Урок русского языка "Обобщение знаний о глаголе"

Разделы: Начальная школа


Цели: систематизировать существенные признаки глагола как части речи; формирование умения писать окончания глаголов; правильно употреблять в речи глаголы-синонимы; воспитание умения работать в группах.

Оборудование: компьютер, проекционный экран, Толковый словарь С.И.Ожегова, В.Даля

Ход урока

1) Сообщение темы и цели урока

Глагол самая огнепышущая,

Самая живая часть речи.

-Прочитайте эпиграф к уроку и объясните, как понимаете его.

2) Работа по теме урока

-На первый вопрос отвечают обучающиеся 1-ой группы (вопросы даются детям заранее)

Дети рассказывают , что термин -глагол-это перевод с латинского verbum, что значит слово, речь.

В словаре это слово означает:

А) слово, речь;

Б) часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.

Слово - исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить.

-На второй вопрос отвечают обучающиеся 2-ой группы(вопросы даются детям заранее)

Необыкновенна часть речи глагол тем, что обозначает действие. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть, стать.

Обучающиеся с помощью приставок образуют новые глаголы от слова говорить

При проверке называют глагол, объясняют его значение, указывают на разнообразие приставок, с помощью которых увеличивается количество глаголов в нашем языке. Далее к слову говорить подбирают синонимы

(этот материал отображает на проекционном экране)

3. Инсценировка отрывка из стихотворения Г. Гюйко:

За столом сказала мать:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?

-Объясните значение словосочетаний болтать языком, болтать ногами.

-Подберите словосочетания с глаголом держать, чтобы глагол имел разные значения; а затем подобрать к нему синонимы.( обучающиеся пользуются толковыми словарями)

Вывод:

Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.

- Прочитайте стихотворение И.Токмаковой:

Зябн..т осинка
Дрож..т на ветру
Стын..т на солнышке
Мёрзн..т в жару.

Задания:

1) назовите глаголы-синонимы.

2) вставьте гласные окончания глаголов, обоснуйте( используются карточки с окончаниями глаголов)

3) что можете сказать об этом предложении?

4) назовите слова с безударными гласными в корне

5) запишите стихотворение по памяти (взаимопроверка в парах)

4. Наблюдение за глаголами.

-Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стёклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу?

-Какие звуки мы слышим в лесу?

Дети читают с проекционного экрана стихотворение Ф.Тютчева "Море и утёс"

И бунту..т, и клокоч..т,
Хлещ..т, свищ..т и рев..т,
И до звёзд допрянуть хочет,
До незыблемых высот.

Задания:

Какую картину вы представили, расскажите.

С помощью какой части речи Ф.Тютчеву удалось передать картину бушующего моря. Почему?

Найдите значение слов по толковому словарю (работа в группах).

1-я группа- клокочет.

2-я группа- допрянуть

3-я группа - незыблемых.

  • спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы.
  • проверьте написание личных окончаний глаголов.
  • подчеркните глаголы звучания.
  • что интересного вы можете рассказать о глаголе хочет?

На третий вопрос отвечают обучающиеся 3-ей группы.

(вопросы даются детям заранее).Дети отвечают на вопрос о постоянных и непостоянных признаках глаголов, обосновывают написание.

Инсценирование.

Ученики одной из групп подготовили инсценировку.

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:

-В этом году на соревнованиях области я обязательно победю:, нет побежу:,-замялся Гена.

-Эх ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить, -засмеялся Игорь.

-А как же сказать правильно? Подумайте!(Работа в группах)

Вывод:

Глагол победить в 1-ом лице не употребляется.

Так же в 1-ом лице не употребляются: убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержать победу, буду пылесосить.

-Запишите предложение, раскрыв скобки.

Я (убедить) товарища.

Творческая работа.

Дети читают с проекционного экрана глаголы: светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.

Задание.

1. Напишите сочинение- миниатюру.

2. Определите тему будущего текста.

3. Озаглавьте.

(Чтение и анализ 2-3 сочинений).

5. Подведение итогов урока.