- Природу Прикамья;
– Заповедные места;
– Народное искусство Прикамья;
УМЕТЬ:
- Вести исследовательскую работу;
– Писать рефераты и делать сообщения;
– Выпускать кружковые газеты, кроссворды, экологические плакаты;
– Писать отзывы о мероприятии.
– Составлять презентации и карты.
ИМЕТЬ:
- Стремление к изучению своего края и охране природы.
Формы и методы учебно-воспитательного процесса
Формы занятий: групповые.
Формы деятельности: беседа, анкетирование, практическое занятие, дискуссия, экскурсия, презентация по ИКТ, видеопросмотр.
Формами контроля являются: Наблюдение за поведением детей, опрос, анкетирование, викторина, конкурс, контрольный урок, тестирование, творческое задание.
Критерием эффективности программы является уровень развития знаний, умений и навыков по предмету.
Структура и содержание программ
Программа включает в себя систему внеклассных занятий по разделам:
- Достопримечательности Пермского края.
- Туристические маршруты по Пермскому краю.
- Инфраструктура туризма Пермского края.
Содержание курса предполагает чередование индивидуальной и коллективной работы учащихся, лекций и практических работ, обобщения и контроля изученного в форме тестирования. Для изучения данного материала используются различные формы: урок-игра, конференция, семинар, круглый стол, путешествие. В качестве итоговой работы учащиеся выполняют проект новой модели цивилизации.
Тематический план
№ Раздела | № Темы |
Содержание |
Количество часов |
I |
|
Достопримечательности Пермского края |
16 |
|
1 |
Памятники природы Пермского края 1. Пещеры 2. Последствия карстовых явлений (Лесное озеро) 3. Долина водопадов 4. Водопад Плакун 5. Геолого-геоморфологические объекты (Полюдов камень, Говорливый камень, камень Ветлан. Писаный камень, Колчимский камень, Серый камень и т.д.) 6. Алмазы Урала |
7 1 1 1 1 2
1 |
|
2 |
Культурно-исторические памятники 1. Музеи 2. Театры 3. Яма М.Н. Романова 4. Никольский родник 5. Дендропарк «Кузьминка» 6. Чусовской этнографический парк 7. Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36» |
7 1 1 1 1 1 1 1 |
|
5 |
Заповедники 1. Вишерский 2. Басеги |
2 1 1 |
|
6 |
Практические работы 1. Создание презентации 2. Составление реферата |
с/р |
|
7 |
Экскурсии 1. Посещение Театра опера и балета в г. Перми 2. Посещение Белогорского монастыря 3. Посещение водопада «Плакун» 4. Посещение Кунгурской ледяной пещеры 5. Посещение музея деревянного зодчества – Хохловка |
|
II |
|
Туристические маршруты по Пермскому краю |
18 |
|
1 |
По рекам Пермского края 1. К истоку Камы 2. По шумной Усьве 3. По Вишере алмазной 4. К Яйвинским тулумам 5. Кадь – река-загадка 6. По реке Косьве 7. В каньонах реки Берёзовой 8. Река Чусовая – река легендарная |
8 1 1 1 1 1 1 1 1 |
|
3 |
Сказочные места Уральских гор 1. Большое Уральское кольцо 2. Пермяки – солёные уши 3. Тур по местам силы 4. По вершинам гор 5. В сказочном месте Уральских гор 6. За уральскими минералами 7. К древнему каналу |
7 1 1 1 1 1 1 1 |
|
4 |
Практические работы 1. Создание карты маршрута (изученного на занятиях) 2. Создание презентации об одном из маршрутов |
с/р |
|
5 |
Экскурсии 1. Кунгур – столица воздухоплавания на Урале |
|
III |
|
Инфраструктура туризма Пермского края |
3 |
|
1 |
Санатории, профилактории |
1 |
|
2 |
Базы отдыха |
1 |
|
4 |
Фестивали |
1 |
|
5 |
Практические работы 1. Составление рекламного ролика |
с/р |
Литература
- А.М. Белавин, Н.Н. Агафонова, Н.Б. Крылысова, М.Г. Нечаев, А.Б. Суслов «Страницы истории Земли Пермской», Пермь «Книжный мир», 1997 г.
- «Вопросы географии и охраны природы Урала», Пермь,1960
- Г.П. Шалаева «Популярная энциклопедия для детей» в 16 томах, Москва, 1998 г.
- Календарь-справочник Пермской области. 1962. – Пермь, 1961 г.
- Календарь-справочник Пермской области. 1963. – Пермь, 1962 г.
- Н.В. Иванова, А.А. Неулыбина, Е.А. Черных «География Пермской области» Пермское книжное издательство, 1984 г.
- Н.Н. Назаров, М.Д. Шарыгин «География Пермской области», Пермь Издательство «Книжный мир», 1999 г.
- Н.Н. Назаров, Н.Г. Циберкин «Природная география Пермской области (хрестоматия)», Пермь Издательство «Книжный мир», 2001 г.
- Памятники природы Пермской области. – Пермь,1983г.
- Энциклопедия Пермский край, http://enc.permkultura.ru/start.do
- Энциклопедия Пермского края -... ПРИКАМЬЯ – ИСТОРИЯ – Пермь, Пермский край, http://www.perm1.ru
Заключение
Курс данного проекта программы я планирую вести в 2010–2011 учебном году в 8 классе, т.к. в этом классе я апробирую новый учебник по географии по линии УМК Сферы, программа которого имеет некоторые отличия от традиционной программы и материал по краеведению дан не в полном объёме. С этой целью мною и был составлен данный проект, который ранее не использовался.
Приложения к статье удалены, т.к. превышают допустимый объем.