Программа факультативного курса "Достопримечательности Пермского края". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Настоящая программа предлагается для обеспечения факультативного курса краеведения для учащихся 8 класса . С учётом имеющихся ресурсов программа характеризует условия, в которых планируется организовать работу факультатива , анализ ресурсов, цели и задачи данного курса, расписание занятий, учебно-тематический план, ожидаемые результаты, заключение, в котором приводится дополнительная информация.

Данный факультатив имеет основной целью пробудить интерес к родному краю, желание беречь общий дом и заботиться о нём.   Раскрывает многие стороны жизни Человека и Природы в Пермском крае, является дополнительным источником материала о природе, истории и культуре, достопримечательностях нашего края

Знать свой край, любить и беречь – это даже не задача всего человечества и каждого в отдельности, это нормальное ощущение комфорта и спокойствия, без которого наша жизнь превращается в выживание.

Необходимость изучения предмета в том, что Прикамье – это территория близкая и доступная нам уже с детства, потому уже сейчас нужно узнать и понять детям, как прекрасен и неповторим наш общий дом, как необходимы ему наши внимание и забота.

Предполагается при изучении курса работа с разными источниками информации, усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.

Программа факультатив рассчитана на один год обучения, общее количество часов – 34 часа.

Основные цели и задачи курса

Цели курса:

  • Формирование гуманистического мировоззрения, экологической культуры у детей;
  • Привитие у детей любви к природе, разумного и бережного отношения к ней;
  • Ознакомление детей с историей и культурой своего края.

Задачи курса:

1) Образовательные:

  • Познакомить детей с достопримечательностями своего края;
  • Рассмотреть экологические вопросы;
  • Научить работать с литературой, подбирать необходимый материал, писать рефераты, доклады, сообщения.

2) Развивающие:

  • Привлекать детей к разнообразной творческой деятельности, приучить детей активно участвовать в конкурсах, соревнованиях;
  • Развивать интерес к окружающему миру.

3) Воспитательные:

  • Воспитывать у детей желание к совместной деятельности;
  • Вовлечь детей в творческую трудовую деятельность через занятия факультатива;
  • Пробудить стремление вести здоровый образ жизни;
  • Воспитывать у детей чувство патриотизма;
  • Привить детям нравственно-логическую культуру.

По окончании изучения предмета учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

- Природу Прикамья;

– Заповедные места;

– Народное искусство Прикамья;

УМЕТЬ:

- Вести исследовательскую работу;

– Писать рефераты и делать сообщения;

– Выпускать кружковые газеты, кроссворды, экологические плакаты;

– Писать отзывы о мероприятии.

– Составлять презентации и карты.

ИМЕТЬ:

- Стремление к изучению своего края и охране природы.

Формы и методы учебно-воспитательного процесса

Формы занятий: групповые.

Формы деятельности: беседа, анкетирование, практическое занятие,  дискуссия, экскурсия, презентация по ИКТ, видеопросмотр.

Формами контроля являются: Наблюдение за поведением детей, опрос,  анкетирование, викторина, конкурс, контрольный урок, тестирование, творческое задание.

Критерием эффективности программы является уровень развития знаний, умений и навыков по предмету.

Структура и содержание программ

Программа включает в себя систему внеклассных занятий по разделам:

  1. Достопримечательности Пермского края.
  2. Туристические маршруты по Пермскому краю.
  3. Инфраструктура туризма Пермского края.

Содержание курса предполагает чередование индивидуальной и коллективной работы учащихся, лекций и практических работ, обобщения и контроля изученного в форме тестирования. Для изучения данного материала используются различные формы: урок-игра, конференция, семинар, круглый стол, путешествие. В качестве итоговой работы учащиеся выполняют проект новой модели цивилизации.

Тематический план

№ Раздела

№ Темы

Содержание

Количество часов

I

 

Достопримечательности Пермского края

16

 

1

Памятники природы Пермского края

1. Пещеры

2. Последствия карстовых явлений (Лесное озеро)

3. Долина водопадов

4. Водопад Плакун

5. Геолого-геоморфологические объекты (Полюдов камень, Говорливый камень, камень Ветлан. Писаный камень, Колчимский камень, Серый камень и т.д.)

6. Алмазы Урала

7

1

1

1

1

2

 

1

 

 2

Культурно-исторические памятники

1. Музеи

2. Театры

3. Яма М.Н. Романова

4. Никольский родник

5. Дендропарк «Кузьминка»

6. Чусовской этнографический парк

7. Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36»

 7

1

1

1

1

1

1

1

 

5

Заповедники

1. Вишерский

2. Басеги

 2

1

1

 

6

Практические работы

1. Создание презентации

2. Составление реферата

 

с/р

 

 7

Экскурсии

1. Посещение Театра опера и балета в г. Перми

2. Посещение Белогорского монастыря

3. Посещение водопада «Плакун»

4. Посещение Кунгурской ледяной пещеры

5. Посещение музея деревянного зодчества – Хохловка

 

II

 

Туристические маршруты по Пермскому краю

18

 

1

 По рекам Пермского края

1. К истоку Камы

2. По шумной Усьве

3. По Вишере алмазной

4. К Яйвинским тулумам

5. Кадь – река-загадка

6. По реке Косьве

7. В каньонах реки Берёзовой

8. Река Чусовая – река легендарная

 8

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 3

Сказочные места Уральских гор

1. Большое Уральское кольцо

2. Пермяки – солёные уши

3. Тур по местам силы

4. По вершинам гор

5. В сказочном месте Уральских гор

6. За уральскими минералами

7. К древнему каналу

7

1

1

1

1

1

1

1

 

4

Практические работы

1. Создание карты маршрута (изученного на занятиях)

2. Создание презентации об одном из маршрутов

 

с/р

 

 5

Экскурсии

1. Кунгур – столица воздухоплавания на Урале

 

III

 

Инфраструктура туризма Пермского края

 3

 

1

Санатории, профилактории

1

 

2

Базы отдыха

1

 

4

Фестивали

1

 

5

Практические работы

1. Составление рекламного ролика

с/р

Литература

  1. А.М. Белавин, Н.Н. Агафонова, Н.Б. Крылысова, М.Г. Нечаев, А.Б. Суслов «Страницы истории Земли Пермской», Пермь «Книжный мир», 1997 г.
  2. «Вопросы географии и охраны природы Урала», Пермь,1960
  3. Г.П. Шалаева «Популярная энциклопедия для детей» в 16 томах, Москва, 1998 г.
  4. Календарь-справочник Пермской области. 1962. – Пермь, 1961 г.
  5. Календарь-справочник Пермской области. 1963. – Пермь, 1962 г.
  6. Н.В. Иванова, А.А. Неулыбина, Е.А. Черных «География Пермской области» Пермское книжное издательство, 1984 г.
  7. Н.Н. Назаров, М.Д. Шарыгин «География Пермской области», Пермь Издательство «Книжный мир», 1999 г.
  8. Н.Н. Назаров, Н.Г. Циберкин «Природная география Пермской области (хрестоматия)», Пермь Издательство «Книжный мир», 2001 г.
  9. Памятники природы Пермской области. – Пермь,1983г.
  10. Энциклопедия Пермский край, http://enc.permkultura.ru/start.do
  11. Энциклопедия Пермского края -... ПРИКАМЬЯ – ИСТОРИЯ – Пермь, Пермский край, http://www.perm1.ru

Заключение

Курс данного проекта программы я планирую вести в 2010–2011 учебном году в 8 классе, т.к. в этом классе я апробирую новый учебник по географии по линии УМК Сферы, программа которого имеет некоторые отличия от традиционной программы и материал по краеведению дан не в полном объёме. С этой целью мною и был составлен данный проект, который ранее не использовался.

 

Приложения к статье удалены, т.к. превышают допустимый объем.