Цели: систематизировать существенные признаки глагола как части речи; формирование умения писать окончания глаголов; правильно употреблять в речи глаголы-синонимы; воспитание умения работать в группах.
Оборудование: компьютер, проекционный экран, Толковый словарь С.И.Ожегова, В.Даля
Ход урока
1) Сообщение темы и цели урока
Глагол самая огнепышущая,
Самая живая часть речи.
-Прочитайте эпиграф к уроку и объясните, как понимаете его.
2) Работа по теме урока
-На первый вопрос отвечают обучающиеся 1-ой группы (вопросы даются детям заранее)
Дети рассказывают , что термин -глагол-это перевод с латинского verbum, что значит слово, речь.
В словаре это слово означает:
А) слово, речь;
Б) часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.
Слово - исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить.
-На второй вопрос отвечают обучающиеся 2-ой группы(вопросы даются детям заранее)
Необыкновенна часть речи глагол тем, что обозначает действие. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть, стать.
Обучающиеся с помощью приставок образуют новые глаголы от слова говорить
При проверке называют глагол, объясняют его значение, указывают на разнообразие приставок, с помощью которых увеличивается количество глаголов в нашем языке. Далее к слову говорить подбирают синонимы
(этот материал отображает на проекционном экране)
3. Инсценировка отрывка из стихотворения Г. Гюйко:
За столом сказала мать:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?
-Объясните значение словосочетаний болтать языком, болтать ногами.
-Подберите словосочетания с глаголом держать, чтобы глагол имел разные значения; а затем подобрать к нему синонимы.( обучающиеся пользуются толковыми словарями)
Вывод:
Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.
- Прочитайте стихотворение И.Токмаковой:
Зябн..т осинка
Дрож..т на ветру
Стын..т на солнышке
Мёрзн..т в жару.
Задания:
1) назовите глаголы-синонимы.
2) вставьте гласные окончания глаголов, обоснуйте( используются карточки с окончаниями глаголов)
3) что можете сказать об этом предложении?
4) назовите слова с безударными гласными в корне
5) запишите стихотворение по памяти (взаимопроверка в парах)
4. Наблюдение за глаголами.
-Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стёклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу?
-Какие звуки мы слышим в лесу?
Дети читают с проекционного экрана стихотворение Ф.Тютчева "Море и утёс"
И бунту..т, и клокоч..т,
Хлещ..т, свищ..т и рев..т,
И до звёзд допрянуть хочет,
До незыблемых высот.
Задания:
Какую картину вы представили, расскажите.
С помощью какой части речи Ф.Тютчеву удалось передать картину бушующего моря. Почему?
Найдите значение слов по толковому словарю (работа в группах).
1-я группа- клокочет.
2-я группа- допрянуть
3-я группа - незыблемых.
- спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы.
- проверьте написание личных окончаний глаголов.
- подчеркните глаголы звучания.
- что интересного вы можете рассказать о глаголе хочет?
На третий вопрос отвечают обучающиеся 3-ей группы.
(вопросы даются детям заранее).Дети отвечают на вопрос о постоянных и непостоянных признаках глаголов, обосновывают написание.
Инсценирование.
Ученики одной из групп подготовили инсценировку.
Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:
-В этом году на соревнованиях области я обязательно победю:, нет побежу:,-замялся Гена.
-Эх ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить, -засмеялся Игорь.
-А как же сказать правильно? Подумайте!(Работа в группах)
Вывод:
Глагол победить в 1-ом лице не употребляется.
Так же в 1-ом лице не употребляются: убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержать победу, буду пылесосить.
-Запишите предложение, раскрыв скобки.
Я (убедить) товарища.
Творческая работа.
Дети читают с проекционного экрана глаголы: светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.
Задание.
1. Напишите сочинение- миниатюру.
2. Определите тему будущего текста.
3. Озаглавьте.
(Чтение и анализ 2-3 сочинений).
5. Подведение итогов урока.